1 июля 2024 года. Боголюбской иконы Божией Матери
1 июля чествуется образ Божией Матери, именуемый Боголюбским. О его истории и особом почитании в одном из древнейших храмов Рязани, где есть придел, посвященный этой иконе, рассказывается в сюжете Рязанской епархиальной телестудии «ЛогосЪ», снятом в 2021 году:
25 октября 1986 года высокопреосвященным Симоном (Новиковым), архиепископом Рязанским и Касимовским, был переосвящен престол Боголюбского (южного) придела. Под престол были помещены части Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы, а также части мощей святых.
25 июня 2024 года – празднование Собора Рязанских святых
Одно из главных торжеств в духовной жизни Рязанского края – день памяти святителя Василия Рязанского и всех святых, в земле Рязанской просиявших. Празднование Собора приходится на 23 июня, однако в этом году торжество выпадает на день Пятидесятницы, поэтому было принято решение перенести празднование на 25 число.
В этот день в Рязанском кремле за собором Успения Пресвятой Богородицы будет совершаться Божественная литургия, которую возглавит митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Начало богослужения (часы) в 7.40. Далее состоится крестный ход, и в кафедральном Рождественском соборе – молебен и вручение дипломов выпускникам Рязанской православной духовной семинарии.
Особая программа ждет маленьких участников торжеств: для детей после окончания богослужения будет организована возможность посещения Соборной колокольни и угощение мороженым. Обращаем ваше внимание, что в связи с организационными моментами экскурсии и угощение будут проводиться для организованных групп (воскресных школ и других объединений) по предварительным заявкам. Обращаться в Епархиальное управление по номеру +7 4912 28-40-05.
По информации пресс-службы Рязанской епархии
16 июня 2024 года. Неделя 7-я по Пасхе святых отцов Первого Вселенского Собора
В этот день Церковь чтит память епископов, которые на соборе в 325 году утвердили церковное учение о том, что Христос есть Сын Божий и при этом обладает всей полнотой божественной природы, как и Отец. Данный догмат является основой вероучения любой христианской Церкви. Не признавать его — значит не быть христианином в принципе.
Всероссийский проект «Детский симфонический оркестр Первых» приглашает принять участие
Если вы не можете жить без музыки, владеете скрипкой, виолончелью, флейтой, гобоем, кларнетом, фаготом, валторной, трубой, тромбоном, тубой или ударными — вам точно к нам.
Мы ищем:
участников оркестра от 12 до 18 лет;
молодых наставников от 16 до 25 лет.
С нами вы сможете получить возможность учиться у лучших педагогов России, усилить свои музыкальные навыки, а также выступать на крупнейших концертных площадках с ведущими исполнителями мирового уровня. Уже в июне состоится первый концерт нового музыкального коллектива!
Молодые наставники:
- примут участие в репетициях;
- станут кураторами-репетиторами для участников оркестра под управлением опытных профессоров и педагогов;
- выступят в качестве помощников художественного руководителя Проекта;
- выйдут на сцену в составе Детского симфонического оркестра Первых.
Каждый финалист будет награжден электронным сертификатом. Финалисты первого этапа Проекта приглашаются на очное прослушивание в Москве.
Художественный руководитель Проекта — Сергей Георгиевич Проскурин, Заслуженный работник культуры РФ, профессор, академик международной академии творчества г. Москва. Главный дирижер Русского камерного оркестра, советник Губернатора Рязанской области по Культуре.
2 июня 2024 года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
Со дня Светлого Христова Воскресения Святая Церковь в течение трех недель не может оторваться от событий, непосредственно связанных с Воскресением Господа Иисуса Христа.
Первая неделя проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая - в воспоминаниях о том, как уверовал святой Апостол Фома; третья - как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Воскресшего Христа жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа.
Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие недели в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения Христова. Это - чудеса исцеления расслабленного и слепорожденного и, как в настоящий воскресный день, обращения самарянки к вере в Господа Иисуса как Спасителя.
Какая же связь между Воскресением Христовым и этими событиями?
И в Воскресении, и в этих событиях действует Сила Божия.
И еще есть между ними другая, особенная связь. Рассмотрим ее ближе.
Воскресение Христово мы часто называем праздником Пасхи. А что значит слово - "пасха"? Это слово означает "переход". Христос Воскрес и перевел нас от смерти к жизни и от земли к небу. Так поется в 1-м ирмосе Пасхального канона: "...от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе..."
