Учебный план на 2019–2020 гг.

Учебный план на 2019-2020 гг.


Обучение религии и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. Это свидетельствует о повышении роли и значения воскресных школ в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения.


Задачи учебно-воспитательной деятельности:
• организация системного изучения православной веры, религии и культуры;
• воцерковление, привитие навыков христианского благочестия;
• формирование духовной и нравственной ответственности у подрастающего поколения;
• формирование таких добродетелей, как послушание, терпение, целомудрие, смирение и др.;
• воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму;
• изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций;
• формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии;
• воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию;
• воспитание жертвенного служения и любви на примере жизни и подвига святых;
• формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания;
• раскрытие понятия свободы как неподвластности греху, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека);
• повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов в процессе воспитания детей.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресной школе Русской Православной Церкви (далее — учебно-воспитательная деятельность) – это целенаправленный процесс религиозного обучения и воспитания детей, осуществляемый религиозной организацией Русской Православной Церкви в организованной ею воскресной школе, направленный на усвоение вероучительных знаний и формирование навыков христианского благочестия в обыденной жизни.
1.2. Дошкольная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс учебно-воспитательных программ для детей 5-7 лет, направленных на формирование первичных представлений о Боге, мире и человеке, о православной вере и традиции, православной культуре.
1.3. Начальная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, — комплекс учебно-воспитательных программ для детей 8-11 лет, направленных на формирование православного мировосприятия, усвоение воспитанниками начальных знаний о православной вере, приобщение к православной традиции и культуре, образу жизни, приобретение навыков христианского благочестия.
1.4. Основная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей, — комплекс учебно-воспитательных программ для детей 12-16 лет, направленных на формирование православного мировоззрения, усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, христианской нравственности и культуре, закрепление навыков христианского благочестия, умения применять полученные знания в обыденной жизни, осознанно участвовать в Таинствах и богослужении Церкви, в социальной, молодежной и миссионерской работе на приходе.


ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
Православное воспитание детей дошкольного возраста – это первая ступень в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.
Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).
Изучение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих целей:
• заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;
• пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;
• воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;
• развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребенка;
• помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;
• развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.
Для дошкольников проводятся занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 30 минут.
Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»:
• понимание, что Бог есть Творец мира;
• знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, Молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи;
• представление о Церкви Христовой как доме Божием;
• представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
• знание Заповедей Божиих (обзорно);
• знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;
• умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;
• умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
• умение петь простые песнопения;
• умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.


НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); и «Основы хорового и церковного пения».
Изучение курса «Закон Божий» направлено на достижение следующих целей:
• заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;
• дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;
• помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
• воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;
• формировать ценностные жизненные ориентиры;
• научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Предметные результаты изучения «Закона Божия»:
• знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;
• знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);
• представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;
• представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;
• знание названий двунадесятых и великих праздников;
• знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии;
• знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;
• представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика Патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;
• знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
• умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;
• сознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.
Использование своих знаний для:
• выявления и осознания собственных греховных поступков;
• построения исповеди и исправления грехов.
Изучение хорового и церковного пения направлено на достижение следующих целей:
• понимание церковнославянских терминов, проникновение в их духовно-нравственный смысл;
• овладение особенностями орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме;
• овладение основами правильного звукообразования в процессе пения;
• развитие вокально-хоровых навыков: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание; умение брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора; интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных, тянуть длинные звуки ровным по силе голосом на основе активного пиано; быстро и плавно переходить с донного слога на другой без толчка;
Предметные результаты изучения церковного и хорового пения:
• знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов восьми гласов;
• знание нотной записи песнопений;
• знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста;
• знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения;
• знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди;
• знание особенностей праздничных служб;
• умение отличать по слуху распев одного гласа от другого;
• умение правильно интонировать мелодии гласов;
• умение держать строй в песнопениях в 2-х голосном изложении;
• владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами и др.;
• соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке;
• умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз и т.д.);
• соблюдать правила поведения на клиросе;
• ориентироваться в нотных партитурах богослужебных песен;
• петь под руководством регента.


ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ
Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».
Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостной христианской картины мира;
• осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;
• освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;
• овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;
• формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;
• применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;
• воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.
Предметные результаты изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета:
• знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;
• знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;
• знание Десяти заповедей Божиих;
• знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;
• умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;
• умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;
• умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;
• умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;
• умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;
• высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
• использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
Изучение «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса» направлено на достижение следующих целей:
• формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;
• освоение знаний, касающихся православного вероучения;
• овладение навыками добродетельной жизни;
• формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;
• применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;
• воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.
Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса»:
• знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;
• знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;
• знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;
• знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;
• представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;
• умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;
• умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;
• умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;
• высказывания собственных зрелых религиозных суждений;
• использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
Изучение «Истории Христианской Церкви» направлено на достижение целей:
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;
• овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;
• формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;
• применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.
Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»:
• знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;
• знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;
• представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;
• понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;
• представление о Поместных Православных Церквах;
• умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;
• умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
• умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;
• объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;
• использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.
Изучение «Христианской этики» направлено на достижение целей:
• воспитание личности, несущей в себе образ Божий;
• освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;
• овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;
• формирование представлений о духовной жизни христианина;
• применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.
Предметные результаты изучения «Христианской этики»:
• представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;
• знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;
• знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;
• представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;
• умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;
• самоидентификации себя в мире как христианина;
• противостояния злу в мире и в самом себе.


2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ


2.1 ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
«Введение в Закон Божий» (28 часов)
Бог — Творец мира. Иисус Христос, Сын Божий. Мир есть творение Божие. О святых ангелах. Ангелы-хранители. Библия – Священная книга. Евангелие – книга о земной жизни Сына Божия – Иисуса Христа. Крестное знамение. О святых иконах и святых людях. Главные православные праздники.
Молитвы. Понятие о молитве. Молитвы предначинательные: Славословие Пресвятой Троице. Молитва Пресвятой Троице. Молитва Господня. Ангельское приветствие Божией Матери. Молитва Ангелу Хранителю. Молитва перед вкушением пищи. Тропарь: Христос Воскресе!
«Священная библейская история»
Ветхий Завет. О сотворении мира. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп и спасение Ноя. Бог заключает завет с Авраамом. Иосиф. Моисей (кратко).
Новый Завет. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Светлое Воскресение Христово (Пасха).
«Богослужение и Таинства»
Храм — это Дом Божий. Устройство Храма (кратко). Благословение священника.
При подготовке занятий рекомендуется руководствоваться Основным содержанием программы Православного воспитания детей дошкольного возраста «Православного компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования».


2.2 НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
Для младших школьников рекомендуются занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 30 минут.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ
«Закон Божий» (112 часов)
Бог — Троица. Бог — Отец, Бог — Сын – Иисус Христос, Бог – Дух Святой. Свойства Божии. Мир видимый и мир невидимый. Человек – образ и подобие Божие. Священное Писание: Библия, Евангелие – книга жизни.
Молитвы. Утреннее и вечернее молитвенное правило (в сокращении или полностью по благословению духовника школы). Молитва Животворящему Кресту. Молитва перед началом и после учения, тропари двунадесятых праздников, тропарь Пасхи.
«Священная библейская история» (56 часов)
Ветхий Завет(28 часов).О сотворении мира. Понятие о видимом и невидимом мире. Творение Ангельского мира. Архангел Михаил и Небесное воинство. История Шестоднева. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников. Бог заключает завет с Авраамом. Ветхозаветные патриархи. История Иосифа. Египетское рабство. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход евреев чрез Чермное море. Чудеса в пустыне. Дарование Закона на горе Синай.
Новый Завет (28 часов).

Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елисаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Первое чудо в Кане Галилейской. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Воскрешение сына Наинской вдовы. Воскрешение дочери Иаира. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Избрание апостолов. Исцеление дочери хананеянки. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о милосердном самарянине. Притча о блудном сыне. Притча о мытаре и фарисее. Притча о сеятеле. Притча о немилосердном должнике. Притча о богатом и Лазаре. Притча о талантах. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Предательство Иуды и Тайная вечеря. Страдание, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явление воскресшего Господа Иисуса Христа ученикам: на пути в Эммаус, десяти апостолам, при море Тивериадском. Вознесение Господне.
«Устройство православного храма и богослужение» (28 часов).Храм – это Дом Божий. Церковь как собрание верующих людей во имя Христа. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее устройство храма. О святых иконах. Церковная утварь. Церковнослужители, священнослужители. Лица, совершающие богослужение. Благословение священника. Священные облачения (обзорно). Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. Церковный календарь. Старый и новый стиль. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и Великие праздники. Литургия – центральное богослужение. Понятия о Таинствах покаяния и причащения.
«История Христианской Церкви» (14 часов). Двенадцать апостолов. Первоверховные апостолы Петр и Павел. Апостол Иоанн Богослов. Первые христиане. Первомученик архидиакон Стефан. Примеры мученичества: великомученики Георгий и Пантелеимон. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Равноапостольные Константин и Елена. Святой апостол Андрей Первозванный. Крещение Руси. Святой равноапостольный и великий князь Владимир и великая княгиня Ольга. Житие благоверного князя Александра Невского. Преподобный Сергий Радонежский. Житие благоверного князя Димитрия Донского. Куликовская битва. Казанская икона Божией Матери. Житие преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. Новомученики и исповедники Российские.
«Основы христианской нравственности» (42 часа)
Предварительные понятия: нравственный закон. Что такое грех. Христианская добродетель. Житие святого Алексия – человека Божия. Богооткровенный закон. Наша свобода, в чем она. Как совершается наше спасение в Церкви. Христианский подвиг (по Евангелию). Смирение и правдолюбие. Житие преподобного Сергия Радонежского. Притча о блудном сыне (по Евангелию). Церковь – ковчег нашего спасения. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обязанности христианина в отношении к себе. Забота христианина о своей душе. Житие святителя Димитрия Ростовского. Сердце христианина. Житие преподобномученицы Елисаветы. Христианская надежда. Житие святого равноапостольного Кирилла. Развитие воли христианина. Житие преподобного Серафима Саровского. Труд христианина. Житие преподобного Серафима Саровского (продолжение). Забота христианина о своем теле. Обязанности христианина в отношении к ближним. Христианское бескорыстие. Житие святой праведной Иулиании Лазаревской. Христианская справедливость (по Евангелию). Христианское милосердие. Житие святителя Николая Чудотворца. Побеждать зло добром (по Евангелию). Нехристианская мораль. Христианская любовь (по Евангелию). Христианская любовь (по житиям святых). Христианская семья. Преподобные Кирилл и Мария – родители преподобного Сергия Радонежского. Любовь к ближним и любовь к Отечеству. Христианская любовь к Отечеству. Житие благоверного князя Александра Невского. Общественное служение христианина. Житие преподобного Иосифа Волоцкого. Обязанности христианина в отношении к Богу. Житие преподобного Сергия Радонежского (продолжение). Обязанности человека к Богопознанию (по Евангелию). Молитва. Учение преподобного Серафима Саровского о молитве. Молитва Господня (по Евангелию). О молитве правильной и неправильной. Примеры благодатной помощи, получаемой по молитве. Молитва к святым. Жизнь христианина в Церкви.

«Основы хорового и церковного пения» (28 часов)
Тексты: Песнопения, построенные на одной ноте: Аминь; Благослови; Господи, помилуй; И духови Твоему.
Песнопения, построенные на 2-х нотах: Господи, помилуй; Господи, помилуй (тройная ектения); Подай, Господи; Верую.
Песнопения на 3-х нотах: Отче наш; Святый Боже (обиходный распев); Слава... и ныне...; Приидите, поклонимся.
Песнопения на 4-х нотах: Богородице Дево (тропарный распев 4-го гласа). Достойно есть (тропарный распев 8-го гласа). Спаси, Господи (тропарный распев 1-го гласа). Царю небесный (тропарный распев 6-го гласа).
Песнопения на 5-ти нотах: Воскресные тропари 2,3, 5-го и 7-го гласов. Многая лета.
Воскресные тропари. Тропари и кондаки церковных праздников в соответствии с православным календарем. Воскресные прокимны 8-ми гласов. Богородичны 8-ми гласов на 2 голоса.
Великая, малая, сугубая и заупокойная ектении.


