Почитание святителя Феодорита
Мощи святителя Феодорита были перенесены из Свято-Троицкого мужского монастыря г. Рязани в Борисо-Глебский собор 20 июня 2002 г. по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова).
Угодник Божий святитель Феодорит был рукоположен в святительский сан, по некоторым сведениям, из архимандритов Рязанского Спасского монастыря в 1605 году уже в довольно зрелом возрасте. О его предыдущей жизни почти нет сведений. Возможно, он происходил из знатного рода Шереметевых. Известно, что монашеский постриг и священнический сан он принял по совету патриарха Иова в 90-е годы XVI века.
Архипастырское служение святителю Феодориту Господь предуготовал нести в суровое, неспокойное время – в годы Смуты, когда народ вышел из повиновения Божиим и человеческим законам. Лишь неусыпными молитвами своего верующего народа, а более же – предстательством Богородицы, великих святых и сонма новомучеников, жестоко пострадавших от иноверцев, Русская Церковь сумела преклонить гнев Господень на милость и отстоять Православную веру.
С первых дней служения важные государственные дела требовали частого присутствия владыки Феодорита в столице. В те годы Господь явил честные мощи невинно убиенного царевича Димитрия, чтобы «утешить верных и сомкнуть уста неверным». 3 июня 1606 года они были перенесены из Углича в Москву. Почти все москвичи встречали мощи вне стен города. В числе высшего духовенства, рядом с царем и царицей святитель Феодорит осматривал нетленные честные останки царевича.
Во время этого шествия Господь озарил Владыку Феодорита мыслию: могила Первосвятителя Рязанского Василия после перестройки Борисо-Глебской церкви находится вне ее стен и может быть подвергнута случай-ному или намеренному осквернению. Прозорливый архипастырь предчув-ствовал разрушение Старого острога, где находился этот храм и мощи свя-того. Архиепископ посчитал, что мощам святого Василия более подобало бы упокоиться в обнесенном крепкими стенами Рязанском кремле, в Успенском (ныне Христорождественском) соборе.
Но перестройка храма, начатая еще в 1598 году епископом Митрофа-ном, не велась уже в течение восьми лет. Поэтому святитель обратился за помощью к царю Василию Ивановичу Шуйскому. В 1606 году собор был до-делан вчерне, а на следующий, 1607, год архиепископ Феодорит освятил его.
Стремясь подражать духовному облику и государственной мудрости святителя Василия, владыка Феодорит сложил в честь него хвалебные песнопения, составил жизнеописание и приказал изобразить его на иконе. Теперь все было готово к перенесению честных мощей Первосвятителя Рязанского, и вот 10 июня 1609 года они были перенесены в Успенский собор и помещены «под спуд», где покоятся и поныне.
Архиепископ Феодорит в тяжкие годы Смутного времени, чтобы поднять в народе веру и благочестие, поучал паству своим мудрым и властным словом. Проявляя ревность и усердие, он тем самым хотел засвидетельствовать ту великую истину, что опорой государства и его внутренней силой является Православная вера и что залог будущего Руси и ее процветания – утверждение в Православии всего русского народа.
Рязанский владыка в числе первых откликнулся на призывы пламенного молитвенника за землю Русскую – священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, когда среди народа началось движение по освобождению столицы от врагов и изгнания их из Отечества. К молитвенному воззванию святитель Феодорит решил присоединить и собственный дар Церкви. Памятуя о необыкновенном чуде, явленном Господом на небе равноапостольному царю Константину перед битвой с нечестивым Максен-тием, святитель Феодорит пообещался вложить в Рязанский Успенский со-бор драгоценный напрестольный крест. На этот раз сбылись чаяния владыки – молитвенника и миротворца. Враги были разбиты и бежали. Тогда же святитель Феодорит повелел «поновить» чудотворный «Феодотьевский» образ Божией Матери – столетиями чтимую рязанцами чудотворную икону и написать на оборотной его стороне образ «Воздвижение Честнаго Креста Господня».
Движение русских людей на защиту Отечества и веры закончилось полным торжеством Православия, когда против поработителей встала сплоченная Свыше, могучая боевая сила. Наступил конец Смутного времени. Трехдневным молебным пением «со вся звоном» отпраздновала Россия свое освобождение от польских и литовских захватчиков.
