Глинские чтения 2015 года

 

Несколько лет учителя рязанских школ, преподаватели, педагоги и... совсем не педагоги едут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, чтобы участвовать в работе международного форума «Глинские чтения», чтобы рассказать о своих начинаниях, послушать умные, назидательные и просветительские речи своих коллег, узнать что-то новое и необходимое для работы... Но у каждого, кто приезжает на три дня в Лавру в июле месяце, есть свой план, в котором главное, что необходимо сделать, – это приложиться к мощам Преподобного и попросить мудрости, терпения и смирения в деле воспитания молодого поколения россиян... А потом, когда молитвенное общение хотя бы на малую толику произошло, можно смело идти в залы Московской Духовной Академии учиться учить, сверять свое направление деятельности с деятельностью самых знающих и активных, общаться и накапливать в свою педагогическую копилку идеи, мысли, раздумья...

Смотреть видео с мероприятия


В этом году педагоги Центра дистанционного образования и Воскресной школы Борисо-Глебского собора нашего города решили рассказать собравшимся на форум о своей работе в области духовно-нравственного воспитания молодежи. Выступление Калининой Н.В. и Петуховой И.А. называлось «ФОРМИРОВАНИЕ У МОЛОДЕЖИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». 


Казалось бы, трудно даже предположить, что может завязаться такая плодотворная дружба между детьми Воскресной школы и детьми с ограниченными возможностями здоровья...Оказывается, может и это дает результаты в области воспитания у наших детей милосердия и сострадания, понимания и сочувствия, смирения и терпения. А находясь на земле, где строил, возводил, восстанавливал на земле Святильник Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский, понимаешь, как, каким образом мы должны нравственно, духовно измениться сами, чтобы стать достойными потомками «чудного старца», вся жизнь которого живой тому пример...

 


Калинина Н.В.

 

Справка: 27-29 июля 2012 года в рамках мероприятий, посвящённых Дню крещения Руси, состоялся Международный образовательный форум Глинские чтения, организованный Комиссией по вопросам просвещения, науки и общественной нравственности Общественного совета Центрального федерального округа. Тема чтений — «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

 

Источник фото: http://xn--80adbk9c.xn--p1ai/common/konf.php?num=252

 

Далее публикуем тезисы выступления наших участников:

 

 

Калинина Н.В.

Петухова И.А.

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У МОЛОДЕЖИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ценностное отношение человека к миру служит важнейшей характеристикой его духовно-нравственного состояния и готовностью к социальной активности. Все поступки и действия человека определяются ценностями, на которые он ориентирован в своем внутреннем мире. На сегодняшнем этапе обновления системы образования мы обязаны сделать все необходимое, чтобы во всех учебных заведениях был обеспечен приоритет воспитания, чтобы образование молодежи всегда опиралось на развитие мышления, способности анализировать, на ее добродетели  и созидательные качества.  Если мы выпустим  из стен школы молодого человека  без основ критического мышления, без иммунитета ко злу, без высших ценностей, то страшно подумать, в чьи руки мы отдадим судьбу всей России.

Вопросы, связанные с формированием   духовно-нравственных ценностей, сегодня выходят на первый план.  Категория духовности личности рассматривается как высшее начало в человеке, как творческая сила и источник созидания ценностей совместной жизни людей и самосозидания. Воссоздание в человеке образа Божия, формирование у него потребности жить по заповедям высокого духовного и нравственного бытия  - главная задача всех, кто занимается духовно-просветительской работой.

Духовно-нравственное воспитание личности – это  основная педагогическая проблема, которая волновала не только православных ученых (В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, Т.А.Флоренскую и др.), но волнует и современных педагогов как основу воспитания человека, в том числе рязанских педагогов: Беляеву В.А.,  Орлову Ю.В., Бабкину О.Е., Калинину Н.В., Грицай Л.Н.,  и многих других. Высокие духовные ценности, на которых покоится благополучие любого государства, такие, как любовь к Отечеству, доброта, долг, совесть, ответственность и неспособность к насилию, зарождаются в семье. Связь между возрождением духовно-нравственных и семейных ценностей с  позитивными социальными и культурными преобразованиями в обществе очевидна. «Сегодня жизненно важно понимать простую истину: физически здоровая и духовно крепкая семья – основа полноценного общества. Какой будет Россия, во многом зависит от того, какими будут наши семьи и какими мы воспитаем наших детей», - говорил Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении на встрече с молодежью города Москвы. Поэтому формирование духовно-нравственных ценностей неотделимо от становления духовно здоровой семьи. Духовно-нравственное воспитание сопутствует формированию семейных ценностей, а институт семьи способствует формированию духовного и нравственно здорового общества.

