14 августа начинается Успенский пост

 

Успенский пост —  две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в народе празднику — Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост длится всего две недели: с 14 по 27 августа. Он считается таким же строгим, как и Великий пост.

 

По своей строгости Успенский пост приравнивается к Великому посту. На Успенский пост попадает два праздника — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня ("Медовый Спас") 14 августа и Преображение Господне ("Яблочный Спас") 19 августа.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

14 августа 2021 года. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

 

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".

 

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".

 

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

 

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

6 августа 2021 года. Архиерейское богослужение в Борисо-Глебском соборе в день престольного праздника

 

Смирение, братолюбие, послушание – эти качества многим кажутся недостижимыми в наше время, насчитывающее позади много столетий православной истории Руси. И тем более удивительным примером они были во времена, когда жили князья Борис и Глеб. Они были убиты по приказу собственного брата, но не противились этому, надеясь, что и в его очерствевшем сердце пробудятся любовь и милосердие. 6 августа Церковь прославляет память братьев Бориса и Глеба, прославленных в лике страстотерпцев. В этот день митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в старейшем кафедральном соборе Рязани – этот храм освящен в честь святых князей Бориса и Глеба.

 

По окончании богослужения митрополит Марк обратился к верующим с наставлением, посвященным сути подвига святых братьев:

 

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами отмечаем престольный праздник сего храма – день памяти благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Этот праздник погружает нас в историю древней Руси, напоминая о событиях, последовавших за кончиной князя Владимира. С уходом правителя встает вопрос о его наследнике. И вот один из претендентов, князь Святополк, вместо того, чтобы руководствоваться законом любви, законом Божиим восстал и решил подкупить горожан и избавиться от своих братьев-конкурентов. Разыгралась жестокая и кровавая драма. Совсем еще юные князья Борис и Глеб были жестоко убиты наемниками Святополка. Совершилось страшное злодеяние, навсегда заклеймившее убийцу родных братьев прозвищем Окаянный.

 

Почему князья Борис и Глеб, чье воспитание не позволило бы отступить перед внешними врагами, угрожающими стране и народу, в данном случае проявили удивительное нежелание бороться, почему они не стали вступать в борьбу не то что за престол, а даже за саму свою жизнь? Закон любви, воспринятый князем Владимиром, христианская вера, проповедующая любовь, настолько повлияли на души русских людей, на князя Владимира и его детей, что они не могли поступить иначе по отношению к своему брату. Они не хотели ввязываться в междоусобные разборки и не верили, что их родной брат и брат во Христе способен поднять на них руку. Они не захотели разделений, потому что понимали – это и есть зло, которое ослабляло Русь, из-за которого она пала под ударом монголо-татарских войск. Разделение – то, что всегда лишало наше Отечество силы и крепости. И братья Борис и Глеб не хотели расколов, междоусобной брани, от которой так страдала Русь и в XI веке. Мы видим последствия разделений и в последующих XVIIи ХХ столетиях, и в современном XXI веке.

 

Ныне прославленные в лике святых князья Борис и Глеб понимали эту угрозу и стремились избежать расколов. Даже будучи воспитанными как воины, они не использовали силу оружия и не захотели поднимать меч против брата, не желая видеть в нем врага.

 

Очень быстро подвиг князей вызвал народное почитание и скорое их прославление как первых русских святых. Они преподают всем нам, дорогие братья и сестры, урок любви, жертвенности и мудрости. Они понимали, что Русь не устоит, потеряв единство. Слава Богу, что в нашей стране сейчас нет междоусобной брани. И все же до сих пор мы видим, что наш единый народ разделен, на востоке Украины православные борются с православными, убивают друг друга, защищаются друг от друга. Это страшная трагедия и до сих пор кровоточащая рана на теле нашего народа. Сейчас важно не допускать дальнейших разделений, но мы видим, как они происходят по самым разным причинам. Многомятежный бушующий мир ополчился на нашу страну и пытается всячески на нее воздействовать, подталкивая к тем решениям, которые выгодны другим странам и народам. И сейчас, как и всегда, для нашей страны и всего русского мира важно осознание того, что мы единый народ и что мы братья и сестры во Христе.

 

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, понимать эту истину, взирать на урок мудрости и терпения, преподанный нам благоверными князьями, и стараться в своей жизни и в общественной жизни всяческим образом избегать губительных разделений.