2.3 ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ
«Священное Писание: Ветхий и Новый Завет» (70 часов)
«Священное Писание: Ветхий Завет» (28 часов).
Понятие о Священном Писании. Число священных книг и разделение их по содержанию. Канонические и неканонические книги. Важнейшие переводы Священного Писания.
История Шестоднева. Сотворение человека. Заповедь о труде и невкушении плодов с древа познания добра и зла. Наречение имен животным. Сотворение жены.
Грехопадение. Последствия грехопадения. Обетование Спасителя. Каин и Авель. Растление людей; избрание Ноя. Всемирный потоп. Столпотворение Вавилонское и рассеяние рода человеческого. Начало истории еврейского народа. Призвание Богом Авраама. История Лота. Содом и Гоммора. Рождение Исаака. Жертвоприношение Исаака. Истории жизни патриархов Исаака и Иосифа. Пророческое благословение Иаковом своих сыновей. Призвание Моисея. Видение Неопалимой купины. Египетские казни (обзор). Исход из Египта. Переход через Чермное (Красное) море. Синайское законодательство. Восстание народа и осуждение на 40 летнее странствование по пустыне. Медный змей. Смерть Моисея. Иисус Навин. Вступление евреев в землю обетованную. Завоевание земли обетованной. Правление судий: Гедеон, Самсон, Самуил. Период правления царей. Цари Саул, Давид, Соломон. Построение и освящение Иерусалимского храма. Разделение Царства еврейского на Израильское и Иудейское. Пророки Израиля: Илия, Елисей, Иона. Падение Иерусалима. Пророки великие и малые. Пророки Иудеи: Исайя, Иеремия. Вавилонское пленение Пророки Иезикиль, Даниил. Ветхозаветные мессианские пророчества. Возвращение евреев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Сирийское владычество. Восстание Маккавеев. Иудеи под властью римлян. Всеобщее ожидание Спасителя.
«Священное Писание: Новый Завет» (42 часа). Четвероевангелие. Рождение Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия. Рождество Христово. Обрезание и Сретение Господне. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус во Храме. Иоанн Предтеча и Креститель Господень, его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Беседа Господа с самарянкой. Чудеса исцелений. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни. Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления им Господа Иисуса Христа. Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях. Преображение Господне. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение Страшного суда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских, Анны и Каиафы. Отречение апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор Синедриона. Осуждение Его и путь к Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским. Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне.
Книга Деяний святых апостолов.Пятидесятница и история Иерусалимской общины. Жизнь первой христианской общины. Первые обращения в христианство язычников. Распространение христианства за пределами Иудеи. Обращение Савла. Жизнь и служение ап. Павла. Миссионерские путешествия ап. Павла – их роль и значение в истории Церкви. Цель, события и итоги путешествий. Иерусалимский Собор. Послания апостола Павла.
«Основы православного вероучения»/ « Катехизис» (42 часа)
Молитвы. Трисвятое по Отче наш. Символ веры. Молитвы перед Святым Причащением (чтение по молитвослову). Спаси, Господи, люди Твоя...Молитвы до и после трапезы. Молитвы перед и после учения. Достойно есть...Ангел вопияше (9-я песнь Пасхального канона). Покаянный псалом Давида, 50. Молитва святого Симеона Богоприимца. Утренние и вечерние молитвы (чтение по молитвослову). Молитва за живых. Молитва об усопших.
Основы православного вероучения. Понятие о Символе Веры. Понятие о Вселенских соборах. Понятие о вере в Бога, необходимости веры и ее исповедовании. Единство Божие. Свойства Божии. Учение о Троице. Непостижимость тайны Пресвятой Троицы. Личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Мир невидимый: ангелы и понятие о них. Мир видимый. Создание человека. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Учение о предопределении Божием и промысле о мире и человеке. Учение о втором Лице Пресвятой Троицы. Цель сошествия Сына Божия с Небес. Понятие о грехе. Понятие о воплощении сына Божия. Значение слова «воплощение». Учение о Деве Марии, Приснодеве и Богородице. Значение Крестной смерти Спасителя. Возможность и способ нашего участия в страданиях и смерти Спасителя. Значение Воскресения Христова. Понятие об аде. Цель явления воскресшего Христа. Вознесение Христа (его толкование). Учение о Втором Пришествии Христовом, о будущем суде и бесконечном царстве. Понятие об антихристе. Учение о Святом Духе. Средства стяжания Святого Духа. Его главнейшие дары. Понятие о Церкви. Церковь небесная и земная. Пребывание благодати Божией в Церкви. Свойства Церкви. Единство небесной и земной Церкви. Основание призывания в молитве святых. Святые мощи. Соглашение со святостью Церкви нахождения в ней людей согрешающих. Таинства Церкви. Число Таинств, их благодатная сила. Таинство Крещения — смысл и подготовка. Крещение младенцев. Восприемники. Таинство Миропомазания. Таинство Евхаристии, условия, требуемые для приступающих к Таинству. Таинство Священства. Понятие о Таинстве Брака. Таинство Елеосвящения. Понятие о воскресении мертвых. Страшный суд. О разделении Заповедей на две Скрижали. О любви к Богу и о любви к ближнему. Учение Спасителя о молитве как средстве приобретения надежды. Определение молитвы; ее виды. Молитва Господня. Понятие об искушениях. Десять Заповедей Божиих. Обязанности в отношении к родителям. Отношение христианина к светским властям, любовь к Отечеству, почитание пастырей, старших возрастом, благодетелей и начальников. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным. Смертная казнь преступников. Убийство на войне. Невольное убийство. Случаи, относящиеся к законопреступному убийству. Самоубийство. Духовное убийство. Заповеди Блаженства. Необходимость подвига для достижения надежды спасения. Учение Господа о блаженстве. Двойственность сторон в каждой заповеди блаженства.
«Православное Богослужение» (28 часов)
Богослужебные книги. Всенощное бдение. Утреня. Вечерня. Служба часов. Божественная Литургия: общие понятия. Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Таинства Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящения, Священства, Брака.
«История Христианской Церкви» (56 часа)
Общая церковная история (28 часов). Жизнь первых христиан по Книге Деяний святых апостолов (обзор). Эпоха гонений в Древней Церкви (причины). Гонения при Нероне. Падение Иерусалима. Святой апостол Иоанн Богослов. Мужи апостольские. Священномученик Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский. Гонения при Диоклетиане. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон. Эпоха Вселенских соборов. Константин Великий и первый Вселенский собор. История Вселенских Соборов, формирования духа Соборности и противостояния ересям. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Торжество Православия в 843 г. Разделение Западной и Восточной Церквей. События 1054 года. Обзор истории Западной Христианской Церкви. Понятие о Православных Поместных Церквях и их современное состояние.
История Русской Церкви (28 часов). Проповедь Евангелия среди славян. Апостол Андрей Первозванный. Язычество в Киевской Руси. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Князья Аскольд и Дир. Святые равноапостольные и князь Владимир и его мать княгиня Ольга. Крещение Руси. Распространение христианства в Киевской Руси. Святой князь Ярослав Мудрый. Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Борьба с католической интервенцией. Святой благоверный князь Александр Невский. Татаро-монгольское нашествие. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра. Преподобный Андрей Рублев. Флорентийская уния. Автокефалия Русской Церкви. Митрополит Иона. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Преподобный Максим Грек. Царь Иван Грозный. Святой Митрополит Макарий. Соборы XVI века. Святой Митрополит Филипп. Учреждение Патриаршества на Руси. Святой Патриарх Иов. Святитель Ермоген. Смутное время. Период междупатриаршества. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Император Петр Великий и Синодальный период истории Русской Церкви. Святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Димитрий Ростовский. Преподобный Серафим Саровский. Введенская Оптина Пустынь и ее старцы. Амвросий Оптинский. Святитель Филарет Московский. Страстотерпец Император Николай Второй. Поместный Собор 1917 года. Святой Патриарх Тихон. Новомученники и исповедники Российские. Патриарх Сергий Страгородский. Русская Православная Церковь в Великую Отечественную Войну 1941-1945гг.
«Христианская этика» (28 часов)
Поиск смысла жизни и вера в Бога. Ответ на вопрос о смысле жизни в философиях и религиях мира. Ответ на вопрос о смысле жизни в Ветхозаветной религии. Декалог как основа нравственности человечества. Христианское понимание смысла жизни. Нагорная проповедь. Евангельский закон любви. Свобода человека. Покаяние как свободный выбор нового пути (притча о блудном сыне). Основные страсти человека. Основные добродетели человека. Этика человеческих отношений. Достоинство личности. Образ Божий. Этика общественного служения. Подвиг.

 

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ «ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА»