Прославление святого блаженного Василия Кадомского
До июня 2001 года святые мощи блаженного Василия Кадомского по-чивали в особой раке также в Боголюбском приделе храма. Обретение честных мощей этого угодника Божия связано с историей Борисо-Глебского собора.
25 декабря 1995 года собрание приходской общины кафедрального Борисо-Глебского собора под председательством архиепископа Рязанского и Касимовского Симона единогласно приняло решение «поставить перед городскими властями вопрос о возможности перенесения мощей блаженного Василия Кадомского с Лазаревского кладбища на территорию Борисо-Глебского собора с установкой ему памятника».
Вероятно, ныне не найдешь православного рязанца, которому не было бы известно имя святого блаженного Василия. Он родился в 1776 году в селе Шехманово в благочестивой семье обедневших дворян Петра и Евдокии Кадомских. У Василия было два младших брата, Алексий и Иоанн, и сестра Александра. Овдовев, Петр Кадомский продал имение в пригороде Рязани и переехал в город. Дети получили домашнее образование.
С юных лет блаженный Василий начал странствовать по святым ме-стам, монастырям и обителям, помышляя о чине ангельском. Но Господь определил ему иной путь.
В 1801 году, когда ему было уже 25 лет, Василий Кадомский вступил в ополчение. Имел чин юнкера. Их часть была расквартирована в Киеве, и молодой офицер имел возможность часто посещать Киево-Печерскую Лавру. Именно там, в тишине и покое за монастырской оградой, прибегая к мощам великих угодников Божиих, он был наставлен Всеблагим Промыслом на путь подвижнической жизни. Блаженный оставил службу и вернулся на родину. Здесь он принял на себя подвиг юродства Христа ради и начал полную трудов жизнь, помня слова Господа: Ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33).
Православные рязанцы, знавшие блаженного, вспоминали, что в пре-клонных годах выглядел согбенным долу старцем. Его светлый и теплый взгляд, ласковое обращение ко всем – и мужчинам, и женщинам – «мата» (мама), а также необычайная прозорливость будили самое светлое в душах всех, кто общался с ним. Рязанцы относились к нему с искренним уважени-ем. Они благоговейно величали его «человеком Божиим», иногда шутили, называя «Божиим казначеем», потому что знали, что деньги или вещи, по-жертвованные ему, непременно перейдут в руки сирот, неимущих и больных.
Угодник Божий окончил свое земное странствование 2 мая 1848 года. Когда жители Рязани узнали о его кончине, дом купца Батракова, решившего устроить торжественное погребение, был переполнен людьми, пришедшими проститься с Василием Петровичем Кадомским. Он был погребен на Лазаревском кладбище г. Рязани.
Рязанцы продолжали почитать блаженного Василия Кадомского и после окончания его земной жизни. С момента погребения могила праведника стала местом многочисленного паломничества. Блаженного Василия глубоко чтил священномученик Иувеналий (Масловский), который, совершая службу в рязанском храме праведного Лазаря, после службы непременно приходил на могилу блаженного и служил панихиду. Этой традиции следовали и его преемники на Рязанской кафедре.
Почитал угодника Божия и академик Иван Петрович Павлов. Приезжая в Рязань, он обязательно посещал Лазаревское кладбище, на котором похоронены его родители: протоиерей Петр и матушка Варвара, а также члены их семьи. Великий ученый всегда приглашал священника отслужить панихиду по родителям и сродникам. А затем непременно просил отслужить панихиду и на могиле блаженного Василия.
6 июля 1996 года останки блаженного Василия Кадомского перенесли с Лазаревского кладбища к Борисо-Глебскому храму. Они были перезахо-ронены рядом с памятником святителю Василию.
4 апреля 1997 года Рязанская Епархиальная Комиссия по канонизации святых рассмотрела вопрос о прославлении блаженного Василия Кадомского в лике местночтимых святых. В июле 1997 года состоялась его канонизация. Тогда же мощи угодника Божия были перенесены в собор и помещены в приделе в честь «Боголюбской» и «Корсунской» икон Божией Матери, с правой стороны. В ограде же храма, над местом бывших захоронений святителя Василия и блаженного Василия Кадомского, была сооружена железная кованая ажурная сень с медной кровлей. Под ней – мраморные памятники, поставленные на квадратные постаменты. Их верхняя часть вы-полнена в виде небольших киотов с килевидным завершением, венчаемых крестами. На лицевой стороне – иконописные изображения: на левом – свя-тителя Василия Рязанского, на правом – святого Василия Кадомского.
Прихожане Борисо-Глебского собора всегда обращались к святому Василию Кадомскому во всех делах и нуждах, прося его молитв пред Пре-столом Божиим.
В июне 2001 года мощи святого блаженного Василия Кадомского были торжественно перенесены в храм во имя св. Лазаря Четверодневного, возобновленный на Лазаревском кладбище г. Рязани (освящен 17 декабря 2000 г.).
В Боголюбском приделе, близ ковчега, в котором ныне с частицами мощей уже упоминавшихся угодников Божиих находится и частица мощей блж. Василия Кадомского, расположена под сенью рака с мощами святителя Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского.