27 апреля 2024 года. Лазарева Суббота
Лазарева суббота, или Вербная суббота,— это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий («Ваия» — пальмовая ветвь (церк. устар.)), или Вербной неделей. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря.
В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим.
Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.
События Лазаревой субботы
О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов.
Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер.
Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».
Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили.
Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».
После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий.
И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».
Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самый важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.
Праведный Лазарь
Лазаря еще называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий». Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским — служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака).
Как раз в этом городе в 1972 году обрели святые мощи епископа Лазаря. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».
Византийский император Лев Мудрый повелел в 898 году перенести мощи святого в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.
После чуда воскрешения праведный Лазарь прожил еще 30 лет. Он стал епископом в городе Китион (сейчас Ларнака) на острове Кипр. После смерти мощи святого положили в мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».
В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (Ларнака) построили храм в честь праведного Лазаря. Его возвели на самой гробнице святого. Сейчас в паломничество к храму приезжают христиане со всего мира.
Церковь праведного Лазаря построили примерно в 890 г. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 г., восторженно писал о здании: «Никогда я не видел ничего подобного!».
Иконостас храма выполнен из дерева, это образец искуснейшей резьбы. В церкви хранится несколько древних византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковь, в нее ведут ступеньки с правой части иконостаса. Внутри — два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.
Мраморный ковчерг с мощами Лазаря обнаружили 1972 году именно в этом храме, ученые подробно исследовали их и подтвердили их подлинность. Видимо, мощи святого в IX веке вывезли в Константинополь не полностью.
Сейчас вокруг храма еще можно увидеть некоторые из построек монастыря, который существовал здесь много лет назад. В одной из них сейчас расположен музей. На территории церкви сохранилось также небольшое кладбище.
Источник: http://www.foma.ru/lazareva-subbota.html
В Рязани состоится Великопостный концерт
25 апреля в 18.00 в праздничном зале храма Сретения Господня состоится Великопостный концерт. Для гостей выступит Камерный оркестр Рязанской области (художественный руководитель и дирижёр Сергей Проскурин, солисты Алина Сафронова – сопрано, Андрей Мирзоян – скрипка).
Прозвучат произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова.
Адрес храма Сретения Господня: Рязань, пл. Новаторов, 1 а. Вход свободный.
Традиция проведения Великопостных концертов давняя и является частью культурного наследия России. Особый расцвет подобные выступления получили в конце XIX — начале XX века. Многие премьеры духовных сочинений выдающихся русских композиторов состоялись именно в рамках великопостных концертов. В наши дни традиция проведения таких концертов возрождается в Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах.
Приглашаем детей к участию в творческом конкурсе!
В рамках объявленного в 2024 году в России Года семьи приход храма Бориса и Глеба г. Рязани и МБДОУ «Детский сад №115» проводят городской конкурс детского рисунка и творческих исследовательских работ «Семья – малая церковь».
В конкурсе могут принимать участие дети и подростки в возрасте от 6 до 17 лет. Конкурс проводится для индивидуальных авторов: учащихся творческих центров, студий, домов, образовательных учреждений культуры и учреждений общего и дополнительного образования.
В Рязань будет принесена частица Пояса Пресвятой Богородицы
В кафедральный собор Рождества Христова в Рязани будет принесен ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы. Встреча святыни состоится 13 апреля в 7.30.
Ковчег будет пребывать в главном храме города до 15 апреля включительно, ежедневно перед ним будут совершаться молебны с чтением канона Пресвятой Богородице в 11.00, 12.30, 14.00 и 15.30. Проводы святыни состоятся после вечернего богослужения 15 апреля (начало богослужения в 17.00).
Принесение ковчега состоится в рамках реализации молодежной просветительской программы Синодального отдела по делам молодежи «Духовная связь».
Пояс Пресвятой Богородицы – одна из величайших святынь, связанных с жизнью Пречистой Девы. По преданию Она Сама сплела его из верблюжьей шерсти и носила вплоть до Своего Успения. Наследниками двух вдовиц, получивших Пояс от Богородицы, святыня передавалась из поколения в поколение, а с IV века она находилась в Константинополе, заключенная в золотой ковчег с царской печатью и положенная во Влахернском храме. В X столетии Пояс, уже прославленный чудесами, был разделен на части. Одна из них хранится теперь на Афоне, в Ватопедском монастыре. В 2011 году Пояс был привезен в Россию. Святыня посетила 14 городов, и ей поклонились более трех миллионов паломников.
В 2011 году к 200-летию Казанского кафедрального собора частица Пояса была передана на вечное хранение в Санкт-Петербург, куда ежедневно стекаются сотни паломников для того, чтобы помолиться Божией Матери перед великой святыней. Особую надежду на помощь Богоматери возлагают православные семьи, не имеющие детей. По молитвам к Царице Небесной многие женщины смогли избавиться от бесплодия и ощутить радость материнства.
29 марта 2024 года. Спектакль в Рязанском Доме ребёнка
Развивать в детях стремление проявлять сострадание и милосердие - одна из важнейших задач взрослого.
Учащиеся воскресной школы Борисо-Глебского собора города Рязани совместно с детьми подготовительных групп МБДОУ детского сада № 115 с дружеским визитом посетили Рязанский Дом ребёнка. Они приготовили малышам сладкие сюрпризы и показали сказку «Колобок».
19 марта 2024 года. Архиерейское богослужение
Вечером 19 марта митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Борисо-Глебском соборе Рязани.
В наставлении к верующим владыка обратил внимание на то, как важно смотреть на свою жизнь под правильным углом зрения, и как в этом помогает творение преподобного Андрея Критского:
– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слушали вторую часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Неслучайно Святая Церковь предлагает нам в самом начале Святой Великой Четыредесятницы эти образы для нашего назидания. Почему же они так важны для нас именно в начале постного поприща?
