«ФЕОДОРОВСКАЯ» икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией МатериПо преданию, она была написана святым евангелистом Лукой. Когда и кем принесена эта чудотвор-ная икона на Русь, не известно, но в начале XII века образ уже находился в часовне близ Городца Волжского и почитался как чудотворный.
Великий владимирский князь Ярослав-Феодор († 1246) поднял из пепла свое сожженное и разграбленное татарами в 1237-1238 годах княжество. Он отстроил и украсил города, святые обители, храмы. В честь своего святого покровителя, великомученика Феодора Стратилата, он построил близ Городца, на месте сгоревшей Феодоровской церкви, Феодоровский монастырь, а в Костроме – церковь.
Чудотворный «Феодоровский» образ Божией Матери – благословение отца – постоянно находился при святом благоверном князе Александре Невском, был его «моленным» образом. После его смерти 14 ноября 1263 года в Городце, в память об усопшем брате, чудотворную икону взял его «мизинный» (младший) брат, костромской князь, Василий Ярославич. В 1272 году, заняв великокняжеский Владимирский стол, великий князь Василий не переехал в стольный город, а оставался под покровом чудотворной «Феодоровской» иконы в Костроме, считая это место более надежным в период усобиц.
Таким образом, местом нового пребывания Своей иконы Царица Небесная благоволила избрать город Кострому.
С «Феодоровской» иконой и именем святителя Феодорита, архиепи-скопа Рязанского и Муромского, связана одна из важнейших вех в русской истории – избрание в 1613 году на царство Михаила Феодоровича Романова, завершившее период Смутного времени и польско-литовской интервенции.
В вечную память об этом было решено 14 марта ежегодно совершать празднество в честь «Феодоровской» иконы Пресвятой Богородицы.
События 1613 года стали причиной появления многочисленных списков с чудотворной Костромской «Феодоровской» иконы Богоматери. В России почитаются как чудотворные многие ее списки , в том числе и в Рязанском крае.
Святитель Феодорит приказал сделать два списка с чудотворного образа. Один из них был торжественно встречен духовенством Рязанской Борисо-Глебской церкви, другой – насельниками Рязанского Свято-Троицкого мужского монастыря. К сожалению, о дальнейшей судьбе этих списков не сохранилось никаких сведений.
В древнем рязанском городе Зарайске список с чудотворной «Феодо-ровской» иконы появился также в начале XVII века: зарайский протопоп Ди-митрий Леонтьев, участник Великого посольства в Кострому, привез его для зарайского собора во имя святителя Николая. Впоследствии это образ стал именоваться «Феодоровской-Зарайской» иконой Богоматери и прославился как чудотворный.
Одному из многочисленных списков с Костромской чудотворной иконы Божией Матери надо уделить особое внимание, потому что он имеет непосредственное отношение к истории Борисо-Глебского собора и его свя-тынь: именно к нему прибегают прихожане храма, прося предстательства Пречистой пред Господом за себя и своих близких. Эта икона появилась в Рязанской губернии в Х1Х веке и связана с именем потомственного почет-ного гражданина города Рязани купца Григория Гавриловича Анзимирова.
Анзимиров держал откупы в Тамбовской губернии, а также в Белеве и Рязани. Однажды в Костроме он приобрел старинный список с «Феодоров-ской» чудотворной иконы Божией Матери. Собираясь в деловые поездки, Григорий Гаврилович всегда брал с собой в путешествие эту икону. Одна-жды, в очередной раз отправляясь в поездку, он, укладывая в дорожный ящик все необходимое, поверх документов, ценных бумаг и денег положил «Феодоровскую» икону. В дороге, вероятно, в результате тряски, возгорелись серные спички, лежащие в том же дорожном сундуке. Дым уже шел из-под крышки, когда сумели освободить экипаж от горящего ящика. Григорий Гаврилович с помощью ямщика затушил огонь и с сожалением увидел плачевную картину: все содержимое сундука, казалось, истлело. Но вот, ко-гда дым полностью рассеялся, обнаружилось, к великой радости Анзимиро-ва, что икона, а также находившиеся под ней документы и кредитные билеты невредимы. Чудо, происшедшее на глазах Григория Гавриловича, побудило его пожертвовать старинный список с Костромской «Феодоровской» иконы Богоматери в Рязанский Свято-Троицкий мужской монастырь.
В это время Рязанскую архиерейскую кафедру занимал святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский и Зарайский. Благоговейное отношение святителя к святыням зримо выразилось в его почитании по-жертвованного Г. Г. Анзимировым чудотворного «Феодоровского» образа Божией Матери. Владыка сделал все возможное для прославления этой иконы, благословив устроить в честь нее придел в Сергиевском храме Ря-занского Свято-Троицкого монастыря, где когда-то сам был настоятелем. Придел этот возводился на средства еще одного представителя рода Ан-зимировых – Александры Алексеевны Анзимировой. Временным местом пребывания чудотворного списка святитель избрал древнюю церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
24 октября 1852 года состоялся торжественный крестный ход: святи-тель Гавриил, шествуя во главе процессии, на своих руках нес чудотворный образ из Борисо-Глебского храма в обитель Пресвятой Троицы – в освя-щенный в этот же день придел в честь «Феодоровской» иконы Божией Ма-тери. Многочисленные рязанцы, участники этого незабываемого события, шли по улицам, припорошенным первым снегом, словно белым покровом. Воистину, путь к благосердию Царицы Небесной – чистота души и непо-рочность сердца.
Чудотворная икона была украшена серебряной вызолоченной ризой и помещена в особом киоте под сенью.
В 1902 году Рязанская Троицкая обитель готовилась к 50-летию пре-бывания чтимого «Феодоровского» образа Божией Матери в ее стенах. Проводились значительные работы по поновлению храмов, в том числе и Феодоровского придела, при вскрытии кровли которого обнаружили обуг-ленные, фактически наполовину истлевшие бревна несущих конструкций. Видно было, что, дойдя до алтарной части придела, огонь прекратился и не затронул деревянных перекрытий алтаря. Никто не знал, когда произошел пожар. Насельники монастыря не видели дыма, даже не чувствовали запаха гари. Братия обители еще раз убедилась в невидимом покрове Пресвятой Заступницы и Ее помощи через чудотворную икону.
24 октября 1902 года монастырь провел торжественное богослужение по случаю 50-летия обретения «Феодоровской» иконы Богоматери. Много приветственных посланий и поздравлений по этому поводу получил настоя-тель обители – преосвященный Владимир (Благоразумов), епископ Михай-ловский. Среди них было и письмо наместника Троице-Сергиевой Лавры, архимандрита Павла (Глебова), уроженца Рязанской губернии. Вместе с поздравлением он отправил в монастырь 100 рублей на масло для лампады перед «Феодоровской» иконой.
После разорения Свято-Троицкой обители в 20-е годы XX столетия «Анзимировский» список «Феодоровской» иконы Божией Матери был со-хранен и перенесен в Борисо-Глебский собор после его открытия в 1947 году.
Празднование иконе совершается 14/27 марта и 16/29 августа.