Первые упоминания

Борисо-Глебский собор города Рязани (1912г.) фото Прокудина-ГорскогоПервое упоминание о Борисо-Глебском соборе относится к глубокой древности: в «Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку отмечено, что в 1180 году великий Владимирский князь Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) из Коломны «...иде къ Рязаню взя городъ Борисовъ и Глебовъ, пришедъ же къ Рязаню, миръ створи съ Романомъ и со Игоремъ...». Борисо-Глебовым называлось небольшое укрепленное поселение у Борисо-Глебской церкви, которое в последующие века слилось с городом Переяславлем Рязанским, основанным в 1095 году на высоком холме при слиянии рек Лыбеди и Трубежа.
На одном же из рукописных экземпляров «Степенной книги» XVII столетия была сделана запись, из которой следует, что Борисо-Глебская церковь была построена в 1152 году. Эту дату и принимают за время основания храма.
Следующее упоминание о соборе относится к 1288 году, когда во время очередного опустошительного набега татар столица княжества – Рязань (Старая) – со всеми ее соборами и церквами была разрушена до основания. В это время, как и ранее из Мурома в Рязань, «святитель Василий под покровом своей избавительницы – Муромской иконы Богоматери – приплыл на своей мантии по Оке и притоку ее Трубежу к церкви Бориса и Глеба Переяславля. Здесь он основал новую епископию, и церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба с этого времени стала соборной».
Это событие в народных легендах раскрывается с рядом подробностей: сторож Борисо-Глебской церкви за неделю до прибытия святителя Василия начал уборку. На вопрос священников о причине этого он ответил: «великий гость прибудет к нам». Первыми святого Василия, плывущего на мантии, увидели две женщины, пришедшие на Трубеж за водой. По преданию, Святитель привез с собой на мантии из Старой Рязани два колокола. Когда стали их поднимать, один, якобы, сорвался и упал в Трубеж. Поэтому, когда благовестят на Борисо-Глебской колокольне, утонувший колокол гудит под водой.
В 1389 году митрополит Пимен во время третьего своего путешествия в Царьград (Константинополь) остановился на некоторое время в Переяславле (Рязанском) и отслужил молебен в церкви святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Патриаршая, или Никоновская летопись сообщает о встрече Митрополита, его пребывании и служении в кафедральном соборе: «Тояжъ (1389) весны Пиминъ митрополитъ, во третии пойде въ Царь-градъ... Бысть же начало пути тому ... месяца апреля въ 13 день въ великии вторникъ страстныя недели.... Во святую неделю Пасхи мы, – повествует Игнатий, диакон смоленского епископа Михаила, – поехали из Коломны къ Рязани по реке Оке и приблизились к Перевитску; тутъ встретил насъ епископъ рязанский Еремей Гречинъ (Иеремия Грек – прим. авт.); а когда приблизились къ городу Переславлю, то встретили насъ сыновья великаго князя Олега Ивановича Резанскаго; потомъ встретилъ насъ самъ великии князь съ детьми и бояры, а когда подошли мы къ городу Переславлю, то встретили насъ со крестомъ. Отслужив молебенъ въ соборномъ храме ( Борисо-Глебском - прим. авт.), митрополитъ пировалъ у великаго князя и честь многу приятъ.... Изъ Переславля Рязанскаго мы выехали въ Фомино воскресенье...».