28 мая 2023 года. Неделя 7-я по Пасхе святых отцов Первого Вселенского Собора
В этот день Церковь чтит память епископов, которые на соборе в 325 году утвердили церковное учение о том, что Христос есть Сын Божий и при этом обладает всей полнотой божественной природы, как и Отец. Данный догмат является основой вероучения любой христианской Церкви. Не признавать его — значит не быть христианином в принципе.
25 мая 2023 года. Вознесение Господне
Ежегодно на 40 день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе, весь православный мир отмечает один из двунадесятых праздников церковного года — Вознесение Господне.
Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества.
Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.
Читать подробнее на сайте Православие.ру
21 мая 2023 года. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
Шестое воскресенье после Пасхи – Неделя о слепом. Однажды Господь Иисус Христос увидел слепого, просящего милостыню. На вопрос учеников, предваривший исцеление, кто согрешил, он или его родители, Христос отвечал, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин.9,3-5). Сказав это, Господь сотворил брение, помазал им очи слепого и сказал ему: «Иди в Силоамскую купель, омой свои глаза и будешь здоровый».
Так и случилось. Исцеленный от слепоты, которая была у человека от рождения, стал свидетельствовать о Христе. Тогда первосвященники, старейшины иудейские стали пытать бывшего слепого, спрашивая у него: «кто», «как», «зачем», «почему», «а действительно ли ты был раньше слепой, а может, нет?»; подвергли допросу даже его родителей. И, получив убедительные ответы от самого слепорожденного и от его родителей, какой вывод сделали? «Не от Бога Этот Человек» (Ин.9,16), – сказали старейшины, указывая на Христа. Но прозревший возразил: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9,33). Законники окончательно были выведены из себя такими словами, и выгнали бывшего слепого вон. На вопрос Христа, верует ли он в Сына Божия, Которого видел и слышал, этот человек сказал: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9,38).
На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3,23), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.
Объявление. Ремонт крестильного храма
Дорогие братья и сестры!
В связи с капитальным ремонтом крестильного храма
Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны,
с 23 мая 2023 года
крещение детей будет совершаться в самом Соборе (Боголюбский предел).
Крещение будет проводиться: в будни и субботу с 11 часов, в воскресенье с 12 часов.
БЕСЕДЫ
для венчающихся будут проходить в субботу в 15 часов,
для крестных родителей в 15-30 и в воскресенье в 12-30
в классе воскресной школы.
По всем дополнительным вопросам обращайтесь за свечной ящик в храме.
15 мая 2023 года. Архиерейское богослужение
Борисо-Глебский собор города Рязани в течение года встречает несколько престольных праздников. Один из них приходится на 15 мая, это дата перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Кроме того, это день памяти блаженного Василия Кадомского. Сейчас его мощи пребывают в Лазаревском храме Рязани, но на территории собора остается место его перезахоронения и этот святой в приходе особо почитается.
В этот день в соборе Божественную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
В наставлении по окончании богослужения владыка обратился к темам евангельского чтения дня и убиения святых братьев Бориса и Глеба, указав на общий назидательный смысл всех этих событий:
Одним из идеалов христианской жизни в Древней Церкви считалась простота, соотвествующая понятию цельности. У нас должны быть одни мысли, чувства и действия. И трагедия, когда случается разделение между помыслами, намерениями человека и его реальными действиями. Именно об этом трагическом разделении говорится в сегодняшнем Евангелии. Христос обличает Своих противников, иудеев, и говорит, что их отец - не Бог, но диавол. Для них это было совершеннейшим потрясением. Оппоненты Христа не были безбожниками, напротив, это были глубоко верующие люди, цель своей жизни полагавшие в исполнении религиозных норм и предписаний. Мы бы сейчас назвали это жизнью по вере, но как они не старались так жить, исполняя Божии заповеди, эти люди слышат от Христа обличение - «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». Поистине страшные слова, которые являются трагедией Древнего Израиля и многих людей, которые веровали в Бога, стремились исполнить Божественный закон и вместе с тем оказались богопротивниками!
В человеческой истории мы можем встретить немало подобных примеров, особенно когда речь идет о ложных явлениях, таких как раскол. Вот и сейчас есть люди, считающие, что они утверждают каноническое Православие, а на самом деле являющиеся раскольниками. Речь идет о раскольниках на Украине. И вместо исполнения дела Божия они раздирают Тело Христово.
Наверное, какими-то своими благими представлениями руководствовался и брат Бориса и Глеба Святополк, когда он посылал убийц, чтобы погубить своих братьев. Может, и у него были мысли об опасности разделений, о том, что он станет новым князем и сделает много хороших и добрых поступков. Эти примеры из Евангелия и из истории нашего Отечества для многих из нас служат предостережением. Мало верить в Бога и стремиться к исполнению Его заповедей, нужно иметь рассуждение, ясное понимание правильного направления жизни и понимания сути целей, к которым мы стремимся. Дай Бог нам всем, дорогие братья и сестры, ясного понимания задач и целей нашей жизни, и чтобы в ней не происходило тех трагических противоречий, о которых повествует нам сегодняшнее Евангелие от Иоанна.
