Икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского
В алтаре собора находится икона великого угодника Божиего препо-добного Серафима Саровского с частицей его святых мощей. В 2003 году весь православный мир праздновал 100-летие его прославления. Архивные материалы свидетельствуют, что история Саровской обители и житие пре-подобного Серафима в определенной мере связаны с Рязанским краем. Так, когда по желанию братии Саровская пустынь приняла Афонский обще-жительный Устав с самыми строгими правилами, то благословил и утвердил Устав обители в 1711 году Стефан (Яворский), митрополит Рязанский и Муромский. Преемником и ближайшим учеником первоначальника Саровской пустыни Исаакия (в схиме Иоанна) стал в 1731 г. строитель иеромонах Дорофей (в миру и схиме – Димитрий; † 4/17 октября 1746 года). Родился он в Кадомском уезде в семье священника. В 1705 году поступил в Саровскую обитель. Через три года принял монашеский постриг и вскоре был хи-ротонисан во иеромонаха. Подражая своему учителю, он был для всех об-разцом смирения и послушания. Заботами о. Дорофея в монастыре в 1744 году был возведен каменный соборный храм во имя Успения Пресвятой Бо-городицы, а в 1745 г. – каменная больница для престарелых и немощных монахов. Больничная церковь была освящена в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. При настоятеле о. Дорофее строилась каменная колокольня с церковью во имя Архистратига Михаила (освящена в 1749 году, уже после его смерти о. Дорофея).
Прп. Серафим Саровский поступил в Саровскую пустынь 20 ноября (3 декабря) 1778 года. Но прежде 17-летний Прохор Мошнин, как его звали в миру, по материнскому благословению отправился на поклонения святым угодникам Божиим в Киево-Печерскую Лавру. Узнав, что в 9 верстах от Кие-ва, в Китаевской пустыне, живет в затворе почитаемый всеми старец Доси-фей, Прохор обратился к нему за вразумлением. Старец Досифей, прозревая в нем великого подвижника Христова, не только благословил юношу на пребывание в Саровской обители, но и дал наставления о стяжании Духа Святого через Иисусову молитву. Промысл Божий привел преподобного Серафима, Саровского чудотворца, к Китаевскому затворнику Досифею, ко-торый был не простым старцем: это была девица, скрывшая себя от мира под видом монаха-отшельника, Дарья Тяпкина – из богатого, знатного ря-занского дворянского рода Тяпкиных .
По преданию, преподобный Серафим шел к месту своих подвигов – Саровской пустыни – через Шацкий край. Между селами Вышей и Эмману-иловкой существует источник, который православные связывают с именем преподобного Серафима Саровского.
На страницах «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» сказано, что одной из дивеевских стариц незадолго до своей кончины преподобный Серафим говорил: «У вас, матушка, первоначальница-то мать Александра больших и высоких лиц была! Я и поднесь ея стопы лобызаю! Вот она оби-тель заводила, а я возобновлю! Она почивать в мощах у вас будет!» Осно-вание Дивеевской обители положила старица преподобная Александра (Мельгунова), урожденная Агафия Семеновна Степанова . Происходила она из старинного рязанского дворянского рода Степановых, который упоминается в архивных источниках уже с XVI века. Они владели поместьями под Переяславлем Рязанским (ныне – Рязанью), вдоль речки Павловки, и деревнями Писцовой и Бородатовой. Отец Агафии был драгуном. Он рано осиротил семью. Мать ее, Параскева Андреевна, выдала дочь замуж за сына помещика Мельгунова – Якова, прапорщика Муромского пехотного полка. Он был старше жены на 6 – 7 лет. В 1755 – 56 годах подпоручик Яков Мельгунов скончался, оставив жену, которой не было еще и тридцати лет и дочь-младенца . В биографических материалах Агафию часто называли помещицей Рязанской (Переяславльской) губернии. Она проживала, веро-ятно, неподалеку от Рязанского кремля, так как ее приходским храмом была Ильинская церковь, что стоит справа перед Глебовским мостом Рязанского кремля. В этом храме служил ее духовник о. Иоанн (Иоаннов). После смерти мужа, несмотря на то, что имела малолетную дочь, решила посвятить себя Богу. Она отправилась в Киев и около 1758 года приняла постриг с именем Александры в Киевском Флоровском монастыре, где сподобилась видения Божией Матери, повелевшей ей основать новую обитель на месте, которое будет ей указано. Этим местом стало Дивеево.
