15 мая 2024 года. Престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида
15 мая 2024 года в Борисо-Глебском соборе города Рязани в очередной раз встречают престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Это один из нескольких дней памяти святых братьев, когда верующие особо обращаются к ним, прося о молитвенной поддержке, покровительстве и заступлении.
Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской православной церковью. В 2021 году отмечалось 1000-летие со дня причисления их к лику святых. Ежегодно 15 мая и 6 августа Православная Церковь чтит память князей Бориса и Глеба. Истории их жизни посвящены первые памятники древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. Образы святых запечатлены в русской иконографии, живописных полотнах. В их честь построены сотни храмов и монастырей.
Поскольку нам точно не известно, каким было богослужение на Руси в конце X – середине XI века, летописное сообщение под 1015 годом об убиении святого князя Бориса является ценным источником. Там сообщается, что страстотерпец пел накануне гибели заутреню, включавшую в себя Шестопсалмие и канон, то есть это была утреня по Студийскому уставу. А еще церковный праздник памяти святых Бориса и Глеба является одним из древнейших праздников русского происхождения: он установлен в 20-е годы XI века.
Страстотерпчество, по всей видимости, является преимущественно русским видом святости. Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа. То есть добродетель в данном случае состоит в принятии смертельных мук без личной злобы к собственным убийцам подобно тому, как в Евангелии от Луки распятый Христос говорит: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают…»
Читать подробнее о святых благоверных князьях-страстотерпцах Борисе и Глебе
12 мая 2024 года. Праздник в воскресной школе
В это воскресенье были подведены итоги городского конкурса «Семья – малая церковь». После получения памятных дипломов и беседы о празднике Пасха с протоиереем Георгием Авериным, гости отправились на праздничное чаепитие. Встреча завершилась весёлым колокольным трезвоном для всех желающих. Выставка детских рисунков о семье продолжится в Борисо-Глебском соборе до 12 июня 2024 года.
19–20 мая 2024 года в Рязань будет принесен Казанский образ Божией Матери
С 19 по 20 мая рязанцы смогут поклониться Казанскому образу Божией Матери. Икона, в остальное время хранящаяся в Казанском соборе на Красной площади Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет принесена в епархии Русской Православной Церкви. Масштабное событие организует Комиссия по развитию паломничества и принесению святынь совместно со Всемирным русским народным собором.
В Рязани святыня будет пребывать в кафедральном соборе Рождества Христова, встреча состоится 19 мая в 7.30.
Начало принесения будет положено Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 6 мая 2024 года после Всероссийского молебного пения. Затем святыня отправится по епархиям Русской Православной Церкви.
О предстоящем общероссийском принесении Казанского образа в епархии Святейший Патриарх Кирилл сказал следующее:
«6 мая сего года, в понедельник Светлой седмицы, от стен Московского Кремля на Красной площади стартует масштабный крестный ход, начало которому было положено еще в прошлом году. Тогда различные регионы страны посетил ковчег с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Более 800 тысяч человек смогли принять участие в этом начинании и вознести горячие прошения небесному покровителю земли Российской и ее воинства о Русской Церкви, Отечестве и народе нашем.
В нынешнем году главной святыней Всероссийского молебна станет недавно обретенный Казанский образ Божией Матери, который вплоть до гражданской войны находился в одноименном храме на Красной Площади в Москве, возведенном князем Дмитрием Пожарским после освобождения Первопрестольного града от иностранных интервентов. Настоящий крестный ход, который завершится к 4 ноября — дню чествования Казанской иконы, охватит более 60 российских городов, и надеюсь, что как можно большее число людей смогут поклониться сему дивному образу Божией Матери.
Казанский образ Пресвятой Богородицы — святыня, особенно дорогая нашему народу, ибо с этой иконой связано преодоление одного из самых суровых и сложных периодов в отечественной истории. Она стала символом славных побед, сугубого водительства и покровительства Царицы Небесной над Россией. По молитвам перед сим древним образом Матерь Божия не раз являла Свою чудесную помощь: избавляла от напастей и искушений, отводила беду, укрепляла в испытаниях и утешала в скорбях.
Верим, что и сегодня Избранная от всех родов Заступница рода христианского (кондак 1) милостиво примет обращенные к Ней молитвы всех усердно Ее почитающих и покроет державным Покровом землю Русскую, ограждая от опасностей, подавая мудрость власть имущим, защищая воинов и преклоняя к народу нашему милосердие Своего Божественного Сына».
Пасхальный выпуск программы «Митрополия»
Специальный Пасхальный выпуск программы "Митрополия" посвящен празднованию Светлого Христова Воскресения и рассказывает о значении главного для всех христиан праздника, особенностях пасхальный богослужений и традиций.
15 мая приглашаем на архиерейское богослужение
15 мая (среда) в престольный праздник Бориса и Глеба Божественную литургию в нашем храме совершит митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Начало в 8.30.
Пасхальное послание митрополита Рязанского и Михайловского Марка – 2024 год
Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас со светлым и радостным праздником Пасхи!
