14 января 2015 года. Праздник Обрезания Господня и память свт. Василия Великого

 

14 января Святая Церковь отмечает праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

 

Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, которым повелел назвать новорожденного Архангел Гавриил еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику - Иисус (евр. Иошуа - «Господь - его спасение»). Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1: 21).

 

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

 

 

«Когда читаю его нравственные и практические слова, тогда очищаюсь душой и телом, становлюсь храмом, вмещающим Бога, органом, на котором играет Дух, певцом Божией славы и сил: благодаря этому я настраиваюсь, прихожу в порядок, делаюсь из одного человека другим, изменяюсь божественным изменением», так пишет о произведениях святителя Василия Великого Григорий Богослов.


Святитель Григорий считает своего друга Василия самым «достойным толкователем божественного», человеком, который «просветился светом знания, прозрел глубины Духа и с Богом изучил то, что касается Бога».

И все-таки среди современников Василия находились те, кто упрекал его в неправильном учении о Духе Святом. Грехом ему вменяли то, что он ни разу не назвал Духа Богом в своих писаниях. Вот что пишет поэтому поводу святитель Григорий Богослов:

 

«Ибо хотели поймать его на одном только слове – что Дух есть Бог... чтобы изгнать его из города вместе с его богословским языком, а самим захватить Церковь... Он же другими выражениями из Писания и несомненными свидетельствами... так стеснил своих противников, что они уже не могли противостоять... Собственно же выражение он медлил употреблять, прося и у самого Духа и у его искренних сторонников не оскорбляться такой тактикой и не губить все неумеренностью, держась за одно выражение... Ведь спасение наше не столько в словах, сколько в реальности» (Надгробное слово о Василии Великом).

Празднуя сегодня память святителя Василия Великого, сугубого покровителя всех тех, кто посвящает свою жизнь изучению божественных таин и служению Церкви Христовой, хочется выразить надежду, что все мы в этом святом и богоугодном деле не будем ничего пытаться загубить собственной неумеренностью, а стремиться к видимому единству тех, кто разделяет ту же самую любовь к Господу и единую веру в спасительную и умиротворяющую силу Духа Святого.

 

Он был замечательным пастырем, не только волевым и строгим, но и милосердным. Во время страшного голода 368 года он продал свое наследственное имение и раздал все деньги голодающим. В суровый для Церкви период он не только сам удержался на своей кафедре, но сумел объединить других восточных епископов.

 

Василий Великий - родоначальник малоазийского монашества, видевший в монашеском образе жизни "образ жизни по Евангелию". Велико и его богословское наследие. Он любил повторять библейское выражение "внемли себе": "Точное наблюдение самого себя даст тебе достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо, если "внемлешь себе", ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом некоем мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя".

 

В православных храмах до сих пор существует тот вариант литургии, который был разработан этим отцом Церкви. Св. Василий возложил на себя и выполнил великую богословскую задачу - точное и строгое определение троических понятий, устранение недосказанности учения о единстве Божием, оставшегося после Никейского собора. Вместе с другими каппадокийцами он точно установил и обосновал термины, построил из них стройную систему.

 

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский, в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил:

 

«Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Василия Великого празднованием и торжеством».

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

При подготовке к Таинству Крещения взрослые, дети сознательного возраста и восприемники малолетних детей (крестные родители) должны посетить огласительную беседу.

 

Огласительные беседы проводятся в крестильном храме:

Суббота – 15.30

Воскресенье – 15.30 

 

Читать подробнее об огласительных беседах

 

Таинство крещения
совершается:

Вторник, Среда и Четверг:

в 10.00.

Пятница, Суббота и Воскресенье:

в 10.00 и в 17.00.

Понедельник:

выходной.

Необходимо придти на 10–15 минут раньше для регистрации. 

 

Можно предварительно записаться по телефону:

(4912) 25-54-20 

с 10:00 до 13:00

кроме понедельника