16 марта 2023 года. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с ситуацией вокруг Киево-Печерской лавры
Киево-Печерская лавра — это первый монастырь Киевской Руси, существующий с XI века. Этот монастырь — родоначальник общей духовной монашеской традиции русского, украинского и белорусского народов. Это колыбель нашей цивилизации и национальной культуры. Здесь написан первый исторический памятник Древней Руси — «Повесть временных лет», отсюда берет свои истоки письменность и литература наших народов. На протяжении тысячелетней истории обитель неоднократно страдала от набегов, иноземных завоеваний и откровенных гонений на христиан. Но лишь во времена господства воинствующей атеистической власти в ХХ столетии монашествующих изгоняли из Киево-Печерской лавры.
Новые поколения монахов возродили обитель, приложив колоссальные труды и большие средства (при минимальной помощи государства, а то и в отсутствие таковой) для реставрации обители, восстановления отнятых ныне Успенского и Трапезного храмов, но, главное, для воссоздания духовных традиций и полноценной монашеской жизни. Лавра остается одним из крупнейших православных монастырей мира, объединяющим более 200 монахов и послушников. На ее территории также размещен центр управления Украинской Православной Церкви, проживают сотни будущих священнослужителей — студентов Киевской духовной академии и семинарии.
Ультиматум государственных властей в отношении Киево-Печерской лавры представляется чудовищным деянием, сравнимым с гонениями на веру во времена безбожия. Как и в то время, власти открыто игнорируют закон, не говоря уже о минимальном уважении к правам сограждан. Работы некой комиссии по поиску нарушений в хозяйственной деятельности монастыря имели непрозрачный характер. Ее репрессивная цель — полное изгнание монашествующих из лавры. Эта цель не скрывалась государственными чиновниками и представителями иных религиозных организаций Украины, находящимися под влиянием светских властей. Вызывает сожаление тот факт, что при декларировании государственным руководством Украины своей приверженности демократическим нормам, европейскому пути развития, соблюдению прав и свобод человека эти права и свободы сегодня попираются самым вопиющим образом.
Прошу приложить все возможные усилия, чтобы воспрепятствовать принудительному закрытию монастыря, каковое приведет к нарушению прав миллионов украинских верующих на свободу вероисповедования, гарантированных Конституцией Украины, а также такими документами, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, многими другими актами международного значения. Очень надеюсь, что мои слова будут услышаны.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Объявление. Таинство Елеосвящения (Соборования)
Дорогие братья и сестры!
Таинство Соборования будет совершаться:
12 марта (воскресенье) в 18:00
28 марта (вторник) в 10:00
4 апреля (вторник) в 18:00
Читать о таинстве на сайте Православие.ру
28 февраля 2023 года. Архиерейское богослужение
Вечером 28 февраля 2023 года митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Борисо-Глебском соборе Рязани.
В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция (видео доступно в записи).
В наставлении к верующим владыка обратил внимание верующих на образное название Святой Великой Четыредесятницы – весна духовная.
Когда приходит весна, природа, в соответствии с программой, которую Господь вложил в нее, вновь наполняется жизнью. В самом начале весны еще трудно бывает, например, отличить мертвое дерево от живого, но постепенно все проясняется: действительно мертвые растения так и остаются без признаков жизни, а живые – пробуждаются, наполняются соками, украшаются прекрасными цветами и листвой. И по образу весны в природе Церковь ожидает от своих чад, проводящих дни своей жизни словно к вечном сне и дремоте, духовного пробуждения.
