16 июля 2015 года. Святителя Василия, епископа Рязанского

 

16 июня 2015 года – память святителя Василия, епископа Рязанского. Святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве хр­амов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В Борисо-Глебском соборе Рязани северный придел освящен во имя святителя Василия, здесь регулярно ему совершается акафистное пение.

 

Святитель Василий жил в XIII столетии. Первые подвиги благочестия он совершил в Муроме. Там он принял мона­шество, и когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве муромской и рязанской, был уже известен как «муж праведен и благочестив».

 

Об избрании святого Василия во епископа предание, сохранившееся в пись­менных источниках, повествует следующее: «По преставлении благоверного князя Кон­стантина с чады его, многим летом минувшим, и по запу­стении града (Мурома) от неверных людей, и после благоверного князя Петра и благовер­ные княгини Февронии, тогда же многим летом минувшим прииде из Ки­ева в Муром град благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме, такожде и бояре его и все купцы муромстии. Благоверный же князь Георгий пер­воначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богоро­дицы обновил, и второй храм святых страстотерпцев та­кожде обновил, и епископа по-прежнему у их церкви устроил именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв высокий святительский сан, епископ Василий много трудов положил на устроение своей паствы: рассеянных татарским нашест­вием собирал во единое стадо, изнемогавших укреплял, сокрушенных сердцем утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на правый путь. Он явил себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любве­обильным, был примером своим пасомым в молитвах и подвигах.

 

Однако, как повествует житие, по проискам врага рода человеческого святи­теля Божия оболгали, он был заподозрен в нецеломудрии и изгнан народом из Мурома. Некоторые в ослеплении были даже готовы убить его, но святитель Васи­лий просил их: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа следующего дня». Кротость святителя смягчила жестокие сердца, и народ разо­шелся по домам. Праведник всю ночь молился со слезами в Борисоглебском храме; совершив всенощное бдение, он утром отслужил Божественную литургию, затем в Благовещенском храме совершил молебен перед чтимой иконой Божией Матери. Взяв с собой эту икону и предав себя воле Божией, он пошел к реке Оке, сняв с себя мантию, разостлал ее на воде и, встав на нее с образом Богоматери, поплыл вверх по реке, против течения. Господь совершил это чудо, чтобы явить людям невинность святи­теля. Пораженные чудом, муромцы рас­каялись и со слезами просили святителя вернуться. Но святитель Василий был взят от муромских жителей «во мгновение ока».

 

Предание повествует, что жители Старой Рязани перед самим появлением там святителя Василия собрались в храм к вечернему богослужению. Диакон, выйдя из алтаря на амвон, вместо обычного возглашения «Благослови, Владыко» по наитию воскликнул: «Владыко грядет, сретайте его». Тогда весь народ поспешил на берег Оки и, увидев архипастыря, плывущего на мантии святителя, при­нял его с великой радостью. Великий князь рязанский Олег «срети его со кресты».

 

Недолго пришлось рязанской пастве быть под окормлением чудесно дарован­ного им святителя. В 1288 году, во время одного из опустошительных набегов татар, Рязань и все ее храмы были разрушены. Святитель Василий под покровом Муром­ской иконы Божией Матери приплыл на своей мантии по Оке и ее при­току Трубежу к церкви святых Бориса и Глеба в Переяславле Рязанском (нынеш­няя Рязань, в отличие от Старой Рязани). Там он основал новую еписко­пию, и церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба с того времени стала собор­ной. 3 июля 1295 года (по рукописным святцам, в 1292 г.) святитель Ва­силий отошел ко Господу. Святое тело его было погребено в Борисоглебском соборе (при перестройках собора могила оказалась снаружи храма).

 

Житие святителя Василия, епископа Рязанского, помещено в Прологе под 21 мая вме­сте с житием Муромских чудотворцев благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора, а также под 21 апреля — в день празднования чудо­творной Муромской иконы Божией Матери.

 

Сказание, или Повесть, о святителе Василии в составе Жития князя Констан­тина и чад его Михаила и Феодора известно в трех редакциях: пространной, средней и сокращенной. Известны и самостоятельные списки Сказания, или Повести, о свя­тителе Василии, восходящие к XVI веку.

 

Автором Повести считают Ермолая Прегрешного (в иночестве Еразма) — про­топопа московской церкви Спаса-на-Бору, который собрал сведения о святи­теле Василии в Муроме в том виде, как хранила их память народная. Известно, что автор повести был близок к кругу митрополита Московского Макария (+1563; память 31 декабря/13 января) — собирателя житий русских святых. Повесть о святителе Василии предназначалась для царя Иоанна Грозного.

 

В начале XVII века Промыслу Божию угодно было еще более прославить святи­теля Василия. 10 июня 1609 года, при архиепископе Рязанском и Муромском Феодорите (1605—1617), состоялось открытие и перенесение его святых мощей в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в кремле Переяславля Рязан­ского, который со времени епископа Рязанского и Муромского Ионы II (1522—1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, рядом с иконостасом. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю.

 

С того времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязан­ской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику».

 

При архиепископе Моисее (1638—1651), в 1638 году, над мощами святителя Ва­силия была устроена каменная гробница, а над ней помещен образ Муромской Пресвятой Богородицы «Моление Василия». Известно, что в это время в рязан­ских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года впер­вые торжест­венно праздновалось перенесение мощей святителя Василия. Особенно усердным почитателем Рязанского первосвятителя был сподвижник патриарха Никона архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил (1651—1655).

В 1722—1723 гг., при императоре Петре I, состоялось свидетельство святости святи­теля Василия. После этого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми.

 

Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) в бытность епископом Рязанским и Муромским (1752—1757) составил службу святителю Василию, «взяв во внима­ние прежде написанный тропарь, кондак и канон». При нем же над мо­щами свя­тителя Василия была сделана новая гробница с иконой святителя. В 1782 году гробница над мощами святителя Василия была великолепно украшена архиепис­копом Ря­занским и Зарайским Симоном (Лаговым; 1778—1804).

 

В 1810 году, при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове; † 19 июля 1821 г.) последовал указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в неделю Всех святых.

 

В 1871 году архиепископ Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын; 1867—1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля, положив начало этому празднику.


В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве; 1876—1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3/16 июля — день блаженной кончины и 10/23 июня — день перенесения его святых мощей.

 

По материалам: http://www.saints.ru/v/16_svtVasiliiRyazanskii.html

 

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

При подготовке к Таинству Крещения взрослые, дети сознательного возраста и восприемники малолетних детей (крестные родители) должны посетить огласительную беседу.

 

Огласительные беседы проводятся в крестильном храме:

Суббота – 15.30

Воскресенье – 15.30 

 

Читать подробнее об огласительных беседах

 

Таинство крещения
совершается:

Вторник, Среда и Четверг:

в 10.00.

Пятница, Суббота и Воскресенье:

в 10.00 и в 17.00.

Понедельник:

выходной.

Необходимо придти на 10–15 минут раньше для регистрации. 

 

Можно предварительно записаться по телефону:

(4912) 25-54-20 

с 10:00 до 13:00

кроме понедельника