Изнуренные безвластием, исстрадавшиеся от беззаконий, русские люди решили объединиться для избрания единого царя, положив тем самым основание умиротворению. В самом начале 1613 года в Первопрестольную стали съезжаться выборные всей земли Русской. Присутствовало на нем и большое рязанское представительство во главе с владыкой Феодоритом. Его сопровождали: «Спасский архиморит Рофаил, Солотчинскаго монастыря архиморит Трифон, Николы Заразскаго протопоп Дмитрей, Лгова монастыря игумен Игнатей»...
Святое дело требовало сугубой подготовки: заседаниям Собора предшествовали три дня строгого поста и молитвы по всей России. Ради полноты и строгости покаяния пост был наложен даже на грудных младенцев и домашний скот.
21 февраля 1613 года – в неделю Торжества Православия – Господь вложил в сердца русских людей единодушную мысль об избрании на цар-ство Михаила Федоровича Романова-Юрьева. Собор поручил святителю Феодориту обратиться с Лобного места к народу. С ним вышли Новоспасский архимандрит Иосиф, Троицкий келарь Авраамий Палицын и боярин Василий Петрович Морозов. Все, собравшиеся на Красной площади, единодушно одобрили решение Собора.
Дума, снова постившись и помолившись усердно, принесла присягу новому царю. За Думой присягнула и вся Москва. Переяславль Рязанский, ведомый наставлениями и молитвами святителя Феодорита, в числе первых присягнул на верность Богоизбранному царю. К 25 февраля многие русские города последовали примеру рязанцев.
Земский Собор постановил: ехать к Михаилу Федоровичу Великому посольству и возглавить его архиепископу Рязанскому и Муромскому Фео-дориту. С ним отправились в путь: три архимандрита – Чудовский, Новоспасский и Симоновский, три протопопа, одним из которых был Зарайский протопоп Димитрий (Леонтьев), Троицкий келарь Авраамий Палицын, боярин Феодор Иванович Шереметев, родственник молодого царя, и князь Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовский, несколько окольничих, стольников и выборных людей из разных городов. С «Владимирскою» иконой Пресвятой Богородицы, написанной святителем Петром, и образом Московских чудотворцев, Посольство, возглавляемое архиепископом Феодоритом, 2 марта 1613 года выехало из Москвы. Святитель нес грамоту, в которой народ умолял Михаила Феодоровича Романова: «Русская держава без покрова; венец ея осиротел; Отечество рыдает, что нет у него отца. Прииди к нам, сладкая надежда всей земли русской! Царь, по сердцу всего народа избранный!»
Вечером 13 марта в Костроме процессию в сопровождении множества народа встретило все костромское духовенство – в облачениях, с крестами и чудотворной «Феодоровской» иконой Божией Матери. «Заутра же архиепископ Феодорит со всем Освященным Собором облекошася в ризы, и болярин Феодор Иоаннович и вси пришедшии с ним, учредивше чины по до-стоянию, и вземше честный крест, и выше помянутый чюдотворный образ Пресвятыя Богородицы, и прочия иконы святыя», двинулись к Ипатьевскому монастырю.
Юный Михаил Феодорович с матерью, инокинею Марфою Иоанновною, встретил их за монастырскими воротами. Помолившись со слезами Господу и Его Пречистой Матери, они приложились ко кресту и чудотворным иконам. Приняв благословение святителя Феодорита, все пошли в церковь Живоначальной Троицы.
«И Феодорит, Архиепископ Резанской и Муромской, Государю Михаилу Феодоровичу от Освященного Собора правил челобитье и говорил: "Преосвященный Кирилл, Митрополит Ростовский и Ярославский, и архи-епископы, и епископы, архимандриты и игумены, и весь Освященный Собор Вас, Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России благословляют и Бога молят, и челом бьют"» – принять русский престол.
Михаил Романов долго не соглашался, да и мать государя, несмотря на все доводы, приведенные в Соборной грамоте и убедительные речи Ря-занского владыки, не хотела, чтобы сын ее принял такой тяжкий крест. И вот, когда все слова, казалось, иссякли, святитель взял икону Пресвятой Богородицы, написанную святителем Петром, и другие чудотворные образы, принесенные из Москвы, и сказал: «Для того ли икона сия совершила столь дальний путь? Вы не можете преслушаться святых икон; не народом, а ими избраны вы на великое дело – повинуйтесь Богу!» После этого Марфа Иоанновна не могла больше сопротивляться и, пав на колени пред чу-дотворным «Феодоровским» образом Богоматери, со слезами просила у Нее спокойствия государству и счастья сыну. Потом промолвила: «Да будет святая воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего, наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству».
