Что нужно знать о Пасхе
Слово «пасха» («песах») с еврейского языка переводится как «прохождение мимо». Во времена Исхода евреев из Египта, в ночь последней «казни египетской», Господь поразил смертью всех египетских первенцев. Но ангел смерти прошел мимо домов евреев, у которых косяки дверей были помазаны кровью жертвенного агнца. Эти события заставили фараона отпустить еврейский народ. И в воспоминание об избавлении от смерти и египетского рабства была установлена ветхозаветная Пасха.
Пасхой назывался сам праздник и его жертвенная трапеза. Закланного жертвенного агнца (ягненка) запекали целиком и ели с горькими травами, не ломая костей. Каждая семья готовила собственного агнца (маленькие семейства могли объединяться).
Кроме агнца, ели опресноки – пресные лепешки. Горечь трав и пресный хлеб должны были напоминать евреям о ночи бегства, когда они выходили из Египта так поспешно, что даже не успели заквасить тесто. В память об этом целых семь дней от праздника ветхозаветной пасхи вкушался только пресный, не квасной хлеб. Ветхозаветная пасха – праздник-прообраз Пасхи Нового Завета. Так ее осмысливали уже на заре христианства. Апостол Павел пишет: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).
Жертва Христа освободила человечество от рабства греху и смерти. Христос умер за всё человечество на Кресте накануне еврейской пасхи. Он сошел во ад, откуда вывел праотцев, ожидавших Его прихода в мир. На третий день после Своего распятия Христос воскрес из мертвых.
Пасхальная трапеза
В отличие от других праздников Церкви, в Пасхальном торжестве важным является не только его содержание. Глубокое символическое значение имеют основные блюда пасхальной трапезы. Приготавливая и вкушая их, мы выражаем сопричастность празднику, вознося благодарение Богу за Его дары и заботу о нас.
Артос – освященный квасной хлеб, символизирующий Воскресшего Христа, пребывающего на земле с учениками. Это и отсылка к словам Христа: «Я есть Хлеб жизни», и воспоминание о традиции, восходящей к самим апостолам. Апостолы после Вознесения оставляли хлеб за трапезой на том месте, где прежде сидел с ними Христос, как знак того, что Он по-прежнему незримо присутствует среди них.
Кулич – это домашний пасхальный хлеб. Кроме того, способ приготовления кулича отражает образ совершенства Пасхи Нового Завета по сравнению с ветхозаветной. У христиан вместо горечи рабства – сладость освобождения от греха, вместо пресного хлеба (опресноков) – квасной кулич. В Евангелии с закваской сравнивается Царство Небесное.
Творожная пасха – в Ветхом Завете словом «пасха» называли пасхального агнца. Хотя сегодня в последованиях благословения пасхальной снеди есть особая молитва для благословения мяса, однако само название в настоящее время относит к творожному блюду, которое по своей форме напоминает гробную пещеру, оказавшуюся по воскресении пустой.
Яйцо – это древний символ жизни. Мертвое, окаменевшее снаружи, оно таит жизнь внутри, словно каменный Гроб Христов. Красный цвет яйца указывает на Животворящую Кровь Христа – Агнца Божия, пролитую во искупление грехов всего мира.
Пасхальные богослужения
Свой самый главный праздник православные христиане встречают на ночном богослужении. Оно начинается с особого чина, называемого Полунощницей. В полночь начинается крестный ход. Две тысячи лет назад мироносицы – женщины с благовонным миром (особым масляным составом), которым они хотели помазать тело Спасителя – пошли к пещере, где Он был похоронен, но не нашли Его, потому что Он уже воскрес.
И каждый год с крестными ходами вокруг тысяч православных храмов вся Церковь словно идет ко гробу Спасителя, но не находит там тела, и вновь разносится великая весть – «Христос воскрес!». Скорбь о смерти Христа претворяется в радость вечной жизни, а Ветхий Завет сменяется Новым.
После крестного хода следуют Пасхальная утреня и Литургия. В конце происходит вынос и освящение Артоса – пасхального хлеба.
Пасху – праздник праздников и торжество торжества – в Церкви особым образом отмечают в течение 40 дней. Столько времени Воскресший Господь пребывал со Своими учениками до Своего Вознесения на небо. В эти дни верующие во Христа приветствуют друг друга, исповедуя совершившееся чудо: «Христос воскресе» - Воистину воскресе!» Когда Пасхальный период в Церкви завершается, торжество Пасхи остается с нами в воскресных богослужениях, называемых малой Пасхой.
Первая неделя после Пасхи именуется Светлой седмицей. Ее богослужения подобны своим ликованием богослужению Пасхальной ночи.
О Причащении в Светлую седмицу
По канонам Православной Церкви христианам запрещено поститься в Светлую седмицу. При этом 66-е правило VI Вселенского собора предписывает всем клирикам ежедневное богослужение, а мирянам – причащение Святых Христовых Таин в дни Светлой седмицы. Поэтому христианин на Светлой приступает ко Причастию натощак, но без поста накануне.
Весть о Воскресении Христа – вот что самое главное во всем Евангелии!
«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Вся человеческая жизнь оказывается бессмысленной, если нас не ожидает впереди воскресение. Церковь учит, что вечная жизнь ожидает всю полноту человеческого существа – тело, душу и дух.
Индекс: 390000,
город Рязань, ул. Сенная, д.32
Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73;
В храме: +7 (960) 567-76-53
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В праздничные, субботние и воскресные дни
храм открывается в 6.00
(начало ранней литургии в 6.30)
В простые дни
храм открывается в 7.00
(начало литургии в 8.00)
Как подать записку
дистанционно:
1. Имена о здравии и упокоении
прислать на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:
Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин
Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова
Иконная лавка работает:
с 8.00 до 18.00
перерыв на обед
с 12.00 до 13.00
В связи с капитальным ремонтом крестильного храма,
с 23 мая 2023 года крещение детей совершается в самом Соборе (Боголюбский предел).
КРЕЩЕНИЕ проводится: в будни и субботу с 11 часов, в воскресенье с 12 часов.
БЕСЕДЫ для крестных родителей проходят в субботу и воскресенье в 15-30 в помещении библиотеки.
БЕСЕДЫ для венчающихся проходят в субботу в 15 часов.
По всем дополнительным вопросам обращайтесь за свечной ящик в храме.
Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:
8 (4912) 25-69-73
+7 (960) 567-76-53
Работа гуманитарного склада:
В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает
ЦЕРКОВНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ
сеть православных центров помощи для зависимых
8 (800) 600-16-93
бесплатно, профессионально, анонимно
консультации по зависимости, подбор православного реабилитационного центра, он-лайн группы поддержки