– Но если в отношении природы действуют вложенные Творцом программы и законы природы, то наше пробуждение от сна без нас не состоится ни при каких условиях, – уточнил владыка. – Если мы желаем, то можем проснуться, а если нет – то так и будем оставаться во мраке ночи и продолжать спать вечным сном. Церковь показывает нам на образ природы весной как на образ того, что должно происходить с нашей душой, всем нашим существом. Но хотим ли мы меняться, желаем ли плодов духа, о которых говорит Господь, Евангелие? Если хотим – то без весны духовной не обойтись. Нужно сделать свой выбор в пользу пробуждения, жизни. Иоанн Богослов в своем Евангелии многократно говорит и просто о жизни, и о жизни вечной. И человек, который рассчитывает быть живым и приобщиться к жизни, должен приобщиться к Богу, потому что жизнь – это не животное существование. Она состоит в общении с Богом, и только там, где Он есть, она возможна. А чтобы приобщиться к жизни, нужно проснуться, сделать свой выбор, поменять приоритеты, о чем и говорит нам Церковь в эти святые дни.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, чтобы Святая Великая Четыредесятница была для нас не просто периодом, когда мы послушаем умилительные песнопения, всплакнем, даже покаемся в своих – и только… Церковь ожидает от нас гораздо большего, Бог ожидает от нас оживления! И дай Бог, чтобы оно состоялось.
19 февраля 2023 года. Мясопустная неделя, о Страшном Суде
Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называется мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще "мясопуст" (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса).
Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46), и она посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде. Это делается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным ("неумытным") судом Божиим.
Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудный, а Его суд - праведным и неподкупным испытанием ("неусыпным истязанием", "неумытным судом"). Перед праведным судом Божиим все будут равны.
Перед воспоминанием Страшного суда Святая Церковь призывает к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном суде. Поэтому мясопустная неделя всегда предваряется Вселенской родительской (мясопустной) субботой, когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.
Мясопустная неделя или неделя о Страшном суде называется еще сырной неделей. В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр. Сырная седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней - масленица.
В дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на многое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в этот период отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи. Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего..." с коленопреклонениями (впервые эта молитва звучит вечером во вторник сырной седмицы). Все это напоминает верующим, что время поста уже настало.
Читать еще на сайте Православие.ру
Источник: afonru.ru/news/2012_02_16
18 февраля 2023 года. Вселенская родительская суббота
Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.
Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому – накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и – притом – приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова – и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех... – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.
Рождественский утренник в воскресной школе
Вот и добрались мы в праздничной суете до момента, в который с радостью делимся с вами рассказом о том, как прошёл в нашей воскресной школе рождественский утренник. Хоть и состоялся он спустя неделю после Рождества Христова, но захватил Святки – самый излюбленный период всей детворы.
Со всем старанием и умением ребята рассказывали стихи о Рождестве и пели песни. Приятным подарком стало выступление ученицы балетной школы Полины Драловой. В образе юной мечтательницы она исполнила танцевальную композицию под известный всеми саунтрек «Однажды в декабре».
Настоящей неожиданностью для многих стало появление в завершение встречи Деда Мороза и Снегурочки. К слову, роль Снегурочки на себя примерила наша воспитанница София. С её природным очарованием и талантом получилось очень здорово!
Вволю навеселившись в задорном хороводе, взрослые и дети отправились пить чай. И сладкие подарки, дары от заботливых благотворителей, оказались весьма кстати.
Смотреть фотографии Рождественского утренника на странице воскресной школы ВКонтакте
12 января 2023 года. 35 лет установления празднования Собора Рязанских святых. Архиерейское богослужение
35 лет назад, 12 января 1987 года, по предложению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Рязанских святых. С тех пор оно совершается ежегодно 23 июня. Событие, к которому приурочили новую дату, относится к 1609 году – тогда состоялось обретение и перенесение мощей святителя Василия Рязанского в Христорождественский (раньше Успенский) собор города из Борисо-Глебского собора, где до этого пребывала святыня.
В Борисо-Глебском соборе Рязани в годовщину установления празднования Собора Рязанских святых митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию. Князья Борис и Глеб, которым посвящен древнейший кафедральный собор города – братья-стростерпцы, первые по времени канонизации русские святые, их память празднуется в нескольких соборах, в том числе – и Рязанских святых.
