15 мая 2022 года. Архиерейское богослужение

 

15 мая в Борисо-Глебском соборе города Рязани ежегодно встречают престольный праздник – перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Это один из нескольких дней памяти святых братьев, когда верующие особо обращаются к ним, прося о молитвенной поддержке, покровительстве и заступлении. В этом году празднование памяти святых князей выпало на Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. Божественную литургию в соборе возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

 

Наставление после богослужения владыка посвятил событию, которое Церковь особым образом вспоминает в этот день. Владыка пояснил, в чем заключается значение исцеления расслабленного как знамения, знака для всех верующих, и обратил внимание на важные детали, о которых мы узнаем из повествования о произошедшем у Овчей купели:

 

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слушали Евангелие, в котором повествуется об удивительном событии – исцелении человека, много лет пребывавшего в состоянии болезни. 38 лет лежал человек, будучи разбит тяжким недугом, и не получал никакой помощи. Очевидно, что он не был безгрешным – об этом нам повествует евангелист Иоанн. Когда Христос уже после исцеления встретил его, Он сказал: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

 

Что же может быть хуже, чем лежать в расслаблении, будучи не в состоянии встать с одра болезни. Почему же Господь не сразу его воздвигнул от болезни, почему не сразу пришла Божия помощь? Это место возле Иерусалимского храма было в каком-то смысле водным резервуаром, из которого вода почерпалась для нужд храма. И вот Христос, придя, увидел этого несчастного человека и спросил о причине его немощи. И тот отвечает – «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

 

Не имею человека... Действительно, удивительные слова, которые, наверное, может повторить почти каждый из нас: не имею человека, который смог бы быть хорошим помощником, протянуть руку помощи. Господь стал этим человеком, Он без всяких лишних движений одним Своим словом исцелил болящего человека.

 

Он не только исцелил его. Евангелист Иоанн, рассказывая об этом событии, дает нам понять – вот Человек, который в состоянии помочь каждому! У того несчастного не было человека, который помог бы ему, но и для него, и для всех нас Христос является Спасителем. Мы имеем этого Богочеловека, но ищем ли мы Его? Болящий 38 лет лежал на одре болезни и искал человека, а к нам рука помощи всегда протянута со стороны нашего Господа и Спасителя. Проблема в том, что мы имеем человека, но не хотим Его искать, взыскать, обрести, получить помощь от Него в тех наших бедах, трудностях и болезнях, с которыми все мы сталкиваемся. Мы ищем другого человека, увы. Кто-то надеется исключительно на себя и свои силы, здоровье, умения, кто-то надеется на средства цивилизации, кто-то – на своих друзей-покровителей. Но это не те люди! «Всяк человек ложь», было сказано еще в Псалтири. И любая надежда на человека, с маленькой буквы, это ложная надежда. Подлинная надежда может быть только на одного человека – Богочеловека, нашего Спасителя! Его искали многие люди, которые находились в тяжелых обстоятельствах, и они обретали помощь.

 

Воспримем же, дорогие братья и сестры, это знамение. Неслучайно в Евангелии от Иоанна все чудеса Христовы называются именно так – знамениями, то есть некими знаками, которые Господь нам являет, чтобы дать нам понимание определенной истины. И это и есть истина – искать Богочеловека. У нас есть Христос, наш Спаситель, и Он всегда готов прийти к нам помощь, вот только мы отвращаем Его своими грехами. Не просто так Господь, исцелив расслабленного, сказал ему – «больше не греши, да не случится с тобой чего худшего». Мы, люди верующие, часто повторяем: «С нами Бог». Да, с нами Бог, если мы верим во Христа, исполняем заповеди Божии, если мы принимаем участие в Святых Христовых Таинах, если жизнь наша соответствует принципам Евангелия. Но если мы произносим эти слова, но не живем Богом, не исполняем Его заповеди, то это ложная надежда! Почему мы должны считать, что с нами Бог, если не живем по заветам Спасителя?

 

Дай Бог, дорогие братья и сестры, всегда в жизни искать помощи прежде всего у Бога, нашего Спасителя, Человека, который явился болящему и лежащему много лет у Овчей купели и исцелил его. Он исцелит и поможет всем нам, если мы искренне, всем сердцем будем искать Его, как нашего Покровителя и Спасителя.

 

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

15 мая 2022 года. Престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида

 

15 мая 2022 года в Борисо-Глебском соборе города Рязани в очередной раз встречают престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Это один из нескольких дней памяти святых братьев, когда верующие особо обращаются к ним, прося о молитвенной поддержке, покровительстве и заступлении.

