3 марта 2024 года. Неделя о блудном сыне
Вторая неделя (седмица) перед Великим постом – о блудном сыне. Церковь призывает нас к покаянию, напоминая: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. Это беспредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на литургии Евангельской притчи о блудном сыне (Лук. XV, 11–32), по имени которого называет и саму неделю.
25 февраля 2024 года. Неделя о мытаре и фарисее
В эти дни, когда православные готовятся к приближающемуся Великому Посту, Церковь вспоминает притчу о Мытаре и Фарисее. Эта короткая, всего в несколько фраз притча находится в Евангелии от Луки: Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:11—14).
Лука вообще более других евангелистов склонен делать акцент на сострадании Господа к потерянным и заблудшим, к тем, кого осуждает и отвергает «приличное общество». Мы, современные читатели, видим здесь, прежде всего, осуждение фарисея — для нас само это слово означает «религиозный лицемер». Но во времена Господа фарисеи — это просто люди, которых отличала особенная набожность, у кого-то — фальшивая и показная, у кого-то — вполне искренняя. И здесь Господь не говорит, что фарисей осужден — он говорит, что мытарь «оправдан более». Мытарь для слушателей Господа Иисуса — пример явно дурного человека. Это коррумпированный сборщик налогов на службе у римских оккупантов. Его презирают и ненавидят все честные люди. И именно он идет в свой дом «более оправданным». Почему? Потому что он знает за собой, что он дурной человек, которому не на что рассчитывать, кроме незаслуженной милости Божией. Поэтому он и готов ее принять.
Почему важно не считать себя достойным? Чтобы открыться милости Божией. Церковь говорит о Боге: «Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно». Французский писатель Жорж Бернанос в «Дневнике сельского священника» пишет: «Достаточно знака, взгляда, немого зова, чтобы прощение ринулось на нас с небесных высот, как орел». Господь готов помиловать и самого дурного человека. Беда в том, что человек по гордыне и неверию сам отгораживается от милости Божией. Невозможно помиловать того, кто полагает, что не нуждается в милости, как невозможно накормить того, кто не голоден, или исцелить того, кто не болен. Поэтому в Церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее: «Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению».
Источник: http://foma.ru/nedelya-o-myitare-i-farisee.html
8 / 21 февраля 2024 года. Святой блаженной Любови Рязанской
Тропарь, глас 5
Любо́вию нарече́на была́ еси́ во свято́м креще́нии, / Любо́вь Христо́ву позна́ла еси́ в житии́, / Бо́гу и челове́ком любо́вию послужи́вши, / дерзнове́ние ве́лие стяжа́ла еси́, / те́мже к тебе́ усе́рдно прибега́ем, / из глубины́ серде́ц на́ших взыва́юще: / моли́ся у́бо ко Го́споду, / Любо́вь блаже́нная, богому́драя, / дарова́ти ми́рови мир // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4
Святи́телем Христо́вым Никола́ем исцеле́нная, / и на служе́ние Бо́гу и лю́дям и́мже благослове́нная, / крест свой юро́дства с любо́вию до конца проне́сшая, / свята́я блаже́нная Любо́вь, / не оста́ви нас, почита́ющих святу́ю па́мять твою́, / предстоя́ в ли́ке святы́х Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, / моли́ся о благоде́нствии Оте́чества твоего́ // и о спасе́нии душ на́ших.
Величание
Ублажа́ем тя, свята́я блаже́нная ма́ти на́ша Любо́вь, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.
Читать о святой блаженной Любови Рязанской на сайте Николо-Ямского храма города Рязани
Новости воскресной школы
ПРОПОРЦИОНАЛЬНО СХЕМЕ, ПАРАЛЛЕЛЬНО С МОЛИТВОЙ
Именно так прошли сегодня занятия в нашей воскресной школе. Благодарные ученики – старательные подмастерья Сергея Леонидовича мастерили долгожданную учебную звонницу. Мы уже рассказывали, как ребята самостоятельно с педагогом проектировали непростое инженерное сооружение. И терпеливо ждали начала сборных работ. Долгожданное начало строительных работ стартовало. Теперь со смирением и замиранием дыхания ждем результата.
Детки помладше и хрупкие девочки принялись в это время за излюбленное занятие бисероплетением. А наша добрая воспитанница София читала трудящимся о Сретении Господнем.
