Что такое Параклисис
В дни Успенского поста в Борисо-Глебском соборе города Рязани проводится особая служба Пресвятой Богородице – Параклисис. В переводе с греческого языка это слово означает «усердная молитва». Параклисис состоит из канона и акафиста Пресвятой Богородице. Все молитвословия поются церковным хором. Параклисис – отдельная служба, служится священником перед чтимым образом Богородицы. Это пение – умилительное и одновременно торжественное, потому что Матерь Божия олицетворяет собой всю красоту и славу Церкви, а так же близость человеческого рода к Богу.
Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Параклисис совершают в храмах для укрепления людей в вере, чтобы молитвами Богородицы достойно завершить прохождение поста. В эти дни многие верующие стараются посетить это богослужение. Вне богослужения православным христианам Параклисис следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни.
«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся», – с такими молитвенными чувствами Церковь всегда обращается к Той, Которая по благодати Божией стала Покровительницей всего мира и каждой в отдельности христианской души. В тяжелые, скорбные для души минуты, когда она подвергается какому-либо греховному искушению, она особенно нуждается в милости и в светлой надежде на помощь.
Вот что пишет митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «Промысел Божий в моей жизни»:
ПАРАКЛИСИС. Этим греческим словом называется молебен Божией Матери (напечатан в Часослове: "Многими содержим напастьми", поемый в скорбях).
Однажды, это было в Крыму (около 1917г.) — у меня сложились очень трудные обстоятельства, и я не видел исхода из них. Поэтому я открыл Часослов и начал читать параклисис Богородице. И не успел я прочесть еще и половину канона, как пришли люди, и все выяснилось совершенно благополучно.
Случай, по-видимому, очень простой. Но для меня он был неожиданным, чудесным. И притом молился я немного, минут пять. Милостива Царица Небесная!
14 августа 2024 года. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
6 августа 2024 года. Архиерейское богослужение
День памяти благоверных князей Бориса и Глеба, отмечаемый 6 августа, в древнейшем кафедральном соборе Рязани, посвященном святым князьям, верующие встречали на Божественной литургии, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
Это торжество имеет в своей основе события, последовавшие за кончиной князя Владимира, когда встал вопрос о его преемнике на Киевском престоле. Князь Святополк, прозванный Окаянным, решил избавиться от других возможных претендентов на власть. Его братья Борис и Глеб знали об этих коварных планах, но не стали скрываться или собирать войска против Святополка, и были жестоко убиты его наемниками.
Почти сразу же среди народа начало широко распространяться почитание юных князей, ценой собственной жизни не допустивших братоубийственной распри и междоусобной брани. О подвиге святых братьев Бориса и Глеба, как выразителей важнейших качеств русского человека, о прославлении и почитании князей-страстотерпцев говорил в наставлении по окончании богослужения митрополит Марк:
– В настоящее время, дорогие братья и сестры, мы видим, как имя русского человека во многих странах мира подвергается поношению и поруганию. Мы слышим упреки в том, что русские люди – злобные, агрессивные, враждебные. Но это лишь ни на чем не основанные и не подтвержденные историей слова.
Сегодня наша Церковь отмечает память святых Бориса и Глеба, и они примечательны по нескольким основаниям. Прежде всего, это первые русские святые, прославленные Церковью после Крещения Руси. Уже потом был прославлен их отец князь Владимир, княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, и многие другие. Но Борис и Глеб стали первыми святыми, которые были восприняты несомненным образом как люди святые. И возник вопрос – каким же образом их можно было прославить?
Всем было понятно, что они пострадали, подражая Христу, и вместе с тем, они не были мучениками в обычном смысле этого слова. Дело в том, что слово «мученик» в переводе с греческого языка означает «свидетель». И как правило, мучениками и в древней Церкви, и сейчас называют тех людей, которые несли свидетельство о Христе ценой собственной жизни. Борис и Глеб, строго говоря, страдали не потому что они были христианами, но потому что воспринимались как конкуренты, как препятствие для их властолюбивого брата Святополка, который решил всеми правдами и неправдами взойти на престол князя Владимира. И вот братьев убивают.