13 мая 2023 года. Викторина в воскресной школе
В минувшую субботу, 13 мая, воспитанники воскресных школ Борисо-Глебского собора и храма в честь целителя Пантелеимона сыграли в увлекательную интеллектуальную игру. Ребятам предстояло ответить на 11, порой не самых легких, вопросов на тему Великого поста.
Но для начала эти вопросы требовалось обнаружить в локациях прихрамовой территории. Дети с восторгом отыскивали секретные местечки по представленным им фотофрагментам. А с правильно данными ответами интерес к игре возрастал в разы.
Педагоги подвели итоги проведенной образовательной работы и остались весьма довольны любознательностью и эрудицией маленьких христиан. Завершилась встреча душевным чаепитием и обсуждением совместных планов на будущий учебный год.
15 мая 2023 года. Престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида
15 мая 2023 года в Борисо-Глебском соборе города Рязани в очередной раз встречают престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Это один из нескольких дней памяти святых братьев, когда верующие особо обращаются к ним, прося о молитвенной поддержке, покровительстве и заступлении.
Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской православной церковью. В 2021 году отмечалось 1000-летие со дня причисления их к лику святых. Ежегодно 15 мая и 6 августа Православная Церковь чтит память князей Бориса и Глеба. Истории их жизни посвящены первые памятники древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. Образы святых запечатлены в русской иконографии, живописных полотнах. В их честь построены сотни храмов и монастырей.
Поскольку нам точно не известно, каким было богослужение на Руси в конце X – середине XI века, летописное сообщение под 1015 годом об убиении святого князя Бориса является ценным источником. Там сообщается, что страстотерпец пел накануне гибели заутреню, включавшую в себя Шестопсалмие и канон, то есть это была утреня по Студийскому уставу. А еще церковный праздник памяти святых Бориса и Глеба является одним из древнейших праздников русского происхождения: он установлен в 20-е годы XI века.
Страстотерпчество, по всей видимости, является преимущественно русским видом святости. Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа. То есть добродетель в данном случае состоит в принятии смертельных мук без личной злобы к собственным убийцам подобно тому, как в Евангелии от Луки распятый Христос говорит: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают…»
Читать подробнее о святых благоверных князьях-страстотерпцах Борисе и Глебе
14 мая 2023 года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
Со дня Светлого Христова Воскресения Святая Церковь в течение трех недель не может оторваться от событий, непосредственно связанных с Воскресением Господа Иисуса Христа.
Первая неделя проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая - в воспоминаниях о том, как уверовал святой Апостол Фома; третья - как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Воскресшего Христа жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа.
Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие недели в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения Христова. Это - чудеса исцеления расслабленного и слепорожденного и, как в настоящий воскресный день, обращения самарянки к вере в Господа Иисуса как Спасителя.
Какая же связь между Воскресением Христовым и этими событиями?
И в Воскресении, и в этих событиях действует Сила Божия.
И еще есть между ними другая, особенная связь. Рассмотрим ее ближе.
Воскресение Христово мы часто называем праздником Пасхи. А что значит слово - "пасха"? Это слово означает "переход". Христос Воскрес и перевел нас от смерти к жизни и от земли к небу. Так поется в 1-м ирмосе Пасхального канона: "...от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе..."
Пасха означает переход во многих смыслах: от смерти к жизни, от гибели к спасению, а также в земном смысле - от болезни к здравию. Последнее видно на примерах расслабленного и слепорожденного.
Тридцать восемь лет лежал человек и не мог встать, но, по слову Христову, встает, и ходит, и носит тяжести (Ин. 5, 1-15).
Всю жизнь, от рождения, другой человек не видел, но послушался Иисуса Христа как Сына Божия (Ин. 9, 1-38).
Остановимся на примере самарянки.
Переход от худшего к лучшему с нею совершается несколько раз.
Вот физический переход: она идет за водою из города, выходит из него и приходит к колодцу. Это святое место. Здесь - древний колодец, ему, когда происходили евангельские события, уже было около 2000 лет, его выкопал внук Авраама Иаков для своего сына Иосифа (Ин. 4, 5-6). Самарянка ходила к этому колодцу, вероятно, каждый день. Такая прогулка за водою отрывает человека от жизненной суеты, от ежедневных дел и располагает к тому, чтобы принять Божию мудрость. И однажды, когда она встретила у колодца Господа нашего Иисуса Христа, совершилось ее духовное перерождение, совершился великий переход от духовной тьмы к свету веры.
Христос говорит ей: "Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4, 10) - и потом: "...кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4, 14).
Самарянка получила живую воду Христову: она уверовала в Господа Иисуса Христа как Спасителя. По слову Христову она сама сделалась источником живой воды, потому что проповедовала Господа своим согражданам, и они пришли к Христу и уверовали в Него (Ин. 4, 29-30; 39-42).
Внутри этого, главного, перехода в жизни самарянки мы можем заметить еще два.
