2 июня 2024 года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
Со дня Светлого Христова Воскресения Святая Церковь в течение трех недель не может оторваться от событий, непосредственно связанных с Воскресением Господа Иисуса Христа.
Первая неделя проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая - в воспоминаниях о том, как уверовал святой Апостол Фома; третья - как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Воскресшего Христа жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа.
Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие недели в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения Христова. Это - чудеса исцеления расслабленного и слепорожденного и, как в настоящий воскресный день, обращения самарянки к вере в Господа Иисуса как Спасителя.
Какая же связь между Воскресением Христовым и этими событиями?
И в Воскресении, и в этих событиях действует Сила Божия.
И еще есть между ними другая, особенная связь. Рассмотрим ее ближе.
Воскресение Христово мы часто называем праздником Пасхи. А что значит слово - "пасха"? Это слово означает "переход". Христос Воскрес и перевел нас от смерти к жизни и от земли к небу. Так поется в 1-м ирмосе Пасхального канона: "...от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе..."
Пасха означает переход во многих смыслах: от смерти к жизни, от гибели к спасению, а также в земном смысле - от болезни к здравию. Последнее видно на примерах расслабленного и слепорожденного.
Тридцать восемь лет лежал человек и не мог встать, но, по слову Христову, встает, и ходит, и носит тяжести (Ин. 5, 1-15).
Всю жизнь, от рождения, другой человек не видел, но послушался Иисуса Христа как Сына Божия (Ин. 9, 1-38).
Остановимся на примере самарянки.
Переход от худшего к лучшему с нею совершается несколько раз.
Вот физический переход: она идет за водою из города, выходит из него и приходит к колодцу. Это святое место. Здесь - древний колодец, ему, когда происходили евангельские события, уже было около 2000 лет, его выкопал внук Авраама Иаков для своего сына Иосифа (Ин. 4, 5-6). Самарянка ходила к этому колодцу, вероятно, каждый день. Такая прогулка за водою отрывает человека от жизненной суеты, от ежедневных дел и располагает к тому, чтобы принять Божию мудрость. И однажды, когда она встретила у колодца Господа нашего Иисуса Христа, совершилось ее духовное перерождение, совершился великий переход от духовной тьмы к свету веры.
Христос говорит ей: "Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4, 10) - и потом: "...кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4, 14).
Самарянка получила живую воду Христову: она уверовала в Господа Иисуса Христа как Спасителя. По слову Христову она сама сделалась источником живой воды, потому что проповедовала Господа своим согражданам, и они пришли к Христу и уверовали в Него (Ин. 4, 29-30; 39-42).
Внутри этого, главного, перехода в жизни самарянки мы можем заметить еще два.
Это - нравственное изменение, очищение личной жизни. Когда самарянка попросила у Христа: "Господи, дай мне этой (т. е. живой) воды", Спаситель ответил ей: "Пойди, позови мужа твоего и прииди сюда", а самарянка возразила: "У меня нет мужа". Как видно из дальнейшего, самарянка схитрила. Она хотела утаить от Спасителя недостатки своей личной жизни.
Спаситель, вместо того чтобы ее упрекнуть, с искусством великого Педагога и Врача похвалил ее, сказав: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".
И тогда женщина, поняв, что ее жизнь открыта перед Господом, согласилась с Ним и сказала: "Господи! Вижу, что Ты пророк" (Ин. 4, 15-19).
Не будем сомневаться: согласие с Господом очищает, изменяет душу. Самарянка, произнеся слова согласия, становится другим человеком, очищается. У нее пробуждается духовный интерес. В его появлении и заключается еще один переход от худшего к лучшему. В результате самарянка немедленно задает Господу важный религиозный вопрос, занимавший, вероятно, не только ее, но и ее земляков. Она, сказав: "Господи! Вижу, что Ты пророк!", - продолжает: "Отцы наши покланялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме" (Ин. 4, 19-20). Христос Спаситель разъясняет самарянке, что Богу можно кланяться везде, и в то же время называет Бога Отцом. Он говорит: "Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и покланяющиеся Ему должны покланяться в духе и истине" (Ин. 4, 23-24).
В этих словах Спасителя мы можем увидеть также и иносказательное указание на тайну Пресвятой Троицы. Покланяться Отцу, то есть первому Лицу Святой Троицы, в Духе,то есть в третьем Лице Святой Троицы, и Истине, то есть во втором Лице Святой Троицы. Вспомним, что о Самом Себе Христос сказал: "Я есмь Истина" (Ин. 14, 6).
Итак, поклоняться Отцу в Духе и Истине - значит, войти в общение со всей Святой Троицей. Какое счастье так поклоняться Богу!
Повторяем, много спасительных переходов от худшего к лучшему испытала самарянка: переход пешеходный, когда она шла от дома к колодцу; переход от упрека к просьбе, чтобы Христос дал ей живую воду; переход от суеверия - будто Богу можно поклоняться только на определенной горе - к Истинной вере в Отца Небесного, Которому нужно поклоняться в Духе и Истине; переход от непросвещенного состояния к вере во Христа как Спасителя.
Поэтому вспоминаемое сегодня событие, именно беседа с самарянкой, является воспоминанием, уместным в Пасхальное время, когда мы празднуем переход от смерти - к жизни, от земли - к Небу, празднуем Воскресение Христово, Которому слава!
Аминь.
Митрополит Иоанн (Вендланд) 16 мая 1982 года
Индекс: 390000,
город Рязань, ул. Сенная, д.32
Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73;
В храме: +7 (960) 567-76-53
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В праздничные, субботние и воскресные дни
храм открывается в 6.00
(начало ранней литургии в 6.30)
В простые дни
храм открывается в 7.00
(начало литургии в 8.00)
Как подать записку
дистанционно:
1. Имена о здравии и упокоении
прислать на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:
Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин
Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова
Иконная лавка работает:
с 8.00 до 18.00
перерыв на обед
с 12.00 до 13.00
В связи с капитальным ремонтом крестильного храма,
с 23 мая 2023 года крещение детей совершается в самом Соборе (Боголюбский предел).
КРЕЩЕНИЕ проводится: в будни и субботу с 11 часов, в воскресенье с 12 часов.
БЕСЕДЫ для крестных родителей проходят в субботу и воскресенье в 15-30 в помещении библиотеки.
БЕСЕДЫ для венчающихся проходят в субботу в 15 часов.
По всем дополнительным вопросам обращайтесь за свечной ящик в храме.
Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:
8 (4912) 25-69-73
+7 (960) 567-76-53
Работа гуманитарного склада:
В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает
ЦЕРКОВНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ
сеть православных центров помощи для зависимых
8 (800) 600-16-93
бесплатно, профессионально, анонимно
консультации по зависимости, подбор православного реабилитационного центра, он-лайн группы поддержки