2 апреля 2022 года. Архиерейское богослужение
Согласно Уставу Церкви, особое поминовение усопших в храмах во время Великого поста совершается в его вторую, третью и четвертую субботы. В эти три дня все верующие еще раз призываются к усиленной молитве о своих усопших родителях, родственниках и близких.
Заключительная в череде этих великопостных родительских суббот в 2022 году пришлась на 2 апреля. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк в этот день совершил Божественную литургию и панихиду в Борисо-Глебском соборе Рязани. После богослужения владыка в наставлении к верующим обратился к вопросу значимости молитв об усопших и для них самих, и для тех людей, кто эту молитву совершает.
Читать подробнее и смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2022 года в связи с событиями на Украине
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине.
Возлюбленные собратья-архипастыри!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Мы переживаем сегодня непростой исторический период: все наши мысли, тревоги и молитвы связаны с происходящими событиями на Украине. Но даже в самые трудные времена испытаний наш народ искал помощи у Пресвятой Богородицы, которая всегда была усердной ходатаицей и заступницей Святой Руси.
Во дни Великого поста, когда Церковь в покаянии предстоит Господу, обращаюсь ко всем вам, мои дорогие, с призывом читать ежедневно «Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии» с прибавлением к нему утвержденной ранее молитвы о восстановлении мира.
Обратим же наши взоры и воздыхания к усердной Заступнице рода христианского, дабы по Ее неотступному материнскому ходатайству Человеколюбивый Господь приклонил Свою милость к нашим народам и даровал крепкий и необоримый мир.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Молитва о восстановлении мира
Владыко Многомилостиве Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых равноапостольных великого князя Владимира и великия княгини Ольги, святых Новомучеников и исповедников Церкви нашея, преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, Сергия, игумена Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского и всех святых, благоприятну сотвори молитву нашу о Церкви и о всех людех Твоих.
От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, — дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди!
Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни.
Благодатию Твоею власти предержащие ко всякому благу настави, воинов — в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова — в домы введи, голодныя — напитай, недугующая и страждущая — укрепи и исцели, в смятении и печали сущим — надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным — прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.
Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, яко да во всех странах наших единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков. Аминь.
Таинство Елеосвящения (Соборования)
Дорогие братья и сестры!
Таинство Елеосвящения (Соборования) в нашем храме состоится:
24 марта (четверг) в 9.30
3 апреля (воскресенье) в 17.30
15 апреля (пятница) в 17.30
8 марта 2022 года. Архиерейское богослужение
Вечером 8 марта 2022 года митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Борисо-Глебском соборе Рязани.
Почему Церковь предлагает текст этого удивительного сочинения святого Андрея Критского в первые дни Святой Великой Четыредесятницы? Об этом говорил митрополит Марк в наставлении:
– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы вновь внимали словам покаянного канона преподобного Андрея Критского. Почему Церковь уделяет такое большое внимание чтению этого канона, причем в начале Святой Великой Четыредесятницы? Поясню важность чтения таким примером: в каждом доме непременно есть такой атрибут, как зеркало. Кто-то использует его, чтобы полюбоваться на себя, кто-то – чтобы привести себя в порядок, нанести косметику или посетовать, что годы уже не те. Но все мы в той или иной мере пользуемся зеркалом, чтобы посмотреть на себя со стороны – и в этом состоит наша общая цель, хотя мотивы и выводы могут быть разными.
Но мы смотрим на себя со стороны только в смысле нашего тела. А можно ли посмотреть со стороны на состояние своей души? Можно. Мы это делаем, когда слышим наших недоброжелателей, критиков, которые могут нас ругать, обличать, указывать на наши недостатки. По сути дела, они самые главные наши доброжелатели, потому что четко подмечают наши недостатки и не стесняются говорить о них. Но разве кто-то любит слушать своих критиков? Нет. Мы считаем, что все неправда, либо сказанное о нас чрезмерно окрашено в черные тона, и часто закрываем свои уши.