Христос Воскресе!
Вот и настало полное ликования время, когда мы встречаем долгожданный праздник Воскресения Христова. Наверное, не все наши соотечественники считают это торжество главным. Для многих таковым является Новый год. Причем, в сознании людей именно этот праздник символизирует завершение одного значимого периода и начало другого.
Для нас, православных людей, такой точкой отсчета и, вместе с тем, кульминацией всех событий церковного года является Пасха. И по мере удаления по времени от праздника светлого Христова Воскресения нам все сильнее хочется, чтобы он скорее вновь наступил. В светлом Пасхальном торжестве заключено все средоточие христианского благовестия. Все православное понимание жизни. Пасха – наша главная жизненная опора. Пасха – неиссякаемый источник нашей радости.
Ныне наш народ проходит через тяжелые испытания, и кто-то может сказать, что такие дни – не время для радости. И действительно, наступившее время скорбей и трудностей не предполагает веселья и развлечений. Но пасхальная радость имеет совсем иную природу. Пасхальная радость является источником сил и вдохновения для каждого верующего во Христа. И пусть эта радость, несмотря на переживаемые нами суровые испытания, озарит наши сердца, наполнит их миром Христовым и даст нам силы справиться со всеми трудностями настоящего времени.
Воистину Воскресе Христос!
Марк, митрополит Рязанский и Михайловский
Пасха Христова Рязань, 2024 г.
Что нужно знать о Пасхе
Слово «пасха» («песах») с еврейского языка переводится как «прохождение мимо». Во времена Исхода евреев из Египта, в ночь последней «казни египетской», Господь поразил смертью всех египетских первенцев. Но ангел смерти прошел мимо домов евреев, у которых косяки дверей были помазаны кровью жертвенного агнца. Эти события заставили фараона отпустить еврейский народ. И в воспоминание об избавлении от смерти и египетского рабства была установлена ветхозаветная Пасха.
Пасхой назывался сам праздник и его жертвенная трапеза. Закланного жертвенного агнца (ягненка) запекали целиком и ели с горькими травами, не ломая костей. Каждая семья готовила собственного агнца (маленькие семейства могли объединяться).
Кроме агнца, ели опресноки – пресные лепешки. Горечь трав и пресный хлеб должны были напоминать евреям о ночи бегства, когда они выходили из Египта так поспешно, что даже не успели заквасить тесто. В память об этом целых семь дней от праздника ветхозаветной пасхи вкушался только пресный, не квасной хлеб. Ветхозаветная пасха – праздник-прообраз Пасхи Нового Завета. Так ее осмысливали уже на заре христианства. Апостол Павел пишет: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).
Жертва Христа освободила человечество от рабства греху и смерти. Христос умер за всё человечество на Кресте накануне еврейской пасхи. Он сошел во ад, откуда вывел праотцев, ожидавших Его прихода в мир. На третий день после Своего распятия Христос воскрес из мертвых.
Пасхальная трапеза
В отличие от других праздников Церкви, в Пасхальном торжестве важным является не только его содержание. Глубокое символическое значение имеют основные блюда пасхальной трапезы. Приготавливая и вкушая их, мы выражаем сопричастность празднику, вознося благодарение Богу за Его дары и заботу о нас.
Артос – освященный квасной хлеб, символизирующий Воскресшего Христа, пребывающего на земле с учениками. Это и отсылка к словам Христа: «Я есть Хлеб жизни», и воспоминание о традиции, восходящей к самим апостолам. Апостолы после Вознесения оставляли хлеб за трапезой на том месте, где прежде сидел с ними Христос, как знак того, что Он по-прежнему незримо присутствует среди них.
Кулич – это домашний пасхальный хлеб. Кроме того, способ приготовления кулича отражает образ совершенства Пасхи Нового Завета по сравнению с ветхозаветной. У христиан вместо горечи рабства – сладость освобождения от греха, вместо пресного хлеба (опресноков) – квасной кулич. В Евангелии с закваской сравнивается Царство Небесное.
Творожная пасха – в Ветхом Завете словом «пасха» называли пасхального агнца. Хотя сегодня в последованиях благословения пасхальной снеди есть особая молитва для благословения мяса, однако само название в настоящее время относит к творожному блюду, которое по своей форме напоминает гробную пещеру, оказавшуюся по воскресении пустой.
Яйцо – это древний символ жизни. Мертвое, окаменевшее снаружи, оно таит жизнь внутри, словно каменный Гроб Христов. Красный цвет яйца указывает на Животворящую Кровь Христа – Агнца Божия, пролитую во искупление грехов всего мира.
Пасхальные богослужения
Свой самый главный праздник православные христиане встречают на ночном богослужении. Оно начинается с особого чина, называемого Полунощницей. В полночь начинается крестный ход. Две тысячи лет назад мироносицы – женщины с благовонным миром (особым масляным составом), которым они хотели помазать тело Спасителя – пошли к пещере, где Он был похоронен, но не нашли Его, потому что Он уже воскрес.