Символично, что они не захотели распространения пламени братоубийственной войны по их Родине, не захотели вражды, злобы, и поэтому покорились Промыслу Божию, отдавшись на волю Божию. И мы прославляем их как страстотерпцев. Незлобие юных князей, которое имело своим основанием пример незлобия Христа, было их отличительной чертой и вообще является отличительным качеством русского человека, который зачастую стремится скорее пострадать сам, лишь бы не принести беды ближнему.
Подобным поведением отличался последний государь Николай Александрович. Он тоже говорил, что если нужно, то он готов стать жертвой, необходимой для блага России. Он говорил это, видя нестроения, скорби, революционные возмущения, происходившие по стране. И отсюда его нежелание постоять за себя, нежелание силой подавить эти выступления. Конечно, русский человек – это крепкий и отважный воин, но вместе с тем, он еще и кроткий, миролюбивый, любящий других и не щадящий своей жизни. И неудивительно, что на протяжении всей истории Русской земли она падала не из-за внешних врагов, но по причине внутренних нестроений.
Сегодня, в праздник наших первых русских святых, будем молиться им, чтобы они, павшие в результате гражданской войны, молились за нас всех, за русский народ, чтобы мир и внутреннее единство стали бы непреложным достоянием Русской земли, и чтобы наш народ сохранял в себе монолитную крепость. И только тогда мы сможем одолеть всех внешних врагов, угрожающих нашей Родине.
28 июля 2024 года. День памяти равноапостольного великого князя Владимира
28 июля, в день памяти святого князя Владимира, Крестителя Руси во всех храмах Русской Православной Церкви звучит праздничный колокольный звон. Он начинается в 12:00 длится пятнадцать минут.
Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день равноапостольного великого князя Владимира 15/28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину.
16 июля 2024 года. День памяти святителя Василия епископа Рязанского
Памятное место захоронения свт. Василия Рязанского, к югу от алтаря Борисо-Глебского храма, уже несколько веков почитается как одна из главных святынь собора. Заглянем в глубь веков и познакомимся с историей этой святыни, дорогой сердцу каждого православного рязанца.
3/16 июля 1295 года Первосвятитель Василий почил и был погребен в Борисо-Глебском соборе. В результате перестроек могила святителя оказалась вне стен храма. В Смутное время, свт. Феодорит перенес их в более защищенное место — за стены кремля Переяславля Рязанского, в Успенский собор. Сразу после перенесения мощей свт. Василия во дворе Борисо-Глебского храма была сооружена «деревянная палатка, ...а в той клети над оным местом учинена гробница деревянная и покрыта полотном синим».
К началу XVIII века этот памятник обветшал. 15 января 1712 года подъячий Никита Алтухов обратился к митрополиту Стефану (Яворскому) с просьбой о разрешении построить «каменную палатку». На обороте листа прошения — распоряжение митрополита Стефана: «Дать указ». Получив разрешение, Алтухов выстроил «каменную палатку», просуществовавшую до 1781 года, когда, по решению Борисо-Глебского протоиерея Стефана Васильева, она была разобрана с целью ремонта трапезной кровли и «рундука». Долгое время могила Первосвятителя оставалась без всякого украшения.