Братья Борис и Глеб, как и другие угодники Божии, являются примером для подражания всех верующих. Святые на своем жизненном пути всегда имели главный образ и идеал – Господа Иисуса Христа, и руководствовались в жизни Евангелием. Наставление после богослужения митрополит Марк посвятил евангельскому отрывку, читавшемуся в этот день в храме. Этот текст, как пояснил владыка, показывает, что многое в нашей жизни становится ясным в свете событий, которые мы видим в земной жизни Спасителя:
– Жизнь человека – это испытание, а если говорить о конкретно о жизни христианина – это сугубое испытание, и нередко у нас возникает вопрос: почему, за что нас кто-то ненавидит, почему нас необоснованно притесняют?
Если мы обратим свой взор на Христа, то получим ответ на этот вопрос. Господь, Спаситель всего мира, человеческого рода, который воплощается на земле, чтобы избавить человечество от самого страшного – греха, проклятия и смерти – с самого начала своего пути на земле претерпевает различные испытания.
Он рождается в убогой пещере, вскоре после этого Он становится гонимым в Своей же родной земле, среди того народа, к которому Он пришел прежде всего. Он вынужден спасаться бегством – Его, еще Младенца, уносят в Египет.
Но этим не заканчивается период испытаний. Более того, это только начало! Господь, Мессия, Спаситель, презираемый, ненавидимый становится целью поиска злого царя. Но вот этот правитель скончался, как говорит евангелист – «умерли те, кто искал души Младенца». Но на этом испытания Спасителя не прекращаются. В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим об искушающем Христа вопросе – «Какой властью Ты это делаешь?».
Книжники, фарисеи всячески искушали Господа и сомневались, что Он пришел от Бога, а потому задавали ему разные провокационные вопросы. Господь же всякий раз с Божественной мудростью отвечал на них, но от этого ненависть Его врагов не становилась меньше. Христа продолжали ненавидеть, искушать до тех пор, пока, наконец, человеческая ненависть не пригвоздила Его ко Кресту.
Поэтому всякий раз, дорогие братья и сестры, встречаясь в своей жизни с неприязнью, гонениями, недоброжелательством будем смотреть на Воплощенное Слово – Христа, Спасителя мира, который пришел, чтобы принести благо всему человечеству без исключения, и Он столкнулся с таким непониманием и враждой. И мы, коль скоро являемся последователями Христа, несем на себе также отпечаток ненависти мира, который пребывает во зле.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, ни при каких обстоятельствах не смущаться неприязнью и даже ненавистью мира, но стараться выдерживать все искушения мира, понимая, откуда все это идет.
И пусть Родившийся на земле Спаситель мира будет нам Помощником и Избавителем на всех путях нашей жизни.
Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"
Рождественское послание митрополита Рязанского и Михайловского Марка. 2023 год
Дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова!
Этот светлый и радостный праздник мы можем назвать также праздником мира. Потому что на земле в этот день родился Спаситель мира. Описывая события Рождества Христова, евангелист Лука сообщает о видении вифлеемским пастухам Ангелов, поющих песнь: «Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земле мир».
Слыша эти слова рождественского гимна, мы не можем не думать о том, что на нашей земле, прямо сейчас, в эти минуты, продолжает литься кровь, гибнут наши соотечественники, наши братья...
Почему же все это стало возможным уже после воплощения на земле Сына Божия, Который принес человечеству мир? Дело в том, что мир Христов в итоге не был воспринят большинством людей на земле. Человечество как жило, так и продолжает жить, вдохновляясь не миром Христовым, но своими страстями. При этом люди не замечают, что они разрушают не только свой внутренний мир, но и мир вокруг себя.
Сегодня мы взываем ко Господу с мольбой о восстановлении прочного мира в пределах Русской земли. Что же нужно для этого сделать? Прежде всего, мы должны воспринять Христа в свое сердце. Принять Христа Спасителя и Его Заповеди! Сделать так, чтобы в наших сердцах воцарился мир Христов. И тогда Бог даст нам долгожданный мир вокруг нас. Даст мир не как наше человеческое достижение, но как Свой дар, дар Своей милости и любви.
Постараемся, дорогие братья и сестры, встретить праздник Рождества Христова именно с таким устремлением души, надеясь на очередную великую милость Божию к нам грешным!
С Рождеством Христовым!
28 ноября 2022 года. Начало Рождественского поста
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".
Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.
