27 сентября 2020 года. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

 

Празд­ник Воз­дви­же­ния, по­свя­щен­ный Кре­сту Хри­сто­ву, вы­ра­жа­ет ли­тур­ги­че­ский (бо­го­слу­жеб­ный) ас­пект по­чи­та­ния хри­сти­а­на­ми Гол­гоф­ско­го Кре­ста как ору­дия спа­се­ния че­ло­ве­че­ства. На­зва­ние ука­зы­ва­ет на тор­же­ствен­ное под­ня­тие Кре­ста вверх («воз­дви­же­ние») по­сле об­на­ру­же­ния его в зем­ле. Это един­ствен­ный дву­на­де­ся­тый празд­ник (т. е. один из две­на­дца­ти ве­ли­чай­ших празд­ни­ков го­до­во­го цик­ла), ис­то­ри­че­ской ос­но­вой ко­то­ро­го яви­лись не толь­ко но­во­за­вет­ные со­бы­тия, но и бо­лее позд­ние – из об­ла­сти цер­ков­ной ис­то­рии.

 

Рож­де­ние Бо­го­ма­те­ри, празд­но­вав­ше­е­ся ше­стью дня­ми ра­нее, – пред­две­рие тай­ны во­пло­ще­ния Бо­га на зем­ле, а Крест воз­ве­ща­ет о Его бу­ду­щей жерт­ве. По­это­му празд­ник Кре­ста то­же сто­ит в на­ча­ле цер­ков­но­го го­да (14/27 сен­тяб­ря).

 

Читать о Празднике на сайте Православие.ру

21 сентября 2020 года. Рождество Пресвятой Богородицы

 

В Своем Евангелии Господь и Бог наш говорит: Когда наступает время младенцу родиться, то бывает скорбь: когда же родится — пребывает одна радость, ибо новая жизнь вошла в мир... И когда рождается ребенок, окружающие дивятся: какова будет судьба этого младенца? Рождение младенца — только первый день его; какова будет долгая чреда дней, составляющих человеческую жизнь? И каков будет последний день, который подведет итог всему, что было жизнью этого человека?


Сегодня мы празднуем рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась — снова, как говорит Евангелие, — не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие — против самих себя, не против других — для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию...


Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас — может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но — любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность. Аминь.

 

Антоний, Митрополит Сурожский

 

Читать еще на сайте Православие.ру

Ключарь собора удостоен высокой награды

 

Ключарь Борисо-Глебского собора города Рязани протоиерей Георгий Аверин много лет несёт пастырское служение и выполняет различные церковные послушания. 4 сентября 2020 года в связи с 20-летием служения в священном сане он был награждён высокой наградой. Митрополит Рязанский и Михайловский вручил отцу Георгию медаль князя Даниила Московского. 

 

Медаль святого благоверного князя Даниила Московского учреждена определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27—28 декабря 1988 года в память 1000-летия крещения Руси. Ею награждаются духовные и светские лица, внесшие вклад в духовное возрождение общества.

 

Среди множества церковных послушаний, отец Георгий несёт духовное окормление маленьких пациентов областной клинической больницы, а также курсантов Рязанского воздушно-десантного училища. Сердечно поздравляем батюшку с высокой наградой! Аксиос, аксиос, аксиос!

 

Пресс-служба Рязанской епархии

О времени совершения чина Погребения Божией Матери

 

 

В этом году по благословению митрополита Рязанского и Михайловского Марка в храмах Рязанской епархии время совершения чина Погребения Божией Матери изменится по сравнению с прошлыми годами. Чин состоится за вечерним богослужением 26 августа, будучи приведенным в соответствие с древней традицией его совершения. Что это за традиция и почему она является более правильной, рассказывает митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

 

Дорогие братья и сестры!

 

Приближается праздник Успения Пресвятой Богородицы. В нашей Церкви есть благочестивый обычай совершать чин Погребения Божией Матери, но при совершении этого чина отсутствует однообразие. Кто-то совершает Погребение в сам день праздника, кто-то на второй, а кто-то и на третий день.

