«ФЕОДОТЬЕВСКАЯ» икона Божией Матери

Феодотьевская икона Божией МатериЭто одна из наиболее почитаемых святынь, не раз спасавшая Рязанскую землю. Многие чудесные исцеления совершались благодатной силой от иконы Богоматери.
История этой иконы уносит нас в далекий XIII век. Образ Божией Матери «Одигитрия» был принесен в Рязань (Старую) до 1225 года епископом Евфросином Святогорцем (1223-1237) с Афона. Икона находилась в Успен-ском соборе древней столицы Рязанского княжества до разорения ее полчищами Батыя в декабре 1237 года. Именно пред ней возносили свои мо-литвы рязанские князья накануне битвы с полчищами хана Батыя. После Батыева нашествия, когда город был сожжен дотла, икона исчезла.
В пределах рязанских икона явилась в 1487 году в пустом месте, называемом Старое, близ села Феодотьево (ныне село Федотьево Спасского района). Место это находится неподалеку от прежней столицы Рязанского княжества. По месту своего явления икона и получила новое название – «Феодотьевская».
По повелению великого князя Рязанского Ивана Васильевича Третного и по благословению Симеона, епископа Рязанского и Муромского (1481 - 1496), икона была перенесена в Переяславль Рязанский (нынешнюю Рязань) для ограждения и спасения города и с подобающей честью поставлена в соборном храме Успения (ныне – Христорождественский собор).
В 1611 году владыка Феодорит, святые мощи которого почивают в Бо-рисо-Глебском храме, уповая в Смутное время более всего на предста-тельство Божией Матери, решил «поновить» этот чудотворный образ. Икона была выносной, но на оборотной стороне не имела никакого изображения. С мыслью о победе Православия, владыка благословил написать на ней «Воздвижение Честнаго Креста Господня» («Святой царь Константин и святая царица Елена»).
В том же году, по повелению владыки, с чудотворного образа сняли две копии. Эти списки были сделаны «по виду и размеру подобными чудо-творному». Один из них был торжественно встречен клириками Борисо-Глебского храма, второй – послан в церковь села Феодотьево. По воле свя-тителя Феодорита на списке для Борисо-Глебской церкви на оборотной стороне на красном фоне так же, как и на чудотворной иконе, было изобра-жено «Воздвижение Честнаго Креста Господня». Под изображениями святых Константина и Елены сделана надпись: «Божией Милостию сия Икона Пречистыя Богородицы пречуднаго Ея Одигитриа списана бысть с подобия образа с древняго писания Пресвятыя Богородицы Феодотьевския понеже бо та чудотворная Икона обретена бысть в пределах Рязанских близ села Федотьева, на пустом месте и именуется место то старое и чудес ради мно-гих бываемых принесена бысть чудотворная сия Икона в град Переслав в соборную Церковь Успения Пресвятыя Богородицы при Боголюбивых князех Рязанских лета 1487, а построена та древняя чудотворная икона Пресвятыя Богородицы лета 1608, а списана бысть с тоя чудотворныя сия Икона Пресвятыя Богородицы повелением Феодорита архиепископа Рязанскаго и Муромскаго лета 1611».
Празднование иконе совершается 2/15 июля.
В настоящее время о судьбе этого списка с «Феодотьевской» чудо-творной иконы Богоматери нет никаких сведений, но в соборе есть чтимый список с этого образа. Он небольшого размера. Помещен в особый киот ле-вой предалтарной преграды. В этом же киоте – икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», перенесенная из Спасо-Преображенского монастыря при возобновлении собора в к. 1940-х гг., и «Владимирский» образ Пресвятой Богородицы.
Тогда же, при возобновлении храма, в него было перенесено несколько икон Божией Матери из других, разоренных в 1920-е годы рязанских мо-настырей: «Феодоровская» – из Свято-Троицкого, две «Казанские» иконы Пресвятой Богородицы – из Казанского Явленского. Ныне «Феодоровская» икона находится на северной стене центральной части церкви; один «Ка-занский» образ (XIX в.) – напротив, на южной стене, второй (XVIII в.) – на южной стене притвора. И поныне они являются особо чтимыми образами.