Дело в том, что люди чаще всего смиряются со своим состоянием и любят себя пребывающими в нем, такими, какие они есть. Некоторое время назад прочитал воспоминания одного человека, который пишет: если раньше я был к себе требователен, то теперь я люблю себя таким, какой я есть. У меня уже нет к себе никаких претензий, требований – я себя полюбил в этом состоянии.
И это является фактом. Церковь, конечно, призывает нас к тому, чтобы мы всегда отделяли грех от грешника. Но если в отношении ближних это у нас иногда получается, мы пытаемся отделить грех от грешника, говорим о плохих поступках человека и вместе с тем пытаемся его любить и ему помочь, то в отношении себя это разделение во много раз сложнее. Мы заранее себя любим и оправдываем.
Тем большим контрастом является настрой автора покаянного канона, который себя бичует в отношении всего, всех поступков. Он берет библейские образы и, рассуждая на примере библейских персонажей, говорит – а я-то, мерзавец, сделал по-другому, я свой выбор сделал наихудшим образом.
Спросим себя – а часто ли мы думаем о себе так? Часто ли мы себя ставим в такое положение? А это именно то, что нам требуется сегодня. Неслучайно мы слышим молитву преподобного Ефрема Сирина, в которой есть такие слова: Господи, даруй ми зрети моя прегрешения. Это просьба к Господу, чтобы он открыл грехи человека, но чтобы увидеть свои грехи, нужно смотреть правильно, под тем углом зрения, под каким смотрел на свою жизнь, с нашей точки зрения, святую, преподобный Андрей Критский.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, смотреть на себя критически. Мы, конечно, часто опускаем руки, но Бог является самым большим оптимистом в отношении каждого из нас. Бог верит, что мы все-таки будем стараться двигаться к Нему, и потому стремится помочь нам в этом. Дай Бог, чтобы слова из покаянного канона, эти глубокие образы оставили бы след в нашей душе и создали в бы в нашем сердце правильный настрой на всю Великую Четыредесятницу.
18 марта 2024 года. Встреча в воскресной школе
В минувшее воскресенье в школе прошла встреча-беседа детей с боевым офицером СВО. Миронов Александр Александрович рассказал о себе, ответил на многочисленные вопросы наших воспитанников, педагогов, родителей.
Огромная благодарность нашему духовному наставнику, протоиерею Георгию, за организацию такой своевременной, важной патриотической встречи с нашим воином. Желаем помощи Божьей, нашим бойцам!
25 февраля 2024 года. Неделя о мытаре и фарисее
В эти дни, когда православные готовятся к приближающемуся Великому Посту, Церковь вспоминает притчу о Мытаре и Фарисее. Эта короткая, всего в несколько фраз притча находится в Евангелии от Луки: Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:11—14).
Лука вообще более других евангелистов склонен делать акцент на сострадании Господа к потерянным и заблудшим, к тем, кого осуждает и отвергает «приличное общество». Мы, современные читатели, видим здесь, прежде всего, осуждение фарисея — для нас само это слово означает «религиозный лицемер». Но во времена Господа фарисеи — это просто люди, которых отличала особенная набожность, у кого-то — фальшивая и показная, у кого-то — вполне искренняя. И здесь Господь не говорит, что фарисей осужден — он говорит, что мытарь «оправдан более». Мытарь для слушателей Господа Иисуса — пример явно дурного человека. Это коррумпированный сборщик налогов на службе у римских оккупантов. Его презирают и ненавидят все честные люди. И именно он идет в свой дом «более оправданным». Почему? Потому что он знает за собой, что он дурной человек, которому не на что рассчитывать, кроме незаслуженной милости Божией. Поэтому он и готов ее принять.
Почему важно не считать себя достойным? Чтобы открыться милости Божией. Церковь говорит о Боге: «Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно». Французский писатель Жорж Бернанос в «Дневнике сельского священника» пишет: «Достаточно знака, взгляда, немого зова, чтобы прощение ринулось на нас с небесных высот, как орел». Господь готов помиловать и самого дурного человека. Беда в том, что человек по гордыне и неверию сам отгораживается от милости Божией. Невозможно помиловать того, кто полагает, что не нуждается в милости, как невозможно накормить того, кто не голоден, или исцелить того, кто не болен. Поэтому в Церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее: «Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению».
Источник: http://foma.ru/nedelya-o-myitare-i-farisee.html
8 / 21 февраля 2024 года. Святой блаженной Любови Рязанской
Тропарь, глас 5
Любо́вию нарече́на была́ еси́ во свято́м креще́нии, / Любо́вь Христо́ву позна́ла еси́ в житии́, / Бо́гу и челове́ком любо́вию послужи́вши, / дерзнове́ние ве́лие стяжа́ла еси́, / те́мже к тебе́ усе́рдно прибега́ем, / из глубины́ серде́ц на́ших взыва́юще: / моли́ся у́бо ко Го́споду, / Любо́вь блаже́нная, богому́драя, / дарова́ти ми́рови мир // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4
Святи́телем Христо́вым Никола́ем исцеле́нная, / и на служе́ние Бо́гу и лю́дям и́мже благослове́нная, / крест свой юро́дства с любо́вию до конца проне́сшая, / свята́я блаже́нная Любо́вь, / не оста́ви нас, почита́ющих святу́ю па́мять твою́, / предстоя́ в ли́ке святы́х Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, / моли́ся о благоде́нствии Оте́чества твоего́ // и о спасе́нии душ на́ших.
Величание
Ублажа́ем тя, свята́я блаже́нная ма́ти на́ша Любо́вь, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.
Читать о святой блаженной Любови Рязанской на сайте Николо-Ямского храма города Рязани