Анализ состояния проблемы сформированности духовно-нравственных ценностей у молодого поколения  в системе современного  образования позволил выявить ряд противоречий между:

  • необходимостью формирования у молодежи духовно-нравственных ценностей  как  основы бытия каждого человека и ее недостаточной разработанностью в педагогической науке и практике данного вопроса для всех возрастов, отсутствие преемственности  курса «Основ православной культуры» в программах общеобразовательных школ;
  • потребностью системного формирования  ценностей семейной жизни у молодого поколения и недостаточным изучением наследия отечественных ученых в контексте светского и православного взгляда на его реализацию;
  • потребностью духовного руководства молодого поколения и невозможностью сделать это в стенах светского учреждения;
  • потребностью в учителе высокого духовного и нравственного уровня развития и возможностью его становления в условиях современного образования и экономики;
  • необходимостью  обеспечения в учебных заведениях приоритета воспитания и установками на инновационные преобразования в структуре содержания и технологии образовательного процесса на качественно новое образование молодежи, способствующее экономическому росту России, решению личных амбиций молодежи, гедонистических целей жизни.

Формирование духовно-нравственных ценностей в рамках инклюзивного, или включающего образования позволяет расширить понятие «семья». Все дети, обладающие особыми интеллектуальными особенностями, или имеющие ограниченные возможности,  индивидуальные качества или проблемы, включенные в общую систему образования и воспитания, а,  значит, представляют собой общность с единой системой ценностей. Инклюзивное образование и воспитание дает возможность на более высоком уровне осуществлять формирование духовно-нравственных ценностей. Система инклюзивного воспитания позволяет в полной мере реализовать права детей не только с ограниченными возможностями здоровья, как это принято думать, но и детей, не имеющих проблем со здоровьем.

            Примером соработничества в области инклюзивного воспитания может послужить программа совместной работы по формированию духовно-нравственных ценностей в городе Рязани двух организаций: Воскресной школы во имя светлой памяти блг. кн. Романа Рязанского и Центра дистанционного образования.

Работа на первом этапе с 2010 по 2012 гг. предполагала  совместные мероприятия с целью оказания помощи  в области общения детям с ограниченными возможностями, развитие таких качеств личности как милосердие и сострадание  – для остальных участников программы. На данном этапе были выяснены педагогические условия формирования духовных и семейных ценностей  у обучающихся общеобразовательных школ, студентов, работающих молодых людей в социуме; разработана и апробирована модель педагогической системы по формированию духовно-нравственной атмосферы  в городе Рязани «Возвращение к истокам».

Второй этап программы  с 2012по 2014 гг. содержал в себе работу по

определению системы видов деятельности, способствующих формированию духовных ценностей  в образовательном пространстве школы, как общеобразовательной, так и воскресной, таких, как: изучение учащимися старших классов факультативного курса по формированию семейных ценностей «Светелка» и «Ладомир» в воскресной школе, «Культура семьи, или семьеведение» в Центре дистанционного образования; деятельность школы православной семьи «Родная душа»  для родителей,   организация досуговой коллективно-творческой деятельности «Клуб семьи» соответственно; взаимодействие с социумом (беседы с приглашаемыми на занятия гостями: общественными деятелями, многодетными родителями, священниками, психологами, педагогами, социальными работниками); взаимодействие с социокультурными учреждениями (театрами, музеями, библиотеками, общественными организациями, православными храмами и т. д.), благотворительная и миссионерская деятельность. Данная деятельность шла параллельно, пересекаясь на общих мероприятиях и встречах.

     На третьем этапе с  2014 по 2015гг. учитывая культурологический,  аксиологический, личностно ориентированный подходы в формировании духовного мира молодого человека в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий, мы шли по пути взаимосвязей: урок (факультатив) – досуговое мероприятие – благотворительная акция. Программа «Возвращение к истокам» дополнилась новым курсом «Духовное краеведение», работа с  которым позволяет на примерах жизни святых рязанского края изучить добродетели и в своей жизни следовать главным принципам истинного христианина. Подобный подход к воспитанию духовных ценностей  помогает молодежи постепенно и гармонично пройти путь личностного развития. Основная идея такого подхода заключалась в создании ценностно-культурного пространства и максимального использования возможностей культуры для воспитания духовно-нравственной личности. Деятельность по программе  строится в рамках нескольких направлений, которые тесно связаны друг с другом, могут входить одно направление в другое; тематика может меняться в зависимости от насущного момента, от контингента участников, слушателей, возраст которых  колеблется от младшего  школьника до взрослой аудитории:

  • Моя семья (мероприятия по формированию  семейных  ценностей у молодежи – лекции, беседы, диспуты, вечера для школьников разных возрастных групп)
  • Мир русской души (духовные беседы, встречи, воспоминания, культурно-просветительская работа)
  • Духовное краеведение (авторский курс, исследовательская работа обучающихся)
  • Дар добра (благотворительная работа)

Если результатами первого этапа являлись  изучение семьи  как духовно-нравственной основы современного человека; изучение воспитательных идей православной культуры; формирование навыков межличностного общения,и было  положено начало в воспитании  духовно развитой личности; то  к третьему этапу сформировалась целая система по  формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся в инклюзивном образовательном пространстве.              

Данный курс требовал использования разнообразных инновационных методик активного обучения и воспитания, объективной информации о разнообразнейших явлениях семейной жизни, организации творческого взаимодействия преподавателя и учащегося, актуализации и обогащения субъектного опыта обучаемых, рефлексии. Занятия предоставляют широкий выбор видов и форм творческой деятельности молодежи, протекающей во взаимосвязи с духовным обогащением их внутреннего мира.                                Большое значение в организации наших занятий играло взаимодействие с социумом. Мы приглашали гостей – священников, общественных деятелей, которые могли бы поделиться с молодежью опытом своей семейной жизни, рассказать о необходимости соблюдения важнейших нравственных принципов. Мы активно сотрудничали с общественными организациями и образовательными учреждениями города и области:  «Рязанский оберег», «Родительское собрание», Детская школа искусств №7, Государственный архив Рязанской области, Рязанский государственный университет, Музей путешественников, школа эстрадного вокала, музыкальный колледж им. братьев Пироговых, Геронтологический центр им.Мальшина, Педагогический колледж, реабилитационный центр, приют п. Строитель и т.д. К совместной работе по программе «Возвращение к истокам» были привлечены специалисты разных областей знаний: композиторы, поэты, барды-исполнители, краеведы...                                        Итоговым мероприятием прошедшего учебного года стал духовно-краеведческий форум «Живи, Святая Русь», который обобщил опыт соработничества Воскресной школы Борисо-Глебского собора и Центра дистанционного образования.      На вечере присутствовали дети и из других  общеобразовательных и специальных учреждений г. Рязани, педагоги, участники школы православной семьи «Родная душа», священники и психологи.                             Мы стремились создать благоприятную атмосферу семейного праздника, совместной творческой деятельности детей и взрослых, взаимной заинтересованности в работе друг друга, которая создавала бы предпосылки для личностного развития каждого участника данного мероприятия, актуализации его позитивного духовно-нравственного опыта.            Впечатления от вечера взрослые и юные участники,  и зрители выражали в положительных характеристиках.                                                   «Думаю, что довольны остались не только дети, но и взрослые, присутствовавшие на вечере, ведь когда общаешься с детьми, чувствуешь необъяснимую радость. Может это чувство детской чистоты, может заложенное Богом чувство родителей к детям, может и то и другое, но главное, что оно гораздо выше и много дальше тех низких «радостей» жизненного успеха, ради которого многие мамы отказываются от своих детей».                                                                                                                    «Именно теперь я понял, что нужно самосовершенствоваться, искать свой жизненный путь, развиваться не только физически, но и духовно. Любить надо учиться у наших святых».             

«Узнала много нового и, наконец, задумалась над тем, о чем раньше говорили только вскользь. Мне нравится посещать такие встречи, это моя отдушина».                                                                                              «Оказывается, знания – это не главное мое приобретение в школе. Намного главнее научиться  принимать на себя ответственность за все, что происходит в этом мире, думать  не только о себе,  но и о других людях, живущих рядом. Сейчас я готова любить всех людей…».                              Данная программа «Возвращение к истокам»  должна способствовать объединению усилий со стороны разных субъектов образования, здравоохранения, церкви  для воспитания современной молодежи в духе русской культуры и православия и решить противоречие   между необходимостью  духовного и нравственного воспитания молодого человека  и отсутствием ориентиров, по которым можно  проектировать воспитательный процесс, направленный на формирование духовно-нравственной сферы молодежи. Программа определяет внутреннее богатство подрастающего человека, уровень развития его духовных потребностей и способностей,  которые готовы проявиться  в созидательной деятельности. Организация работы практической направленности поможет осуществлению связи полученных знаний с самой жизнью.

Приобщение личности к высшим православным ценностям, основам православной культуры, к тысячелетнему  опыту воспитания, к  примерам истинных подвижников благочестия, светильников веры, героев Отечества поднимет уровень развития духовно-нравственных качеств личности. Все это будет способствовать нравственному перерождению и усовершенствованию человека, а за ним  –  возрождению России.

         Список литературы.

         1.Беляева, В. А. Духовно-нравственное воспитание личности в школе и вузе : монография / В. А. Беляева, А. А. Кухтин ; РГУ им. С. А. Есенина. - Рязань : РГУ, 2007. - 140 с.

         2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.

         3.Калинина, Н.В. Моя семья: программа. – Рязань: Изд-во РИРО, 2009.

         4.Флоренская Т.А. Этика и психология семейной жизни // Православный образовательный вестник. – 1999. –№ 2 (3).

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

При подготовке к Таинству Крещения взрослые, дети сознательного возраста и восприемники малолетних детей (крестные родители) должны посетить огласительную беседу.

 

Огласительные беседы проводятся в крестильном храме:

Суббота – 15.30

Воскресенье – 15.30 

 

Читать подробнее об огласительных беседах

 

Таинство крещения
совершается:

Вторник, Среда и Четверг:

в 10.00.

Пятница, Суббота и Воскресенье:

в 10.00 и в 17.00.

Понедельник:

выходной.

Необходимо придти на 10–15 минут раньше для регистрации. 

 

Можно предварительно записаться по телефону:

(4912) 25-54-20 

с 10:00 до 13:00

кроме понедельника