 

Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской православной церковью. В 2021 году отмечалось 1000-летие со дня причисления их к лику святых. Ежегодно 15 мая и 6 августа Православная Церковь чтит память князей Бориса и Глеба. Истории их жизни посвящены первые памятники древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. Образы святых запечатлены в русской иконографии, живописных полотнах. В их честь построены сотни храмов и монастырей.

 

Поскольку нам точно не известно, каким было богослужение на Руси в конце X – середине XI века, летописное сообщение под 1015 годом об убиении святого князя Бориса является ценным источником. Там сообщается, что страстотерпец пел накануне гибели заутреню, включавшую в себя Шестопсалмие и канон, то есть это была утреня по Студийскому уставу. А еще церковный праздник памяти святых Бориса и Глеба является одним из древнейших праздников русского происхождения: он установлен в 20-е годы XI века.

 

Страстотерпчество, по всей видимости, является преимущественно русским видом святости. Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа. То есть добродетель в данном случае состоит в принятии смертельных мук без личной злобы к собственным убийцам подобно тому, как в Евангелии от Луки распятый Христос говорит: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают…»

 

Читать подробнее о святых благоверных князьях-страстотерпцах Борисе и Глебе

15 мая 2022 года. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном


 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и что ни один человек не нашелся, кто бы ему помог... И то, что случилось с этим человеком, в данное время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге, найти Живого Бога, – потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и холоде, в одиночестве и ужасе.

 

Вторая черта сегодняшнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал, о чем-то мечтал, чего-то добивался и стоял рядом с другим человеком, который был в той же нужде, но дольше, в той же нужде, но больше, – кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону, и сказал: ты пройди первым, ты будь первая, я подожду... В ответ на такой поступок, Господь мог бы дать человеку (каждому из нас, если бы мы только сумели так поступить) такую душевную тишину, такой свет, который сделал быненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся.

 

И наконец, Христос говорит этому человеку: Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил... Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлениями; но в основе, грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности, целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком – цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь; Он нас предупредил о том, что то, чего мы не сделали кому бы то ни было из наших ближних, мы не сделали и Ему; и наоборот, если мы что-либо сделали для ближнего нашего, мы Ему это сделали, потому что когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любимый никогда этого не забудет.

 

Вдумаемся в то, что мы сейчас читали, в те намеки понимания, которые я пробовал довести до вашего сознания. Вот, доведите их до сознания, доведите до сердца, до воли, и пусть это все расцветет в живые, творческие поступки. Аминь.

 

Митрополит Антоний Сурожский 28 апреля 1991 г. 

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

8 мая 2022 года. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

 

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.


По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

Воскресение Христово видевше

 

 

К празднику Пасхи Рязанская епархиальная телестудия «Логосъ» и хоры Рязанской епархии подготовили для зрителей музыкальные поздравления. Предлагаем вашему вниманию песнопение «Воскресение Христово видевше» в исполнении хора Борисо-Глебского кафедрального собора Рязани.

1 мая 2022 года. Неделя 2-я по Пасхе Апостола Фомы

 

В эту неделю вспоминается явление Господа по воскресении апостолам и осязание язв Его апостолом Фомой. Явление воскресшего Господа апостолу Фоме и всем единонадесяти избрано в первый воскресный день по неделе Пасхальной, потому что обстоятельства этого явления служат непререкаемым доказательством воскресения Господа из гроба, «яко от чертога, с пречистою Его плотию.» Оно уверяет не только верующих и окрыленных радостью всех последователей Господа, а и самих неверующих язычников и врагов Христа Спасителя — иудеев, уверяет в том, что восставший силой Божества Своего из гроба, Иисус Христос, по воскресении имел не мнимую, или призрачную плоть, в форму которой облекаются иногда являющиеся нам бесплотные духи или святые братия небожители, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которой пригвожден был ко кре сту и на которой остались от того, даже и по воскресении, язвы.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ru

26 апреля 2022 года. Архиерейское богослужение

 

Во вторник Светлой седмицы, 26 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в кафедральном соборе благоверных князей Бориса и Глеба в Рязани и возглавил крестный ход.

 

Архипастырское наставление в этот день было посвящено евангельскому чтению и Самому воскресшему Спасителю:

 

– В эти светлые пасхальные дни, дорогие братья и сестры, Церковь предлагает нам послушать и евангельские отрывки о Воскресении Христа, вдохновиться ими. Они отражают целую гамму чувств у апостолов, ближайших учеников Господа. Прежде всего, мы видим, как в Евангелиях ученики Христа проявляют маловерие, сомнение в том, что Христос действительно воскрес. Они думали, что Его Тело украли, или произошло что-то другое, но никак у них в головах не укладывалась мысль, что Христос не может пребывать во гробе, что Он воскрес.