Конечно, рисовали, обсуждали, беседовали на духовные темы, так трепетно касающиеся юных душ. И вас приглашаем присоединиться к сотворчеству и совместному духовному и созидательному труду. Приходите сами, приводите своих сыночков и дочек. Каждое воскресенье после Божественной Литургии и обязательного обеда для ребят – двухчасовые разноплановые занятия в воскресной школе Борисо-Глебского собора Рязани!
Для взрослых в это же время организованы беседы с чаепитием и встречи по изучению Евангелия в комнате между храмом и колокольней.
15 февраля 2024 года. Сретение Господне
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.
В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).
В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова , "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).
До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.
Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.
Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.
Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.
С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная".
Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).
19 января 2024 года. Святое Богоявление. Крещение Господне
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день мы вспоминаем евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.
Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.
Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.
Читать подробнее на сайте Православие.ру
Рождественская встреча в воскресной школе
В воскресной школе прошла традиционная рождественская встреча. В тёплой компании родственных по духу гостей пили чай с пирогами, рассказывали стихи, играли в зимние забавы, славили Христа!
Центр подготовки церковных специалистов приглашает к участию в конкурсе церковных чтецов
Центр подготовки церковных специалистов при Рязанской православной духовной семинарии приглашает вас принять участие в Межъепархиальном конкурсе церковных чтецов «Пойте Богу нашему, пойте... пойте разумно (Пс. 46, 7-8)».
14 марта 2024 года исполняется 460 лет со времени издания первой печатной книги на Руси дьяконом Иваном Федоровым в 1564 г. – «Апостол».
Конкурс состоит из двух туров, проводится в трех категориях: среди профессионалов, среди любителей и среди представителей юношества; в двух номинациях: «Чтение богослужебных текстов на церковнославянском языке» и «Чтение богослужебного текста из Апостола».
Первый тур осуществляется дистанционно с 14 января по 14 февраля. Чтецы присылают в мессенджер Telegram записи своего чтения богослужебных текстов (по выбору: из Часослова, следованной Псалтири или Октоиха) продолжительностью не менее 5 минут. Профессионалами в рамках Конкурса считаются те, кто получил или получает знания и навыки чтения в специализированном учебном заведении: семинарии, духовном училище, на курсах и т.п. Любители – те, кто самостоятельно учился чтению богослужебных текстов. Представители юношества – юноши и девушки в возрасте от 12 до 18 лет.
Номера телефонов для отправки записи чтения в Telegram (необходимо указать ФИО, возраст, храм, в котором, возможно, совершаете свое служение чтеца):
для профессионалов – 8-915-590-53-43;
для любителей – 8-910-630-60-50;
для подростков – 8-910-567-90-30.
Необходимо указать свои ФИО, возраст, храм, в котором, возможно, совершаете свое служение чтеца.
Второй тур проводится в очном формате 14 марта в День православной книги. Во 2-м туре участвуют чтецы, допущенные жюри по итогам 1-го тура. Конкурсанты получают задание, вытягивая билет. Задание включает: 1) чтение богослужебных текстов; 2) понимание малопонятных слов и выражений; 3) нахождение и чтение предложенного богослужебного текста из Апостола.
Победителям будут вручены дипломы и призы.
Конкурс церковных чтецов проводится с просветительской целью, ради привлечения внимания к уникальному явлению мировой культуры - церковнославянскому языку, повышения мастерства участников, совершенствования навыков чтения богослужебных текстов.
Оргкомитет: 8-910-567-90-30.
10 января 2024 года. Архиерейское богослужение
Продолжаются дни празднования Рождества Христова. 10 января митрополит Рязанский и Михайловский Марк разделил радость великого и светлого торжества с прихожанами кафедрального собора благоверных князей Бориса и Глеба Рязани. В этот день в древнейшем соборном храме города владыка совершил Божественную литургию.
По окончании богослужения митрополит Марк обратился с наставлением к верующим:
– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы продолжаем отмечать праздник Рождества Христова. Но чем он является для всех нас? Для начала вспомним, что такое праздник в понимании многих людей. Это день, когда можно отдохнуть, позволить себе что-то, недоступное в рабочее время.
Но неужели Рождество Христово можно уподобить таким дням, которые и выделяются только тем, что можно попросту расслабиться? Какой смысл вкладывает в этот праздник Церковь? Чаще всего люди, встречая Рождество, говорят друг другу пожелания здоровья, благополучия, мира, радости, счастья. А сейчас в праздничном отпусте звучали такие слова – «нашего ради спасения». Что же такое спасение?