4 октября 1836 года на средства старосты С.Д. Панова над могилой святителя был устроен новый каменный памятник. Он представлял собой небольшую пирамиду с изображенными по 4-м сторонам клеймами из жития Рязанского чудотворца: на первом — отплытие его на мантии из Мурома, под ним надпись: «В 1294 году Святитель Божий Василий, Первый Епископ Рязанский, по совершении Божественной Литургии и отпетии молебного пения в третьем часу дня оставляет жителей Мурома и на освященной мантии по реке Оке с Муромскою Иконою Богоматери противу речного стремления того же дня в 9-м часу приплывает во град Старую Рязань»; на втором — встреча Первосвятителя в Старой Рязани, под изображением надпись: «Великий Князь Рязанский со всем священным собором встречает и принимает святаго праведнаго Епископа Василия радуяся со всеми православными христианами»; на третьем — прибытие святителя в Переяславль Рязанский, под иконой надпись: «Сей великий иерарх по извещению народному из града старой Рязани, на мантице по Оке приплывает во град Переславль рязанский к собору святых страстотерпцев Благоверных князей Бориса и Глеба, и при оном скончался. Епископствования его было вообще 42 года»; на четвертом — перенесение мощей Первосвятителя от Борисо-Глебского собора в Успенский (Христорождественский), под изображением надпись: «Преосвященный Феодорит архиепископ рязанский в 1609 году переносит святые мощи сего святителя Божия, несколько столетий почивавшие в недрах земли при означенном Соборе, в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы что ныне Рождественский собор. Сей памятник сооружен от усердствующих в единанесятое царствование Благочестивейшаго Государя императора Николая Павловича, в 1836 году на том самом месте, где святитель Божий был погребен и святые мощи его почивали». Памятник был отлит на Мышенкском заводе Калужской губернии и весил около 325 пудов.
3 июля 1871 года, по прошению причта и прихожан Борисо-Глебской церкви, Рязанский архиепископ Алексий (Ржаницын) впервый раз в память святителя Василия совершил в соборе Божественную Литургию, а после нее – крестный ход и молебен. После убийства императора Александра II крестный ход был отменен. Тогда архиепископ Палладий (Раев) ходатайствовал перед Св. Синодом о праздновании дня памяти свт. Василия 3/16 июля и разрешении совершать ежегодно 10/23 июня, в день памяти перенесения мощей Первосвятителя, крестный ход из Борисо-Глебской церкви в Кафедральный собор при участии всего городского духовенства.
В начале XX века из Борисо-Глебского храма в Кафедральный собор совершалось 2 крестных хода: 2 мая, в день празднования памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, и 10 июня, в день обретения мощей Первосвятителя.
В раке на северном (левом) клиросе над захоронением Первосвятителя находилась десница святителя Василия Рязанского, которая была оставлена для поклонения верующих еще святителем Феодоритом . В народе говорят, что Господу не угодно, чтобы честные мощи святителя Василия Рязанского были открыты. Есть такое предание: когда в XVIII века поновляли Христорождественский собор (прежний Успенский) попытались, по благословению преосвященного Симона (Лагова) , открыть гроб, вдруг оттуда вышло пламя и едва не опалило близстоящих. Подобное случилось и при святителе Филарете (Амфитеатрове) , когда перестраивали собор в очередной раз.
12 июля 2024 года. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
12 июля Православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивается Петров пост, если только праздник святых апостолов Петра и Павла не попадает на среду или пятницу.
Апостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он все время находился рядом с Христом, особенно сильно был привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу. Христос, утвердив Петра в апостольском звании, троекратно повторил: «Паси овец Моих». И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек. Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Он побывал в разных странах Востока и Запада. Петр мученически скончался в Риме примерно в 57 году. Приговоренный к кресту он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть, как Господь.
Апостол Павел носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан, и воспитывался при Гамалииле, известнейшем иудейском законоучителе того времени. Савл вырос неистовым защитником отечественного закона и отеческих преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных их гонителей. В Книге Деяний рассказывается о внезапной слепоте Савла во время шествия в Дамаск: «И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (9:9). А далее произошло чудесное исцеление Савла одним из учеников Христа, после чего прозревший Савл сам уверовал во Христа и стал проповедником Его учения: «И тотчас стал проповедывать в синагогах...» (9:20). Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.
15 июля 2024 года. Приглашаем присоединиться к соборной молитве!
15 июля совершается празднование в честь одной из главных святынь Рязанской земли — иконы Божией Матери Одигитрии Рязанской, именуемой «Феодотьевской». В день торжества митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавит Божественную литургию в Архангельском соборе Рязани, начало богослужения в 7.40. Всех желающих приглашаем разделить радость соборной молитвы!
Приглашаем разделить радость соборной молитвы в день памяти святителя Василия Рязанского
В духовной летописи Рязанского края особо чтимой датой является 16 июля, когда совершается празднование памяти святителя Василия, епископа Рязанского. В этот день в 1295 году великий угодник Божий переселился в вечные обители, не оставив при этом своим молитвенным попечением нашу Рязанскую землю.
