Почитание святителя Василия Рязанского
Памятное место захоронения свт. Василия Рязанского, к югу от алтаря Борисо-Глебского храма, уже несколько веков почитается как одна из главных святынь собора.
Заглянем в глубь веков и познакомимся с историей этой святыни, до-рогой сердцу каждого православного рязанца. 3/16 июля 1295 года Перво-святитель Василий почил и был погребен в Борисо-Глебском соборе. В ре-зультате перестроек могила святителя оказалась вне стен храма. В Смутное время, свт. Феодорит перенес их в более защищенное место — за стены кремля Переяславля Рязанского, в Успенский собор. Сразу после пере-несения мощей свт. Василия во дворе Борисо-Глебского храма была со-оружена «деревянная палатка, ...а в той клети над оным местом учинена гробница деревянная и покрыта полотном синим». К началу XVIII века этот памятник обветшал. 15 января 1712 года подъячий Никита Алтухов обратился к митрополиту Стефану (Яворскому) с просьбой о разрешении построить «каменную палатку». На обороте листа прошения — распоряжение митрополита Стефана: «Дать указ». Получив разрешение, Алтухов выстроил «каменную палатку», просуществовавшую до 1781 года, когда, по решению Борисо-Глебского протоиерея Стефана Васильева, она была разобрана с целью ремонта трапезной кровли и «рундука». Долгое время могила Первосвятителя оставалась без всякого украшения. 4 октября 1836 года на средства старосты С.Д. Панова над могилой святителя был устроен новый каменный памятник. Он представлял собой небольшую пирамиду с изобра-женными по 4-м сторонам клеймами из жития Рязанского чудотворца: на первом — отплытие его на мантии из Мурома, под ним надпись: «В 1294 году Святитель Божий Василий, Первый Епископ Рязанский, по совершении Божественной Литургии и отпетии молебного пения в третьем часу дня оставляет жителей Мурома и на освященной мантии по реке Оке с Муромскою Иконою Богоматери противу речного стремления того же дня в 9-м часу приплывает во град Старую Рязань»; на втором — встреча Первосвятителя в Старой Рязани, под изображением надпись: «Великий Князь Рязанскийсо всем священным собором встречает и принимает святаго праведнаго Епископа Василия радуяся со всеми православными христианами»; на третьем — прибытие святителя в Переяславль Рязанский, под иконой надпись: «Сей великий иерарх по извещению народному из града старой Рязани, на мантице по Оке приплывает во град Переславль рязанский к собору святых страстотерпцев Благоверных князей Бориса и Глеба, и при оном скончался. Епископствования его было вообще 42 года»; на четвертом — перенесение мощей Первосвятителя от Борисо-Глебского собора в Успенский (Христорождественский), под изображением надпись: «Преосвященный Феодорит архиепископ рязанский в 1609 году переносит святые мощи сего святителя Божия, несколько столетий почивавшие в недрах земли при означенном Соборе, в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы что ныне Рождественский собор. Сей памятник сооружен от усердствующих в единанесятое царствование Благочестивейшаго Государя императора Николая Павловича, в 1836 году на том самом месте, где святитель Божий был погребен и святые мощи его почивали». Памятник был отлит на Мышенкском заводе Калужской губернии и весил около 325 пудов.
3 июля 1871 года, по прошению причта и прихожан Борисо-Глебской церкви, Рязанский архиепископ Алексий (Ржаницын) впервый раз в память святителя Василия совершил в соборе Божественную Литургию, а после нее – крестный ход и молебен. После убийства императора Александра II крестный ход был отменен. Тогда архиепископ Палладий (Раев) ходатай-ствовал перед Св. Синодом о праздновании дня памяти свт. Василия 3/16 июля и разрешении совершать ежегодно 10/23 июня, в день памяти пере-несения мощей Первосвятителя, крестный ход из Борисо-Глебской церкви в Кафедральный собор при участии всего городского духовенства. В начале XX века из Борисо-Глебского храма в Кафедральный собор совершалось 2 крестных хода: 2 мая, в день празднования памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, и 10 июня, в день обретения мощей Первосвятителя.
В раке на северном (левом) клиросе над захоронением Первосвятителя находилась десница святителя Василия Рязанского, которая была оставлена для поклонения верующих еще святителем Феодоритом . В народе говорят, что Господу не угодно, чтобы честные мощи святителя Василия Рязанского были открыты. Есть такое предание: когда в XVIII века поновляли Христорождественский собор (прежний Успенский) попытались, по благословению преосвященного Симона (Лагова) , открыть гроб, вдруг оттуда вышло пламя и едва не опалило близстоящих. Подобное случилось и при святителе Филарете (Амфитеатрове) , когда перестраивали собор в очередной раз.