 

В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали рассказ о том, как два ученика шли в городок Эммаус и по пути встретили Незнакомца. Они разговорились с Ним и поделились своей горечью, рассказав, как они надеялись, что что Иисус Назарянин избавит Израиля, подобно тому как много веков назад Моисей по повелению Божию вывел евреев из Египта. Ученики Христа говорят о надежде Израиля, которую и они разделяли, на избавление евреев от римской оккупации. Но случилось непоправимое: Христа распяли на Кресте как разбойника, бандита, предали позорной смерти! Все надежды рухнули... Это свое горе ученики Христа и высказали Незнакомцу. Они еще не понимали, кто это, и только потом, вечером, когда нужно было устраиваться на ночлег, они пригласили Незнакомца с ними поужинать. Когда Он преломлял хлеб, они увидели, что это Спаситель. Уже потом они признались, что сердце у них горело, они чувствовали, что это не какой-то Незнакомец, но близкий человек.

 

Это евангельское повествование для нас – с одной стороны, показатель того, что воскресший Христос имел особое Тело. Так и все люди, которые будут воскрешены в конце земной истории, будут иметь особые духовные тела. И с другой стороны очевидна другая истина – Христос познается прежде всего в Евхаристии, через участие в Таинстве благодарения. Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, мы ощущаем полноту познания Бога – конечно, если мы готовы к этому. Есть и другие способы познания, например, через молитву, и кроме того, Господь непосредственно Сам открывается человеку через чтение Евангелия. Именно так познал Бога император Александр I, который получил в российской истории наименование Благословенного.

 

Человек, называемый миротворцем, определявший судьбы Европы, дошедший с русской армией до Парижа в качестве победителя в какой-то момент, казалось, находился на краю гибели. Когда в Россию в 1812 году вторглась объединенная армия Европы во главе с Наполеоном, она насчитывала 20 языков, 20 народов. Казалось бы, государству пришел конец, ведь армия захватчиков составляла почти 600 тысяч человек, а русская армия была вдвое меньше. Враг наступал, занимал города и села, сжигал их, проник в самое сердце России. Горела Москва, и Кремль был занят Наполеоном. Осквернялись храмы, в них делали конюшни. Нация, которая называла себя культурной, вела себя варварски в российской столице. От икон отдирались ризы, все сколько-нибудь ценные вещи французы, как мародеры, пытались утащить с собой. Император, находившийся в столице, пребывал в состоянии депрессии, как сказали бы сейчас. Он переживал, земля уходила у него из-под ног. Где искать точку опоры, спасение? И он нашел ее! Он обратился к Евангелию. Он был человеком блестяще образованным, но мыслившим рационалистически. Его воспитателем был швейцарец-протестант, и вряд ли при том воспитании в будущем правителе формировалась глубокая вера во Христа, хотя он и был самодержцем православной Руси.

 

И вот в трагическое время император обратил свой взор к Евангелию. Он попросил его у своего родственника, ему дали экземпляр, напечатанный, кажется, по-английски, и он начал жадно его читать. Он открыл Христа и уверовал по-настоящему в дни тяжелых испытаний. И эту веру мы можем увидеть запечатленной в камне. На Бородинском поле, этом месте воинского подвига, на главном монументе вычеканены слова – «В Нем спасение», то есть во Христе. Не в нас, не в Вооруженных силах, не экономике – в Нем. Император, который вошел в историю как миротворец всей Европы, победитель, Александр Благословенный, исповедовал именно эту истину, провозгласил такой жизненный девиз – «В Нем спасение!».

 

Христос воскрес и помогает нам. Важно, чтобы мы обращали к Нему свои взоры, не кичились своей выучкой и силами, но смиренно исповедовали Христа как Спасителя не только всего человечества, но и нашей России, нашего народа. Будем же молиться, особенно в эти пасхальные дни, прославлять Его, воскресшего, веря, исповедуя и живая так, чтобы в нашей жизни эти 8слова исполнялись. Если мы будем видеть в Нем спасение, то и всем нам Господь даст Свое избавление и спасение.

 

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Пасха 2022 года


 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

 

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри и диаконы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

Обращаясь к вам этим жизнеутверждающим приветствием, сердечно всех вас поздравляю с великим и мироспасительным праздником Пасхи. В сей нареченный и святый день мы преисполняемся такой духовной радости и огромной благодарности Богу, столь явно ощущаем силу и глубину любви Творца к человеку, что порою сложно найти другие слова для выражения наших чувств, кроме тех, с которыми жены-мироносицы устремились к апостолам, дабы возвестить им о чудесном событии, что они видели Господа.