В праздничном Евангелии, читавшемся накануне и не один раз, приводятся слова Ангела Божия праведному Иосифу о рождении от его жены Сына, который спасет людей от грехов. Как нужно понимать эти слова? Многие люди воспринимают их как указание на некое глобальное событие, принесшее человечеству избавление. Действительно, древний языческий мир жил в состоянии тоски и безысходности. Люди не понимали, зачем жить, смысл жизни был утерян, множились самоубийства, и никто уже не верил в ложных богов римского пантеона.
И вот Христос рождается на земле. Люди обретают смысл и полноту жизни. Но все же слова о спасении человечества от грехов касаются не только того времени, и не только языческий мир обрел смысл жизни благодаря пришествию в мир Спасителя.
Спасение от грехов – вопрос жизни каждого из нас. Мы желаем друг другу здоровья, а есть много людей, кому оно не нужно. Вспоминаю, как много лет назад один человек на мой вопрос о здоровье ответил – «Здоровье? А зачем оно нужно?» Почему он так говорил? Очевидно, в его сердце не было веры, в душе поселился грех, жизнь оказалась отравлена грехом, и потому потеряли смысл и здоровье как таковое, и вообще жизнь. И неслучайно в наше время мы видим, как многие люди уходят из нее добровольно, не видя в своем существовании смысла.
Это происходит из-за греха, поселяющегося в сердце, в результате чего человек теряет веру, надежду и решает, что нет причин, ради чего ему жить. Поэтому когда мы говорим что Рождество Христово избавляет от грехов, мы должны понимать, что эти слова несут не только глобальный смысл в отношении всего человечества или абстрактный в отношение некоего отдельного человека, но что Господь каждого из нас, меня в первую очередь, способен освободить от грехов, дать помощь, чтобы побороть их. Если мы будем бороться с грехом, все в нашей жизни встанет на свои места, а если он будет царствовать в наши сердцах, то близкие будет восприниматься нами исключительно как угроза, как фактор, вызывающий раздражение. А когда на сердце человека чисто, когда он верует в Бога, то все его радует – и общение с ближними, и восходящее солнце, и пение птиц; и за все такой человек благодарит Бога, имея правильное восприятие реальности, жизни.
А потому, дорогие братья и сестры, если мы чувствуем, что нас что-то раздражает, огорчает или злит, то причину стоит искать не столько в человеке или событии, внушающем нам эти чувства и эмоции, а чаще всего – в нас самих, потому что мы не можем хранить свою душу от греха, который так многообразен. Ненависть, злость, раздражительность, уныние, отчаяние и тоска – все это греховные состояния.
Дай Бог нам всем осознать, что у нас есть Спаситель, который готов помочь нашему избавлению от греха и даровать нам счастье, радость и понимание жизни.
А событие, благодаря которому стало возможным такое обращение к Спасителю – праздник Его Рождества.
Желаю вам всего доброго, радостного, и прежде всего – осознания того, что у нас есть Спаситель, и понимания того, что зло в нашей душе мы можем преодолевать с помощь воплотившегося Христа Спасителя.
Еще статьи...
Индекс: 390000,
город Рязань, ул. Сенная, д.32
Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73;
В храме: +7 (960) 567-76-53
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В праздничные, субботние и воскресные дни
храм открывается в 6.00
(начало ранней литургии в 6.30)
В простые дни
храм открывается в 7.00
(начало литургии в 8.00)
Как подать записку
дистанционно:
1. Имена о здравии и упокоении
прислать на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:
Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин
Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова
Иконная лавка работает:
с 8.00 до 18.00
перерыв на обед
с 12.00 до 13.00
В связи с капитальным ремонтом крестильного храма,
с 23 мая 2023 года крещение детей совершается в самом Соборе (Боголюбский предел).
КРЕЩЕНИЕ проводится: в будни и субботу с 11 часов, в воскресенье с 12 часов.
БЕСЕДЫ для крестных родителей проходят в субботу и воскресенье в 15-30 в помещении библиотеки.
БЕСЕДЫ для венчающихся проходят в субботу в 15 часов.
По всем дополнительным вопросам обращайтесь за свечной ящик в храме.
Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:
8 (4912) 25-69-73
+7 (960) 567-76-53
Работа гуманитарного склада:
В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает
ЦЕРКОВНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ
сеть православных центров помощи для зависимых
8 (800) 600-16-93
бесплатно, профессионально, анонимно
консультации по зависимости, подбор православного реабилитационного центра, он-лайн группы поддержки