Главное празднование, посвященное святителю Василию, ежегодно собирает верующих в Рязанском кремле. В 2024 году в день его памяти состоится Божественная литургия в Рождественском кафедральном соборе, где под спудом пребывают мощи небесного покровителя Рязанской земли. Богослужение возглавит митрополит Рязанский и Михайловский Марк, начало в 7.40.
В селе Ласково состоятся торжества в день памяти святых Петра и Февронии
8 июля 2024 года, в день памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, на родине святой Февронии, в рязанском селе Ласково, состоятся торжества, посвященные памяти благоверных супругов и Дню семьи, любви и верности.
Программа начнется с Божественной литургии, которую возглавит митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Начало богослужения (часы) в 7.40.
В 10.00 гостей села ждет торжественная программа, включающая возложение цветов к памятнику святым Петру и Февронии, открытие арт-объекта «Лавочка примирения» и «Семейной аллеи», посадку деревьев. В 11.00 всех желающих приглашают на экскурсии, чествование семейных пар и концерт.
* * *
Святые Петр и Феврония считаются покровителями семьи и брака, их союз являет собой высокий образец супружеской жизни, христианской любви и преданности. В день их памяти в России уже много лет отмечается День семьи, любви и верности. В 2022 году этот праздник получил официальный статус и стал общегосударственным – соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин 28 июня того же года.
В Скопинской епархии состоится III Феофановский миссионерский патриотический форум православной молодежи «Божия ловитва»
С 26 по 30 июля 2024 года в окрестностях Вышенского Успенского монастыря состоится III Феофановский миссионерский патриотический форум православной молодежи «Божия ловитва», целью которого является патриотическое воспитание и духовное просвещение молодежи. Форум организуется молодежным отделом Скопинской епархии по благословению епископа Скопинского и Шацкого Питирима.
К участию приглашены молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет из Рязанской области. Для всех участников будет организован автономный палаточный городок с инфраструктурой и насыщенная программа, разделенная на три тематических направления: «Духовное наследие святителя Феофана Затворника», «Русский мир и жертвенность подвига воинского служения», «Традиционные семейные ценности». Молодежь ждут встречи с интересными людьми, мастер-классы и культурные мероприятия по тематическим направлениям, обязательно активный отдых, спортивные игры, песни у костра, экскурсия по Вышенской обители и, конечно же, общая молитва.
В раках форума организуется постановка Евангельского события, где апостолы закидывали невод в море по благословению Божьему, и этот невод наполнился чудодейственной силой Божией большим количеством рыбы. Так отметил, комментируя постановку, епископ Питирим: «Этот сюжет символизирует будущую апостольскую проповедь, уловившую в свои сети всю вселенную. Похожую, хотя и более скромную, цель преследует и наш молодежный форум – уловить как можно больше душ в спасительные евангельские сети. Отсюда и название форума – «Божия ловитва»».
Форумы прошлых лет собрали множество положительных откликов и открыли для многих участников личность и наследие святителя Феофана Затворника. Организаторы выразили уверенность, что III Феофановский миссионерский патриотический форум православной молодежи «Божия ловитва» будет способствовать духовному объединению молодых людей вокруг главы Церкви, Господа нашего Иисуса Христа, и формированию российской гражданской идентичности молодежи, осуществляемое на прочном фундаменте духовно-нравственной культуры нашего общества.
Программа форума состоит из тематических дней:
- 26.07. – заезд в палаточный городок, знакомство
- 27.07. – день, посвященный святителю Феофану Затворнику
- 28.07. – Русский мир и жертвенность подвига воинского служения
- 29.07. – день, посвященный Году семьи
- 30.07. –завершение форума.
Более подробно о предстоящих событиях читайте в полной программе форума.
Справки по проведению Форума можно получить:
по электронному адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (c указанием темы);
по телефону: +7-910-902-21-62 (прот. Олег Кузьмин).