Пасха означает переход во многих смыслах: от смерти к жизни, от гибели к спасению, а также в земном смысле - от болезни к здравию. Последнее видно на примерах расслабленного и слепорожденного.
Тридцать восемь лет лежал человек и не мог встать, но, по слову Христову, встает, и ходит, и носит тяжести (Ин. 5, 1-15).
Всю жизнь, от рождения, другой человек не видел, но послушался Иисуса Христа как Сына Божия (Ин. 9, 1-38).
Остановимся на примере самарянки.
Переход от худшего к лучшему с нею совершается несколько раз.
Вот физический переход: она идет за водою из города, выходит из него и приходит к колодцу. Это святое место. Здесь - древний колодец, ему, когда происходили евангельские события, уже было около 2000 лет, его выкопал внук Авраама Иаков для своего сына Иосифа (Ин. 4, 5-6). Самарянка ходила к этому колодцу, вероятно, каждый день. Такая прогулка за водою отрывает человека от жизненной суеты, от ежедневных дел и располагает к тому, чтобы принять Божию мудрость. И однажды, когда она встретила у колодца Господа нашего Иисуса Христа, совершилось ее духовное перерождение, совершился великий переход от духовной тьмы к свету веры.
Христос говорит ей: "Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4, 10) - и потом: "...кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4, 14).
Самарянка получила живую воду Христову: она уверовала в Господа Иисуса Христа как Спасителя. По слову Христову она сама сделалась источником живой воды, потому что проповедовала Господа своим согражданам, и они пришли к Христу и уверовали в Него (Ин. 4, 29-30; 39-42).
Внутри этого, главного, перехода в жизни самарянки мы можем заметить еще два.
Это - нравственное изменение, очищение личной жизни. Когда самарянка попросила у Христа: "Господи, дай мне этой (т. е. живой) воды", Спаситель ответил ей: "Пойди, позови мужа твоего и прииди сюда", а самарянка возразила: "У меня нет мужа". Как видно из дальнейшего, самарянка схитрила. Она хотела утаить от Спасителя недостатки своей личной жизни.
Спаситель, вместо того чтобы ее упрекнуть, с искусством великого Педагога и Врача похвалил ее, сказав: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".
И тогда женщина, поняв, что ее жизнь открыта перед Господом, согласилась с Ним и сказала: "Господи! Вижу, что Ты пророк" (Ин. 4, 15-19).
Не будем сомневаться: согласие с Господом очищает, изменяет душу. Самарянка, произнеся слова согласия, становится другим человеком, очищается. У нее пробуждается духовный интерес. В его появлении и заключается еще один переход от худшего к лучшему. В результате самарянка немедленно задает Господу важный религиозный вопрос, занимавший, вероятно, не только ее, но и ее земляков. Она, сказав: "Господи! Вижу, что Ты пророк!", - продолжает: "Отцы наши покланялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме" (Ин. 4, 19-20). Христос Спаситель разъясняет самарянке, что Богу можно кланяться везде, и в то же время называет Бога Отцом. Он говорит: "Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и покланяющиеся Ему должны покланяться в духе и истине" (Ин. 4, 23-24).
В этих словах Спасителя мы можем увидеть также и иносказательное указание на тайну Пресвятой Троицы. Покланяться Отцу, то есть первому Лицу Святой Троицы, в Духе,то есть в третьем Лице Святой Троицы, и Истине, то есть во втором Лице Святой Троицы. Вспомним, что о Самом Себе Христос сказал: "Я есмь Истина" (Ин. 14, 6).
Итак, поклоняться Отцу в Духе и Истине - значит, войти в общение со всей Святой Троицей. Какое счастье так поклоняться Богу!
Повторяем, много спасительных переходов от худшего к лучшему испытала самарянка: переход пешеходный, когда она шла от дома к колодцу; переход от упрека к просьбе, чтобы Христос дал ей живую воду; переход от суеверия - будто Богу можно поклоняться только на определенной горе - к Истинной вере в Отца Небесного, Которому нужно поклоняться в Духе и Истине; переход от непросвещенного состояния к вере во Христа как Спасителя.
Поэтому вспоминаемое сегодня событие, именно беседа с самарянкой, является воспоминанием, уместным в Пасхальное время, когда мы празднуем переход от смерти - к жизни, от земли - к Небу, празднуем Воскресение Христово, Которому слава!