18 сентября 2022 года. Архиерейское богослужение
18 сентября 2022 года в Борисо-Глебском соборе Рязани встречали один из престольных праздников – день памяти благоверного князя Глеба, в святом Крещении Давида. Торжество прихожане встретили за архиерейским богослужением – Божественную литургию в храме возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
Обычно Церковью вспоминаются сразу оба брата, сыновья равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, Борис и Глеб. Оба они предпочли смерть перспективе братоубийственной войны, до последнего надеясь, что их брат Святополк откажется от своих коварных и жестоких планов по устранению претендентов на престол. Почитание святых братьев на Руси сразу же после кончины было велико. На Рязанской земле особо встречают день убиения благоверного князя Глеба, поскольку святой был князем Муромским, а земли этого княжества в прошлом были некоторое время единым целым с Рязанскими землями. Своей жизнью князь Глеб, как и брат, подтвердил свое стремление идти за Христом – он был не только на словах, но и на деле христианином. И этого ждет от каждого Господь. Особо подобная мысль показывается в притче, звучавшей в этот день в храме, и ее толкованию посвятил наставление после Литургии митрополит Марк:
– Наш Господь и Спаситель во время Своего служения на земле возвещал благую весть о спасении. В рамках этого благовестия Господь затрагивал самые разные темы и предметы. Он говорил о Боге, о цели человеческой жизни, о посте, молитве, грехах, о Божием суде, о наказании для грешников. Конечно, Господь не мог не затрагивать темы, которые волновали Его современников, и встает вопрос о том, почему Его не принимают Его соплеменники, почему Израиль не воспринимает слова Благой вести.
Израиль не принял Христа. Господь, как говорит евангелист Иоанн, пришел к Своим и Свои Его не приняли, Он становится изгнанником из Своей страны, Своего народа. Израиль не принял Мессию в самом начале, когда Он родился, и окончательно он отвернулся от своего Мессии, когда Господь был распят на Кресте.
Еще до Своих страданий Христос говорил народу Израиля о будущем отвержении Мессии. Эти Свои мысли Господь излагал в форме притч. Сегодня мы с вами слышали во время Божественной литургии одну из них, в ней говорилось о некоем царе, созвавшем гостей на ужин. Он отправлял к ним своих посланников, но многие отказались, презрели это предложение, а другие поступили и того хуже – побили посланников.
Под этими образами Господь имеет в виду Бога, который приготовил для всех людей Царство Небесное. И для того чтобы пригласить людей туда, Господь многократно посылал пророков. Прежде всего речь идет о народе Израиля, который был избран Богом и который, однако, не торопился идти в Небесное Царство. Израиль не воспринимал проповедь пророков, и большинство из них закончило жизнь насильственной смертью от рук своих соплеменников.
И вот, как говорится далее в притче, царь приглашает всех, кого смогут найти его посланцы. И в итоге место собрания наполняется возлежащими. Однако среди тех, кого удалось собрать на этот званый ужин, оказался человек, одетый не в брачную одежду. И царь повелевает бросить его туда, где находится место мучения. О чем это говорит? Господь предвидел будущее отвержение Израилем Мессии, и Он говорит о будущем призвании язычников, людей, ранее не знавших истинного Бога.
Нередко в нашей среде можно услышать слова о том, что Бог отвернулся от Израиля и наказал его, город был взят, разграблен, народ рассеян. Теперь мы – избранный народ Божий. Но Господь не выделяет какой-либо народ – ни русский, ни греческий, не сербский, ни какой другой. Новый народ Божий – это Церковь Христова, те люди, которые откликнулись на Божий призыв. Но и этого бывает недостаточно. Через образ человека, одетого не в брачную одежду, Господь показывает, что мало выть призванным, нужно еще и вести себя соответствующим образом: избегать грехов в своей жизни, одевать себя в одежду добрых дел и Божией благодати. И этот призыв обращен ко всем нам: учиться на чужих ошибках и стараться следовать за Христом, избегая греховных падений в своей жизни.
В заключение митрополит Марк поздравил верующих с днем памяти благоверного князя Глеба, который отдал жизнь ради мира на русской земле.