 

Праздник Успения часто называют Богородичной Пасхой, и поэтому в Иерусалиме, подобно погребению Спасителя, чин Погребения Божией Матери совершается накануне, утром 27 августа.

 

Как Погребение Спасителя предшествует Пасхе, так и Погребение Божией Матери предшествует празднику Успения, и это является логически правильным. Собственно, в Русскую Церковь этот чин пришёл из Иерусалима, только стоит он у нас не на своём месте.

 

Официальный сайт Рязанской Епархии 

28 июля 2020 года. День памяти равноапостольного великого князя Владимира

 

Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день равноапостольного великого князя Владимира 15/28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину.

 

Читать подробнее

16 июля 2020 года. День памяти святителя Василия епископа Рязанского

 

 

Памятное место захоронения свт. Василия Рязанского, к югу от алтаря Борисо-Глебского храма, уже несколько веков почитается как одна из главных святынь собора. Заглянем в глубь веков и познакомимся с историей этой святыни, дорогой сердцу каждого православного рязанца.

 

3/16 июля 1295 года Первосвятитель Василий почил и был погребен в Борисо-Глебском соборе. В результате перестроек могила святителя оказалась вне стен храма. В Смутное время, свт. Феодорит перенес их в более защищенное место — за стены кремля Переяславля Рязанского, в Успенский собор. Сразу после перенесения мощей свт. Василия во дворе Борисо-Глебского храма была сооружена «деревянная палатка, ...а в той клети над оным местом учинена гробница деревянная и покрыта полотном синим».

 

К началу XVIII века этот памятник обветшал. 15 января 1712 года подъячий Никита Алтухов обратился к митрополиту Стефану (Яворскому) с просьбой о разрешении построить «каменную палатку». На обороте листа прошения — распоряжение митрополита Стефана: «Дать указ». Получив разрешение, Алтухов выстроил «каменную палатку», просуществовавшую до 1781 года, когда, по решению Борисо-Глебского протоиерея Стефана Васильева, она была разобрана с целью ремонта трапезной кровли и «рундука». Долгое время могила Первосвятителя оставалась без всякого украшения.

 

4 октября 1836 года на средства старосты С.Д. Панова над могилой святителя был устроен новый каменный памятник. Он представлял собой небольшую пирамиду с изображенными по 4-м сторонам клеймами из жития Рязанского чудотворца: на первом — отплытие его на мантии из Мурома, под ним надпись: «В 1294 году Святитель Божий Василий, Первый Епископ Рязанский, по совершении Божественной Литургии и отпетии молебного пения в третьем часу дня оставляет жителей Мурома и на освященной мантии по реке Оке с Муромскою Иконою Богоматери противу речного стремления того же дня в 9-м часу приплывает во град Старую Рязань»; на втором — встреча Первосвятителя в Старой Рязани, под изображением надпись: «Великий Князь Рязанский со всем священным собором встречает и принимает святаго праведнаго Епископа Василия радуяся со всеми православными христианами»; на третьем — прибытие святителя в Переяславль Рязанский, под иконой надпись: «Сей великий иерарх по извещению народному из града старой Рязани, на мантице по Оке приплывает во град Переславль рязанский к собору святых страстотерпцев Благоверных князей Бориса и Глеба, и при оном скончался. Епископствования его было вообще 42 года»; на четвертом — перенесение мощей Первосвятителя от Борисо-Глебского собора в Успенский (Христорождественский), под изображением надпись: «Преосвященный Феодорит архиепископ рязанский в 1609 году переносит святые мощи сего святителя Божия, несколько столетий почивавшие в недрах земли при означенном Соборе, в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы что ныне Рождественский собор. Сей памятник сооружен от усердствующих в единанесятое царствование Благочестивейшаго Государя императора Николая Павловича, в 1836 году на том самом месте, где святитель Божий был погребен и святые мощи его почивали». Памятник был отлит на Мышенкском заводе Калужской губернии и весил около 325 пудов.