Это - нравственное изменение, очищение личной жизни. Когда самарянка попросила у Христа: "Господи, дай мне этой (т. е. живой) воды", Спаситель ответил ей: "Пойди, позови мужа твоего и прииди сюда", а самарянка возразила: "У меня нет мужа". Как видно из дальнейшего, самарянка схитрила. Она хотела утаить от Спасителя недостатки своей личной жизни.
Спаситель, вместо того чтобы ее упрекнуть, с искусством великого Педагога и Врача похвалил ее, сказав: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".
И тогда женщина, поняв, что ее жизнь открыта перед Господом, согласилась с Ним и сказала: "Господи! Вижу, что Ты пророк" (Ин. 4, 15-19).
Не будем сомневаться: согласие с Господом очищает, изменяет душу. Самарянка, произнеся слова согласия, становится другим человеком, очищается. У нее пробуждается духовный интерес. В его появлении и заключается еще один переход от худшего к лучшему. В результате самарянка немедленно задает Господу важный религиозный вопрос, занимавший, вероятно, не только ее, но и ее земляков. Она, сказав: "Господи! Вижу, что Ты пророк!", - продолжает: "Отцы наши покланялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме" (Ин. 4, 19-20). Христос Спаситель разъясняет самарянке, что Богу можно кланяться везде, и в то же время называет Бога Отцом. Он говорит: "Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и покланяющиеся Ему должны покланяться в духе и истине" (Ин. 4, 23-24).
В этих словах Спасителя мы можем увидеть также и иносказательное указание на тайну Пресвятой Троицы. Покланяться Отцу, то есть первому Лицу Святой Троицы, в Духе,то есть в третьем Лице Святой Троицы, и Истине, то есть во втором Лице Святой Троицы. Вспомним, что о Самом Себе Христос сказал: "Я есмь Истина" (Ин. 14, 6).
Итак, поклоняться Отцу в Духе и Истине - значит, войти в общение со всей Святой Троицей. Какое счастье так поклоняться Богу!
Повторяем, много спасительных переходов от худшего к лучшему испытала самарянка: переход пешеходный, когда она шла от дома к колодцу; переход от упрека к просьбе, чтобы Христос дал ей живую воду; переход от суеверия - будто Богу можно поклоняться только на определенной горе - к Истинной вере в Отца Небесного, Которому нужно поклоняться в Духе и Истине; переход от непросвещенного состояния к вере во Христа как Спасителя.
Поэтому вспоминаемое сегодня событие, именно беседа с самарянкой, является воспоминанием, уместным в Пасхальное время, когда мы празднуем переход от смерти - к жизни, от земли - к Небу, празднуем Воскресение Христово, Которому слава!
Аминь.
Митрополит Иоанн (Вендланд) 16 мая 1982 года
7 мая 2023 года. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и что ни один человек не нашелся, кто бы ему помог... И то, что случилось с этим человеком, в данное время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге, найти Живого Бога, – потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и холоде, в одиночестве и ужасе.
Вторая черта сегодняшнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал, о чем-то мечтал, чего-то добивался и стоял рядом с другим человеком, который был в той же нужде, но дольше, в той же нужде, но больше, – кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону, и сказал: ты пройди первым, ты будь первая, я подожду... В ответ на такой поступок, Господь мог бы дать человеку (каждому из нас, если бы мы только сумели так поступить) такую душевную тишину, такой свет, который сделал быненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся.
И наконец, Христос говорит этому человеку: Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил... Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлениями; но в основе, грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности, целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком – цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь; Он нас предупредил о том, что то, чего мы не сделали кому бы то ни было из наших ближних, мы не сделали и Ему; и наоборот, если мы что-либо сделали для ближнего нашего, мы Ему это сделали, потому что когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любимый никогда этого не забудет.
Вдумаемся в то, что мы сейчас читали, в те намеки понимания, которые я пробовал довести до вашего сознания. Вот, доведите их до сознания, доведите до сердца, до воли, и пусть это все расцветет в живые, творческие поступки. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский 28 апреля 1991 г.
Еще статьи...
Индекс: 390000,
город Рязань, ул. Сенная, д.32
Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73;
В храме: +7 (960) 567-76-53
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В праздничные, субботние и воскресные дни
храм открывается в 6.00
(начало ранней литургии в 6.30)
В простые дни
храм открывается в 7.00
(начало литургии в 8.00)
Как подать записку
дистанционно:
1. Имена о здравии и упокоении
прислать на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:
Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин
Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова
Иконная лавка работает:
с 8.00 до 18.00
перерыв на обед
с 12.00 до 13.00
В связи с капитальным ремонтом крестильного храма,
с 23 мая 2023 года крещение детей будет совершаться в самом Соборе (Боголюбский предел).
Крещение будет проводиться: в будни и субботу с 11 часов, в воскресенье с 12 часов.
БЕСЕДЫ для венчающихся будут проходить в субботу в 15 часов, а для крестных родителей в 15-30 и в воскресенье в 12-30 в классе воскресной школы.
По всем дополнительным вопросам обращайтесь за свечной ящик в храме.
Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:
8 (4912) 25-69-73
+7 (960) 567-76-53
Работа гуманитарного склада:
В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает