«ФЕОДОТЬЕВСКАЯ» икона Божией Матери
Это одна из наиболее почитаемых святынь, не раз спасавшая Рязанскую землю. Многие чудесные исцеления совершались благодатной силой от иконы Богоматери.
История этой иконы уносит нас в далекий XIII век. Образ Божией Матери «Одигитрия» был принесен в Рязань (Старую) до 1225 года епископом Евфросином Святогорцем (1223-1237) с Афона. Икона находилась в Успен-ском соборе древней столицы Рязанского княжества до разорения ее полчищами Батыя в декабре 1237 года. Именно пред ней возносили свои мо-литвы рязанские князья накануне битвы с полчищами хана Батыя. После Батыева нашествия, когда город был сожжен дотла, икона исчезла.
В пределах рязанских икона явилась в 1487 году в пустом месте, называемом Старое, близ села Феодотьево (ныне село Федотьево Спасского района). Место это находится неподалеку от прежней столицы Рязанского княжества. По месту своего явления икона и получила новое название – «Феодотьевская».
По повелению великого князя Рязанского Ивана Васильевича Третного и по благословению Симеона, епископа Рязанского и Муромского (1481 - 1496), икона была перенесена в Переяславль Рязанский (нынешнюю Рязань) для ограждения и спасения города и с подобающей честью поставлена в соборном храме Успения (ныне – Христорождественский собор).
В 1611 году владыка Феодорит, святые мощи которого почивают в Бо-рисо-Глебском храме, уповая в Смутное время более всего на предста-тельство Божией Матери, решил «поновить» этот чудотворный образ. Икона была выносной, но на оборотной стороне не имела никакого изображения. С мыслью о победе Православия, владыка благословил написать на ней «Воздвижение Честнаго Креста Господня» («Святой царь Константин и святая царица Елена»).
В том же году, по повелению владыки, с чудотворного образа сняли две копии. Эти списки были сделаны «по виду и размеру подобными чудо-творному». Один из них был торжественно встречен клириками Борисо-Глебского храма, второй – послан в церковь села Феодотьево. По воле свя-тителя Феодорита на списке для Борисо-Глебской церкви на оборотной стороне на красном фоне так же, как и на чудотворной иконе, было изобра-жено «Воздвижение Честнаго Креста Господня». Под изображениями святых Константина и Елены сделана надпись: «Божией Милостию сия Икона Пречистыя Богородицы пречуднаго Ея Одигитриа списана бысть с подобия образа с древняго писания Пресвятыя Богородицы Феодотьевския понеже бо та чудотворная Икона обретена бысть в пределах Рязанских близ села Федотьева, на пустом месте и именуется место то старое и чудес ради мно-гих бываемых принесена бысть чудотворная сия Икона в град Переслав в соборную Церковь Успения Пресвятыя Богородицы при Боголюбивых князех Рязанских лета 1487, а построена та древняя чудотворная икона Пресвятыя Богородицы лета 1608, а списана бысть с тоя чудотворныя сия Икона Пресвятыя Богородицы повелением Феодорита архиепископа Рязанскаго и Муромскаго лета 1611».
Празднование иконе совершается 2/15 июля.
В настоящее время о судьбе этого списка с «Феодотьевской» чудо-творной иконы Богоматери нет никаких сведений, но в соборе есть чтимый список с этого образа. Он небольшого размера. Помещен в особый киот ле-вой предалтарной преграды. В этом же киоте – икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», перенесенная из Спасо-Преображенского монастыря при возобновлении собора в к. 1940-х гг., и «Владимирский» образ Пресвятой Богородицы.
Тогда же, при возобновлении храма, в него было перенесено несколько икон Божией Матери из других, разоренных в 1920-е годы рязанских мо-настырей: «Феодоровская» – из Свято-Троицкого, две «Казанские» иконы Пресвятой Богородицы – из Казанского Явленского. Ныне «Феодоровская» икона находится на северной стене центральной части церкви; один «Ка-занский» образ (XIX в.) – напротив, на южной стене, второй (XVIII в.) – на южной стене притвора. И поныне они являются особо чтимыми образами.