 

Можно только представить, как непросто было ученикам Спасителя поверить в реальность произошедшего Воскресения. Ведь еще недавно они своими глазами видели, как терзали и распинали их любимого Учителя. Еще свежи воспоминания, как полагали Его мертвое и бездыханное Тело во гроб и запечатывали тяжелым камнем холодную пещеру. И вот скорбь сменяется утверждением веры и торжеством жизни, а слезы печали претворяются в слезы радости.

 

Пережитый опыт реального общения с Воскресшим Христом и немеркнущая пасхальная радость окрыляли и вдохновляли апостолов, шедших до пределов земли, чтобы проповедовать прощение грехов и спасение, которые мы получили через Восставшего от гроба Господа Иисуса. Не страшась невзгод и жестоких гонений, терпя бедствия и злоключения, апостолы неумолчно и дерзновенно свидетельствовали о Христе — Победителе смерти.

 

И вот уже два тысячелетия Церковь живет этой вестью о Воскресении и стремится приобщить к ней каждого человека, грядущего в мир (Ин. 1:9). В свете Пасхи действительно все видится иначе: исчезает страх и чувство безысходности, порождаемые скорбями, печалью и житейскими неурядицами. И даже непростые обстоятельства нынешнего тревожного времени в перспективе дарованной нам вечности теряют свою зловещую остроту.

 

Для свидетельства о Воскресшем Спасителе вовсе необязательно идти или ехать куда-то далеко, подобно апостолам, по всему миру распространившим пасхальную весть. Вокруг нас немало людей, которые нуждаются в живом примере христианской веры, действующей любовью (Гал. 5:6). Бог не требует от нас непосильных подвигов. Он лишь просит нас являть любовь друг к другу, помнить, что так мы оказываем любовь и Ему тоже. Добрая улыбка, внимание и чуткость к тем, кто рядом, вовремя сказанные слова утешения и поддержки порою могут стать самыми важными делами, которые мы имеем возможность совершить ради Воскресшего Христа.

 

И сегодня, когда мир раздираем конфликтами и противоречиями, а в сердцах многих людей поселились ненависть, страх и вражда, особенно важно не забывать о своем христианском призвании и проявлять настоящую любовь к ближним, которой только и исцеляются раны, нанесенные злом и неправдой. Мы не должны поддаваться искушению врага рода человеческого, стремящегося разрушить благословенное единство между православными христианами. Горячо молю Победителя смерти Господа Иисуса и прошу вас также возносить к Нему сугубые молитвы, дабы все средостения были преодолены, восторжествовал прочный мир, а раны разделений были бы уврачеваны Божественной благодатью.

 

Поздравляя всех с праздником Пасхи, призываю на вас благословение Христа Воскресшего и желаю вам, дорогие мои, неоскудевающей светлой пасхальной радости, укрепляющей нас в вере, надежде и любви. Дай Бог, чтобы этот свет никогда не угасал в наших сердцах, чтобы он всегда светил миру (Мф. 5:14). А мы, освящаясь неустанно словом Божиим — чтением Евангелия, и приобщаясь Божественной благодати через участие в Таинствах Церкви, неуклонно возрастали в познании Господа и утверждались в исполнении Его заповедей, дабы люди, видя свет наших добрых дел, прославляли Отца нашего Небесного (Мф. 5:16) и вместе с нами радостно свидетельствовали, что

 

ВОИСТИНУ ВОСКРЕС ХРИСТОС!

 

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

 

Пасха Христова,

 

2022 год

 

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5914519.html

24 апреля 2022 года. Пасха. Светлое Христово Воскресение

 

Тропарь: Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в,// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.


Кондак: А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся:/ и Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.

 

Читать о Празднике Светлого Христова Воскресения на сайте Православие.ру

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73; 

В храме: +7 (960) 567-76-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

 

Как подать записку
дистанционно:

 

1. Имена о здравии и упокоении
прислать на 
электронный адресЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:

Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин

Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова

 

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

Таинство крещения совершается по предварительной записи:

+7 900 971-55-63

8 (4912) 25-54-20 

Звонить в любой день кроме понедельника

 

 

Работа гуманитарного склада:

Выдача вещей

вторник, среда, четверг

с 10:00 до 12:00

Приём вещей

пятница, суббота 

с 9:00 до 12:00