Есть и другой путь – Таинство покаяния. Читая перечень человеческих грехов, мы чувствуем свою греховность – и тут согрешили, и там, словом, везде мы отметились своими грязными греховными шагами. Канон преподобного Андрея Критского – это покаянный канон, и неслучайно это подчеркивается в названии, потому что канон – это личная исповедь преподобного Андрея. Он рассматривает библейских персонажей, страницы Библии, и прилагает каждую страницу к себе, говорит, что согрешил, сделал плохо по подобию многих библейских персонажей. Конечно, вследствие нашей неграмотности мы порой даже не знаем, о чем идет речь и чем отметился тот или иной человек в истории. И это тоже обличение в наше адрес – мы плохо знаем Библию и недостаточно внимания уделяем Священному Писанию. Божественное Откровение остается у нас в небрежении. Вместе с тем Церковь не оставляет своих усилий и всякий раз в начале Святой Великой Четыредесятницы вновь и вновь предлагает нам всмотреться в страницы великой книги и узнать себя, свои злые поступки в отрицательных греховных поступках библейских персонажей.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы воспринимали этот канон не формально и не машинально, не приходили в храм чтобы просто отстоять и послушать, но чтобы через чтение канона всмотреться в себя, оценить свои поступки и положить начало настоящему покаянию и изменению себя в сторону добра и света.
26 февраля 2022 года. Мясопустная родительская суббота
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.
Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.
6 февраля 2022 года. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля (25 января), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от четверга до субботы. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.
Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
Среди пострадавших за веру в ХХ веке – святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим (Чичагов) (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918) и целый сонм святых явленных и неявленных.
Объявление. О подаче записок дистанционно
Дорогие братья и сестры!
Напоминаем вам, что по благословению митрополита Рязанского и Михайловского Марка вы можете подать записки для поминовения на богослужениях в Борисо-Глебском соборе города Рязани дистанционно.
Имена о здравии и упокоении следует прислать на наш электронный адрес:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
, а пожертвование перечислить на одну из карт Сбербанка:
Ключарь собора: 4276 5300 1528 8926 Владелец карты: Георгий Иванович Аверин
Казначей собора: 4276 5300 1901 2207 Владелец карты: Мария Борисовна Родионова
9 января 2022 года. Рождественский праздник в воскресной школе
Каждый человек в любом возрасте с приближением Рождества ждёт чуда. Вот-вот оно наступит, а звезда указывает путь. Действительно, Рождество Христово – испокон веков, наверное, самый любимый, волшебный и по-детски сказочный праздник для всех людей. Потому что именно от этого праздника люди ждут чуда и исполнения самых заветных добрых мечтаний. По-особому радостно само ожидание праздника и подготовка к нему.
Конечно, православные христиане готовят себя к празднику, в первую очередь, постом, усиленной молитвой, как можно чаще посещают богослужения, читают духовную литературу, оказывают дела милосердия. Вот и в нашей воскресной школе подготовка к встрече Рождества Христова началась задолго до самого события.
По доброй традиции в первое воскресенье после Рождества Христова для воспитанников воскресной школы прошел праздник.
В Рождественских мероприятиях приняли участие все ученики воскресной школы, родители, гости, учителя. С поздравительным словом выступил ключарь нашего храма – протоиерей Георгий Аверин. Его слова, наполненные неподдельной радостью Рождества Христова, всегда находят живой отклик в сердцах детей и родителей.
После чаепития, гости поднялись в празднично украшенный зал, где проходило основное действие праздника. Спектакль был яркий и интересный, со стихами и песнями, с различными музыкальными играми. На празднике все дети получили подарки. Радостно было видеть счастливые детские улыбки в этот светлый праздник!
8 января 2022 года. Архиерейское богослужение
8 января 2022 года, день празднования Собора Пресвятой Богородицы, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Борисо-Глебском соборе Рязани.
Всегда ли трудности в жизни настолько велики, насколько воспринимаются человеком? С чем их можно сравнить и как преодолеть? Размышлениями на эту тему поделился в наставлении после богослужения митрополит Марк:
– Что больнее всего ранит человеческое сердце? Проявление невнимания, пренебрежения, отсутствие любви. Наверное, для стоящих здесь молодых людей знакома такая история: молодой человек или девушка вдруг начинает ненавидеть себя, свою жизнь, говоря, что она стала унылой и постылой, потому что любимый человек вдруг отвернулся. Отвернулся, забыл, растоптал лучшие чувства.
Сейчас мы празднуем Рождество Христово, событие, которое стало водоразделом человеческой истории. Но что такое Рождество Христово? Для нас с вами это радостный праздник, но давайте вникнем в Евангельскую историю. Христос пришел на землю, чтобы спасти человеческий род, принести людям избавление, и как же Его встречают?
Ему не находится места среди людей, Он появляется на свет в пещере, в месте, куда загоняли скот в непогоду. И колыбелью для Него становится кормушка для скота. Более того, через некоторое время после Своего рождения Он становится изгнанником. Царь Ирод, который страшно боялся конкурентов, узнав, что рождается новый Царь, стал Его преследовать. И Господь, как повествует евангелист Матфей, стал изгнанником в Своей земле. Что такое человеческие скорби, невнимание по сравнению с этим?
Представьте себе, что вас пригласили в гости, а когда вы пришли, вам просто не открыли дверь, а потом еще и стали искать, чтобы убить. Вот так можно на доступный язык переложить историю Рождества Спасителя. Он был ожидаемым, желанным Мессией, о скором пришествии которого в то время говорили в Древнем Израиле, все ждали Помазанника, который избавит народ от иноземной оккупации, от гнета великого Рима.
И Христос приходит на землю. Приходит, но сразу же становится врагом, подозреваемым и изгнанником. Таково начало земной жизни Спасителя, который был гоним в младенчестве, в детском возрасте, гоним и распинаем в зрелом возрасте.
Мы сегодня отмечаем Рождество Христово и пользуемся плодами пришествия в мир Христа Спасителя, которое воспринимаем как событие радостное, давшее человечеству возможность жить не под гнетом греха, но на новых началах и принципах жизни.
Будем праздновать Рождество Христово, дорогие братья и сестры, и радоваться, что с нами Бог, что в любую минуту, секунду Он готов протянуть нам руку помощи. Но вместе с тем Господь призывает нас крепиться и не обращать внимания на скорби, лишения, трудности, воспринимать их мужественно, не боясь лишений, человеческой злобы и ненависти.
Только так, взирая на подвиг Спасителя, мы сможем переносить трудности и сложности этой жизни без ущерба, не теряя себя. Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, обрести в своей жизни Спасителя, который, в отличие от людей, всегда готов нам оказать помощь. Ведь Христос для того и родился в мир, чтобы стать Спасителем для всех нас, грешных.
Рождественское послание митрополита Рязанского и Михайловского Марка
С Рождеством Христовым!
Рождение новой жизни, приход человека в мир – это событие удивительное, радостное! Событие желанное! К нему готовятся, его с нетерпением ожидают. Однако, к сожалению, не все...
Современная статистика неумолимо свидетельствует о том, что множество людей отказываются от своих детей. Как рожденных, так и не рожденных. Сколько уже начавшихся жизней жестоко обрываются во чреве матери...
2000 лет назад на земле совершилось самое главное Рождение. Самое важное за всю историю человечества. В мир пришел его Спаситель. И мир ожидал Его. Древний Израиль буквально жил в ожидании Мессии.
И вот Христос, Мессия, долгожданный и желанный, приходит в мир. Но Его никто не встречает. Ему даже не находится места среди людей. Спаситель мира рождается в пещере для загона скота. Яслями ему служит кормушка для животных. Более того, злая человеческая воля делает его изгнанником из своего Отечества, из своего народа. Он гоним с рождения, гоним во младенчестве, гоним во взрослом возрасте.
Сегодня Христос также гоним. Даже память о Нем пытаются стереть. Все чаще в Европе раздаются «рекомендации» о том, что не стоит называть Рождество Рождеством, не стоит ставить елки в школах и уж тем более носить кресты.
Но Христос уже пришел на землю. Вошел в этот мир и навсегда изменил порядок вещей.
Рождество Христово - это событие, которое невозможно забыть или замолчать! Бог родился ради всех нас! Ради нашего спасения! И это наша история, которую никому не под силу переписать.
Желаю всем нам, дорогие братья и сестры, постоянно помнить об этом! Всегда пребывать в радости о Христе Родившемся! И славить Бога за богатые милости, которыми Он щедро делится с нами!
С Рождеством Христовым!