Аминь.
Митрополит Иоанн (Вендланд) 16 мая 1982 года
26 мая 2024 года. Поездка в главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации
В минувшее воскресенье воспитанники двух рязанских воскресных школ – при храме святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и при храме святого преподобного Пимена Угрешского – посетили главный храм Вооружённых Сил России. Также прошли «Дорогу памяти» в музее, посвящённом Великой Отечественной войне. Уезжали из парка «Патриот» с огромным чувством благодарности идейным вдохновителям, благотворителям и строителям такого многогранного, впечатляющего своими масштабами комплекса, посвящённого 75-летию Победы в ВОВ и ратным подвигам русского народа во всех войнах.
Музейно-храмовый комплекс Вооруженных Сил Российской Федерации — духовный символ России, прославляющий величайшую победу жизни над смертью. Храм в честь Воскресения Христова посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах, выпавших на долю нашей страны.
Высота Храма вместе с крестом по проекту — 95 метров. Диаметр барабана главного купола — 19,45 метров. Высота малого купола — 14,18 метров. Храм спроектирован в монументальном русском стиле, органично включающем современные архитектурные подходы и уникальные для православного храмоздательства нововведения. Каждый из приделов Храма посвящен святому – покровителю одного из родов войск и видов Вооруженных Сил России. Строительство завершилось 9 мая 2020 года, в день 75-летней годовщины Великой Победы.
Учебный год в воскресной школе завершён
Завершился учебный год в воскресной школе – плодотворный, насыщенный новыми знаниями о православной жизни и сделанными добрыми делами детей и педагогов во Славу Божию! До встречи в новом учебном году!
15 мая 2024 года. Архиерейское богослужение
Князья Борис и Глеб, во святом Крещении Роман и Давид – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они предпочли кончину от рук убийц перспективе вступления в кровавую распрю со своим братом Святополком, страстно желавшим взойти на Киевский престол. Уже Ярослав Мудрый, глубоко почитавший подвиг своих братьев, построил в Вышгороде под Киевом храм в их честь, куда были положены мощи страстотерпцев. Это святое место было символом братской любви Ярославичей и их совместного служения Родине. А знаковой датой их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба в 1115 году в новый храм. На событии присутствовали три сына князя Ярослава – Изяслав, Святослав и Всеволод.
О подвиге святых князей Бориса и Глеба, о единстве и угрозах вражды говорил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в наставлении после богослужения в день празднования перенесения мощей братьев-страстотерпцев:
– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слушали Евангелие от Иоанна, которое заканчивалось словами о том, что верующий в Господа и творящий заповеди на суд не приходит, но переходит от смерти в жизнь. Такие слова Христос говорит всем тем, кто Его слушал, подчеркивая идею, что человек, имеющий веру и творящий дела веры, прямо становится наследником Небесном Царствия, минуя Страшный Суд. И такими людьми, которые перешли от смерти в жизнь, стали юные христиане Роман и Давид – такие имена получили во святом Крещении князья Борис и Глеб. Они старались взращивать в своей душе христианские добродетели, жили согласно заповедям Спасителя и тем правилам жизни, которым учил их святой отец, равноапостольный князь Владимир.
Но нечестивый Святополк попытался незаконным образом захватить престол отца, сесть в стольном граде Киеве. А чтобы законные наследники Киевского престола ему не мешали, он решил с ними расправиться, жестоко убив обоих братьев.
Мы сегодня прославляем их память и в очередной раз вспоминаем их брата, который получил в народе страшное прозвище Окаянный. Этот человек принес раздор и вражду в пределы Святой Руси, но этот раздор имел место не только в то в далекое время, когда Русь лишь начинала жить согласно заповедям Спасителя. Эта рознь и вражда присутствовала на протяжении столетий. Подобные раздоры, стремление разделить наш народ и подвергнуть угрозе само понятие «Святая Русь», извратить наследие князя Владимира и святых отцов присутствует и сегодня. Вследствие этой вражды кровь не одного, но многих тысяч людей проливается сегодня на земле, где жил князь Владимир. Мы молимся сегодня его детям, благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, чтобы они помогли нам преодолеть эту смуту, чтобы ходатайствовали перед Богом об исцелении ран Святой Руси, и чтобы наш народ изгнал вражду, злобу и ненависть из своей среды и вновь продолжил свое историческое шествие в этом мире как народ Святой Руси.