 

3 июля 1871 года, по прошению причта и прихожан Борисо-Глебской церкви, Рязанский архиепископ Алексий (Ржаницын) впервый раз в память святителя Василия совершил в соборе Божественную Литургию, а после нее – крестный ход и молебен. После убийства императора Александра II крестный ход был отменен. Тогда архиепископ Палладий (Раев) ходатайствовал перед Св. Синодом о праздновании дня памяти свт. Василия 3/16 июля и разрешении совершать ежегодно 10/23 июня, в день памяти перенесения мощей Первосвятителя, крестный ход из Борисо-Глебской церкви в Кафедральный собор при участии всего городского духовенства.

 

В начале XX века из Борисо-Глебского храма в Кафедральный собор совершалось 2 крестных хода: 2 мая, в день празднования памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, и 10 июня, в день обретения мощей Первосвятителя.


В раке на северном (левом) клиросе над захоронением Первосвятителя находилась десница святителя Василия Рязанского, которая была оставлена для поклонения верующих еще святителем Феодоритом . В народе говорят, что Господу не угодно, чтобы честные мощи святителя Василия Рязанского были открыты. Есть такое предание: когда в XVIII века поновляли Христорождественский собор (прежний Успенский) попытались, по благословению преосвященного Симона (Лагова) , открыть гроб, вдруг оттуда вышло пламя и едва не опалило близстоящих. Подобное случилось и при святителе Филарете (Амфитеатрове) , когда перестраивали собор в очередной раз.

Объявление. О подаче записок дистанционно

 

Дорогие братья и сестры!

 

По благословению митрополита Рязанского и Михайловского Марка Вы можете подать записки для поминовения на богослужениях в Борисо-Глебском соборе города Рязани дистанционно.


Имена о здравии и упокоении следует прислать на наш электронный адрес:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , а пожертвование перечислить на одну из карт Сбербанка:


Ключарь собора: 4276 5300 1528 8926 Владелец карты: Георгий Иванович Аверин


Казначей собора: 4276 5300 1901 2207 Владелец карты: Мария Борисовна Родионова


Трансляции богослужений в Борисо-Глебском соборе Вы можете смотреть в нашем аккаунте Инстаграмм по адресу: https://instagram.com/bg_sobor Трансляции проводятся по воскресным и праздничным дням.

21 июня 2020 года. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших

 

Второе воскресенье по Пятидесятнице – это "Неделя Всех Святых, в земле русской просиявших". Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.


Каждый год Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих» — Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней. Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним. Святые Церкви — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник».

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

14 июня 2020 года. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых

 

Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – в день Пятидесятницы родилась Церковь. И дети Церкви, родившиеся в жизнь вечную – это святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого.

 

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры. За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были, например, на Руси благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский).

 

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно. Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской Церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и там горячо молившихся за мир; не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в советских лагерях.

 

В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

7 июня 2020 года. День Святой Троицы. Пятидесятница

 

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

 

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: "От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима". Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

 

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: "исполнишася вси Духа Свята". – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

 

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

 

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

 

Читать еще материалы, посвященные празднику

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

При подготовке к Таинству Крещения взрослые, дети сознательного возраста и восприемники малолетних детей (крестные родители) должны посетить огласительную беседу.

 

Огласительные беседы проводятся в крестильном храме:

 

Воскресенье – 12.30 

Огласительные беседы перед Таинством Венчания проводятся
по субботам в 15:00

 

Читать подробнее об огласительных беседах

 

Таинство крещения
совершается:

Вторник, Среда и Четверг:

в 10.00.

Пятница, Суббота и Воскресенье:

в 10.00 и в 17.00.

Понедельник:

выходной.

Необходимо придти на 10–15 минут раньше для регистрации. 

 

Можно предварительно записаться по телефону:

+7 900 971-55-63

8 (4912) 25-54-20 

с 10:00 до 13:00

кроме понедельника

 

Работа гуманитарного склада:

среда и воскресенье 

с 11:00 до 13:00