«А Государь Царь и Великий князь Михаил Феодорович всея России прошение принял и Государем Царем и Великим князем всея России на Московском и на всех великих государствах Российскаго царствия за многим молением и челобитьем учинися в царском наречении. И посох, и бла-гословение от Преосвященного Феодорита, Архиепископа Резанскаго и Му-ромскаго, и от всего Освященнаго Собора прияти изволил, и многолетие ему, Государю, пели».
В Москве с нетерпением ждали известий от посольства. Архиепископ Феодорит, получив от царя Михаила Феодоровича согласие, вместе с дру-гими в тот же день – 14 марта 1613 года – составил «Известительную гра-моту» и с нарочитыми отправил ее в Москву. Грамота прибыла в Москву 24 марта, накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, была прочитана во всеуслышание и принята со всеобщим ликованием.
Святитель Феодорит оставался в Москве до венчания нового государя на царство. Одно из первых дел Земского Собора, в которых архиепископ Рязанский должен был принять участие, – составление единственного в своем роде в русской истории государственного акта – «Утвержденной гра-моты» об избрании Михаила Романова на царство. От святителя Феодорита – главного участника тех событий – можно было услышать самые подробные и обстоятельные сведения о свершившемся 14 марта. Он с возможною полнотою и верностью мог передать слова нового царя Михаила и его матери и обрисовать картину призвания новоизбранного царя. «Утвержденная грамота» была составлена в мае и скреплена подписями духовных и светских лиц.
Венчание царя Михаила Феодоровича на русский престол состоялось 11 июля 1613 года. Святитель Феодорит также принимал участие в этом торжестве.
В конце июля 1613 года Рязанский владыка отбыл в свою епархию. С собой святитель привез списки с той «Феодоровской» чудотворной иконы Божией Матери, которой он благословлял первого царя из династии Рома-новых. Один из списков был предназначен для Борисо-Глебского храма.
Всегда, пребывая в столице или на Рязанской кафедре, помнил за-ботливый архипастырь о нуждах своей епархии, которая принадлежала к числу наиболее пострадавших в период Смутного времени от польских и литовских войск: «Села разрушены и сожжены, церкви разрушены, иные сгорели, иные остались «без пения» и запустели; запустели и некоторые обители. Многие жители селений были или побиты, или уведены в плен, или разбежались по разным сторонам».
Без сомнения, главной архипастырской заботой святителя Феодорита стало восстановление разоренных храмов и обителей, снабжение их необ-ходимыми священными принадлежностями. Не забывал владыка Феодорит и об обедневших в Смутное время простых рязанских жителях. Он постоянно ходатайствовал перед государем об оказании им милости, об освобождении от тяжких повинностей и даровании им различных льгот.
10 сентября 1617 года святитель Феодорит мирно отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе Рязанского кремля.
Память святителя всегда свято чтилась не только в Рязанском крае, но и во всем Российском государстве. Среди деяний, им совершенных, только два – обретение мощей одного из величайших светильников и мо-литвенников земли Русской – святителя Василия, Рязанского чудотворца, и благословение на царство Михаила – первого царя из династии Романовых, которую завершил святой царственный мученик Николай, – уже могли бы запечатлеть имя Рязанского архипастыря в душах современников и потомков и в анналах истории.
Святитель Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский, был прославлен в лике местночтимых Рязанских святых 12 января 1987 года. Его святые мощи были обретены 18 июня 1998 года в Архангельском соборе в склепе святителя Мелетия вместе с мощами Рязанских святых и останками других Рязанских архипастырей, перезахороненных в 1978 году в связи с реставрационными работами в Архангельском соборе. Через три месяца, 18 сентября 1998 года, мощи святителя Феодорита были перенесены в Рязанский Свято-Троицкий монастырь в храм преподобного Сергия Радонежского. Через четыре года он были перенесены в Борисо-Глебский собор.
Память святителя Феодорита совершается 10/23 июня, в день Собора Рязанских святых, и 10/23 сентября, в день преставления этого угодника Божия.