Что нужно знать о Пасхе


 

Слово «пасха» («песах») с еврейского языка переводится как «прохождение мимо». Во времена Исхода евреев из Египта, в ночь последней «казни египетской», Господь поразил смертью всех египетских первенцев. Но ангел смерти прошел мимо домов евреев, у которых косяки дверей были помазаны кровью жертвенного агнца. Эти события заставили фараона отпустить еврейский народ. И в воспоминание об избавлении от смерти и египетского рабства была установлена ветхозаветная Пасха.

 

Пасхой назывался сам праздник и его жертвенная трапеза. Закланного жертвенного агнца (ягненка) запекали целиком и ели с горькими травами, не ломая костей. Каждая семья готовила собственного агнца (маленькие семейства могли объединяться).

 

Кроме агнца, ели опресноки – пресные лепешки. Горечь трав и пресный хлеб должны были напоминать евреям о ночи бегства, когда они выходили из Египта так поспешно, что даже не успели заквасить тесто. В память об этом целых семь дней от праздника ветхозаветной пасхи вкушался только пресный, не квасной хлеб. Ветхозаветная пасха – праздник-прообраз Пасхи Нового Завета. Так ее осмысливали уже на заре христианства. Апостол Павел пишет: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).

 

Жертва Христа освободила человечество от рабства греху и смерти. Христос умер за всё человечество на Кресте накануне еврейской пасхи. Он сошел во ад, откуда вывел праотцев, ожидавших Его прихода в мир. На третий день после Своего распятия Христос воскрес из мертвых.

 

Пасхальная трапеза

 

В отличие от других праздников Церкви, в Пасхальном торжестве важным является не только его содержание. Глубокое символическое значение имеют основные блюда пасхальной трапезы. Приготавливая и вкушая их, мы выражаем сопричастность празднику, вознося благодарение Богу за Его дары и заботу о нас.

 

Артос – освященный квасной хлеб, символизирующий Воскресшего Христа, пребывающего на земле с учениками. Это и отсылка к словам Христа: «Я есть Хлеб жизни», и воспоминание о традиции, восходящей к самим апостолам. Апостолы после Вознесения оставляли хлеб за трапезой на том месте, где прежде сидел с ними Христос, как знак того, что Он по-прежнему незримо присутствует среди них.

 

Кулич – это домашний пасхальный хлеб. Кроме того, способ приготовления кулича отражает образ совершенства Пасхи Нового Завета по сравнению с ветхозаветной. У христиан вместо горечи рабства – сладость освобождения от греха, вместо пресного хлеба (опресноков) – квасной кулич. В Евангелии с закваской сравнивается Царство Небесное.

 

Творожная пасха – в Ветхом Завете словом «пасха» называли пасхального агнца. Хотя сегодня в последованиях благословения пасхальной снеди есть особая молитва для благословения мяса, однако само название в настоящее время относит к творожному блюду, которое по своей форме напоминает гробную пещеру, оказавшуюся по воскресении пустой.

 

Яйцо – это древний символ жизни. Мертвое, окаменевшее снаружи, оно таит жизнь внутри, словно каменный Гроб Христов. Красный цвет яйца указывает на Животворящую Кровь Христа – Агнца Божия, пролитую во искупление грехов всего мира.


Пасхальные богослужения

 

Свой самый главный праздник православные христиане встречают на ночном богослужении. Оно начинается с особого чина, называемого Полунощницей. В полночь начинается крестный ход. Две тысячи лет назад мироносицы – женщины с благовонным миром (особым масляным составом), которым они хотели помазать тело Спасителя – пошли к пещере, где Он был похоронен, но не нашли Его, потому что Он уже воскрес.

И каждый год с крестными ходами вокруг тысяч православных храмов вся Церковь словно идет ко гробу Спасителя, но не находит там тела, и вновь разносится великая весть – «Христос воскрес!». Скорбь о смерти Христа претворяется в радость вечной жизни, а Ветхий Завет сменяется Новым.


После крестного хода следуют Пасхальная утреня и Литургия. В конце происходит вынос и освящение Артоса – пасхального хлеба.

 

Пасху – праздник праздников и торжество торжества – в Церкви особым образом отмечают в течение 40 дней. Столько времени Воскресший Господь пребывал со Своими учениками до Своего Вознесения на небо. В эти дни верующие во Христа приветствуют друг друга, исповедуя совершившееся чудо: «Христос воскресе» - Воистину воскресе!» Когда Пасхальный период в Церкви завершается, торжество Пасхи остается с нами в воскресных богослужениях, называемых малой Пасхой.

 

Первая неделя после Пасхи именуется Светлой седмицей. Ее богослужения подобны своим ликованием богослужению Пасхальной ночи.

 

О Причащении в Светлую седмицу

 

По канонам Православной Церкви христианам запрещено поститься в Светлую седмицу. При этом 66-е правило VI Вселенского собора предписывает всем клирикам ежедневное богослужение, а мирянам – причащение Святых Христовых Таин в дни Светлой седмицы. Поэтому христианин на Светлой приступает ко Причастию натощак, но без поста накануне.

 

Весть о Воскресении Христа – вот что самое главное во всем Евангелии!

 

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Вся человеческая жизнь оказывается бессмысленной, если нас не ожидает впереди воскресение. Церковь учит, что вечная жизнь ожидает всю полноту человеческого существа – тело, душу и дух.

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73; 

В храме: +7 (960) 567-76-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

 

Как подать записку
дистанционно:

 

1. Имена о здравии и упокоении
прислать на 
электронный адресЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:

Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин

Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова

 

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

В связи с капитальным ремонтом крестильного храма,

с 23 мая 2023 года крещение детей совершается в самом Соборе (Боголюбский предел).

Крещение проводится: в будни и субботу с 11 часов, в воскресенье с 12 часов.


БЕСЕДЫ для венчающихся проходят в субботу в 15 часов, а для крестных родителей в 15-30 и в воскресенье с 13-30 до 14-30 в классе воскресной школы.


По всем дополнительным вопросам обращайтесь за свечной ящик в храме.

 

Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:

8 (4912) 25-69-73

+7 (960) 567-76-53

 

 

Работа гуманитарного склада:

В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает

 

ЦЕРКОВНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ

сеть православных центров помощи для зависимых

 

8 (800) 600-16-93

бесплатно, профессионально, анонимно

 

protivnarko.ru

консультации по зависимости, подбор православного реабилитационного центра, он-лайн группы поддержки