И каждый год с крестными ходами вокруг тысяч православных храмов вся Церковь словно идет ко гробу Спасителя, но не находит там тела, и вновь разносится великая весть – «Христос воскрес!». Скорбь о смерти Христа претворяется в радость вечной жизни, а Ветхий Завет сменяется Новым.
После крестного хода следуют Пасхальная утреня и Литургия. В конце происходит вынос и освящение Артоса – пасхального хлеба.
Пасху – праздник праздников и торжество торжества – в Церкви особым образом отмечают в течение 40 дней. Столько времени Воскресший Господь пребывал со Своими учениками до Своего Вознесения на небо. В эти дни верующие во Христа приветствуют друг друга, исповедуя совершившееся чудо: «Христос воскресе» - Воистину воскресе!» Когда Пасхальный период в Церкви завершается, торжество Пасхи остается с нами в воскресных богослужениях, называемых малой Пасхой.
Первая неделя после Пасхи именуется Светлой седмицей. Ее богослужения подобны своим ликованием богослужению Пасхальной ночи.
О Причащении в Светлую седмицу
По канонам Православной Церкви христианам запрещено поститься в Светлую седмицу. При этом 66-е правило VI Вселенского собора предписывает всем клирикам ежедневное богослужение, а мирянам – причащение Святых Христовых Таин в дни Светлой седмицы. Поэтому христианин на Светлой приступает ко Причастию натощак, но без поста накануне.
Весть о Воскресении Христа – вот что самое главное во всем Евангелии!
«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Вся человеческая жизнь оказывается бессмысленной, если нас не ожидает впереди воскресение. Церковь учит, что вечная жизнь ожидает всю полноту человеческого существа – тело, душу и дух.
Приглашаем принять участие в колокольном звоне!
В Русской Православной Церкви существует традиция: на Пасху, на Светлой седмице звонить в колокола всем желающим, а не только благословленным звонарям.
Это единственное время в году, когда звон можно услышать в неурочное, не богослужебное время: согласно церковному уставу во все дни Светлой седмицы дозволяется «звон целодневный»... Звоны всех желающих прекращаются субботним вечером. Именно тогда закрываются Царские врата, открытые всю Светлую седмицу, и колокольные звоны мирянами заканчиваются.
Борисо-Глебский собор приглашает всех желающих на Светлой седмице подняться на колокольню и попробовать себя в роли звонаря. Ждём школьников от 10 лет и старше в сопровождении учителей. Помимо звона священник храма расскажет о Празднике Светлого Христова Воскресения, ответит на интересующие вопросы.
Предварительная запись для организованных групп: за свечным ящиком в храме или в Телеграм-канале «Колокольный перезвон»:
https://t.me/+stNLsFi8GrpjYTUy
28 апреля 2024 года. Благотворительная ярмарка
В Вербное воскресенье в соборе Бориса и Глеба прошла очередная благотворительная ярмарка, где каждый прихожанин мог выбрать любой, понравившийся сувенир. Организаторы ярмарки – воскресная школа при соборе и педагоги МБДОУ д/с 115 из добровольческой группы «Дорогою добра».
Как не стать жертвой телефонного мошенничества: самое важное
В последнее время все больше людей становятся жертвами телефонных мошенников, представляющихся службой безопасности банка, сотрудниками налоговой или прокуратуры. Какие схемы они используют, что должно насторожить в первую очередь и чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы не пострадать от действий злоумышленников, рассказывается в памятках от Банка России.
24 апреля состоялась встреча митрополита Рязанского и Михайловского Марка с управляющим отделением Банка России по Рязанской области Сергеем Викторовичем Кузнецовым. Собеседники обсудили сотрудничество в вопросах преодоления угроз, связанных с действиями телефонных мошенников. На стендах храмов области были размещены информационные памятки о том, как обезопасить себя и не стать жертвой преступных схем.
Обращаем ваше внимание, что злоумышленники могут использовать и тематику, связанную с Церковью:
Мошенники используют самые обсуждаемые новости или события. И грядущий светлый праздник Пасхи не стал исключением.
В интернете появляются сайты, где предлагают «поставить свечу за здравие». Но эти страницы созданы мошенниками, и если ввести на них данные своей карты, то эти сведения окажутся у злоумышленников, которые смогут получить доступ ко всем сбережениям на этом счете.
Еще одна схема, с помощью которой пытаются обмануть верующих, – расклеивание объявлений с qr-кодами близ храмов. Такие уже появились в некоторых регионах. Листовка призывает или пожертвовать деньги на некие якобы церковные нужды, или помочь нуждающимся. Но в итоге человек опять же попадает на поддельный сайт.
Нужно быть внимательным и осторожным, даже пытаясь совершить благое дело. Для пожертвований и заказа треб используйте проверенные сайты, их можно найти на сайте Русской Православной Церкви. Если перечисляете деньги, убедитесь в правильности реквизитов и реальности организации.