 

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

6 августа 2021 года. Святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба

 

 

 

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

1 августа 2021 года. Благоверного князя Романа Рязанского, страстотерпца и преподобного Серафима Саровского

 

 

 

1 августа 2021 года в Борисо-Глебском кафедральном соборе города Рязани - престольный праздник. Удивительным образом в молитвенной памяти соединились в этот день святой благоверный князь Роман Рязанский, страстотерпец, и преподобный Серафим Саровский. 

 

Ныне прославленный в лике святых князь Роман Рязанский происходил из княжеского рода, многие представители которого известны как защитники христианской веры и Отечества. Оба деда князя умерли в битве с Батыем, защищая родную землю и народ.

 

Князь Роман Олегович воспитывался в вере, любви к Богу, людям и своему Отечеству. Он защищал и поддерживал поданных, угнетаемых поборами ханских баскаков, за что последними был оклеветан перед татарским ханом Менгу-Тимуром в порицании ханской веры. Святой князь был вызван в Орду, где твердо исповедал себя христианином и за это был подвергнут ужасным истязаниям, после которых страдальцу отсекли голову († 1270 г.).

 

Почитание благоверного князя-мученика началось сразу же после его смерти. В настоящее время в Борисо-Глебском соборе Рязани день памяти святого князя является престольным праздником — в храме есть переносной престол, освященный в его честь. Кроме того, одна из медалей Рязанской митрополии носит имя благоверного князя Романа Рязанского.

 

Читать о благоверном князе Романе Рязанском страстотерпце на сайте «История, культура и традиции Рязанского края»

21 июля 2021 года. Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани

 

21 июля Православная Церковь празднует день явления Казанской иконы Божией Матери. Праздник был установлен в 1595 году, спустя шестнадцать лет после чудесного явления иконы Божией Матери в городе Казани. Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм и продолжаются до сих пор.

 

Очень быстро Казанская чудотворная икона Божией Матери приобрела широкую известность у русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Богородицы. Дважды в год в благодарность за заступничество Божией Матери и в честь Ее Казанской иконы совершаются празднества и крестные ходы: в день явления – 8/21 июля и в память освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков – 22 октября / 4 ноября.

Подробнее...

12 июля 2021 года. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

 

12 июля Православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивается Петров пост, если только праздник святых апостолов Петра и Павла не попадает на среду или пятницу.

 

Апостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он все время находился рядом с Христом, особенно сильно был привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу. Христос, утвердив Петра в апостольском звании, троекратно повторил: «Паси овец Моих». И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек. Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Он побывал в разных странах Востока и Запада. Петр мученически скончался в Риме примерно в 57 году. Приговоренный к кресту он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть, как Господь.

 

Апостол Павел носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан, и воспитывался при Гамалииле, известнейшем иудейском законоучителе того времени. Савл вырос неистовым защитником отечественного закона и отеческих преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных их гонителей. В Книге Деяний рассказывается о внезапной слепоте Савла во время шествия в Дамаск: «И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (9:9). А далее произошло чудесное исцеление Савла одним из учеников Христа, после чего прозревший Савл сам уверовал во Христа и стал проповедником Его учения: «И тотчас стал проповедывать в синагогах...» (9:20). Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

1 июля 2021 года. Боголюбской иконы Божией Матери

1 июля чествовался образ Божией Матери, именуемый Боголюбским. О его истории и особом почитании в одном из древнейших храмов Рязани, где есть придел, посвященный этой иконе, рассказывается в сюжете Рязанской епархиальной телестудии «ЛогосЪ»:

 

 

Петров пост

 

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле. В этом году он начинается 24 июня (по н.ст.).

 

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

 

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

20 июня 2021 года. День Святой Троицы. Пятидесятница

 

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

 

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: "От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима". Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

 

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: "исполнишася вси Духа Свята". – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

 

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

 

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

 

Читать еще материалы, посвященные празднику

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

При подготовке к Таинству Крещения взрослые, дети сознательного возраста и восприемники малолетних детей (крестные родители) должны посетить огласительную беседу.

 

Огласительные беседы проводятся в крестильном храме:

 

Воскресенье – 12.30 

Огласительные беседы перед Таинством Венчания проводятся
по субботам в 15:00

 

Читать подробнее об огласительных беседах

 

Таинство крещения
совершается:

Вторник, Среда и Четверг:

в 10.00.

Пятница, Суббота и Воскресенье:

в 10.00 и в 17.00.

Понедельник:

выходной.

Необходимо придти на 10–15 минут раньше для регистрации. 

 

Можно предварительно записаться по телефону:

+7 900 971-55-63

8 (4912) 25-54-20 

с 10:00 до 13:00

кроме понедельника

 

Работа гуманитарного склада:

среда и воскресенье 

с 11:00 до 13:00