В 1764 году скончалась дочь матушки Александры . Тогда будущая основательница Дивеевского монастыря вернулась в Переяславль, распро-дала свое имущество и дала вольную своим крестьянам. Большую часть своего капитала прп. Александра пожертвовала в Саровскую пустынь. Из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» известно, что преподобная Александра пришла в Дивеево в 1764 – 1766 годах, первоначально посе-лившись у приходского священника о. Василия Дертева – благочинного (де-сятинника) Кадомской десятины Рязанской епархии. В основание Дивеевской обители преподобная Александра (Мельгунова) положила свои любовь, веру и надежду, а также великие труды во славу Божию. Начало монастыря было утверждено благословенной грамотой преосвященного Палладия (Юрьева), епископа Рязанского и Шацкого . Каменный трехпрестольный Казанский храм был построен в Дивеево преподобной Александрой на месте старой деревянной церкви, где снова ей являлась Царица Небесная. Главный престол храма был освящен Рязанским епископом Палладием (Юрьевым) в 1772 г., придельные престолы в честь свт. Николая и св. Стефана Перводиакона были освящены также рязанским архипастырем – Симоном (Лаговым) в 1778 – 1779 гг. По епархиальному делению того времени первооснова знаменитого Серафимо-Дивеевского монастыря – женская община матушки Александры относилась к Рязанской епархии. Предчувствуя конец земной жизни, за две недели до смерти преподобная Александра сподобилась воспринять великий ангельский образ с оставлением прежнего имени. Перед кончиной ее посетили саровские старцы с молодым иеродиаконом Серафимом, которому и завещала она «попещись об обители», обетованной ей Царицей Небесной.
С именем преподобного Серафима, Саровского чудотворца, связана и история Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря. В обители был принят устав Саровской пустыни, а руководителями духовной жизни стали саровские старцы: преподобный Серафим, Назарий и Иларион. Среди особо почитаемых святынь Милостиво-Богородицкого монастыря был и образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет» древнего византийского письма. Преподобный Серафим Саровский неоднократно приходил в обитель помолиться перед этой чудотворной иконой.
В XIX веке священник Иоанн Кобяков писал в своем труде «Описание Кадомского монастыря»: «город Кадом – чисто православный город... счастливый город. Батюшка отец Серафим Саровский говорил, что Матерь Божия однажды видимым образом явилась в этом городе,...благословила Кадом и доселе хранит его. Для поддержания благочестия основала здесь женский монастырь...».
Окормлялась у преподобного Серафима и первая настоятельница обители – Екатерина Варфоломеевна Горская, уроженка села Акаево Тем-никовского уезда Тамбовской губернии. С детства она жила в Рязани в Ка-занском Явленском девичьем монастыре. В 1764 году переехала в Кадом. Здесь она организовала общину. Несколько раз хотела вернуться в Рязань, но преподобный Серафим Саровский не советовал ей оставлять начатое дело, так как в будущем община разрастется и обратится в славный монастырь. В 1806 года указом Тамбовской Духовной Консистории Е.В. Горской было предписано именоваться настоятельницей. В этой должности она управляла обителью 46 лет.
С историей любимого детища преподобного Серафима Саровского – Дивеевского монастыря – связано имя еще одного рязанца – художника-иконописца Николая Васильевича Шумова, работы которого во II половине XIX века можно было увидеть почти во всех храмах Рязанской епархии. По-сле того как Н. В. Шумов окончил Петербургскую Академию Художеств, дочь императора Николая Павловича – Мария Николаевна, в то время – Президент Академии Художеств, в 1853 г. обратилась к рязанскому художнику с предложением организовать в Серафимо-Дивеевском монастыре иконописную мастерскую. По прибытии туда иконописец заболел малярией. В тонком сне ему явился преподобный Серафим Саровский, у которого больной попросил предстательства пред Господом. Болезнь удивительно быстро отступила, а художник немедленно написал явленный ему образ, создав впоследствии еще несколько иконописных изображений дивного старца. Через год иконописная мастерская в Дивеево уже действовала. Лучшие работы дивеевских сестер были показаны святителю Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому, и получили его высокую оценку. Всю свою жизнь Н.В. Шумов ощущал молитвенную помощь преподобного Сера-фима. Так однажды, работая на большой высоте в одном из храмов, иконо-писец упал с лесов, но остался невредим.
17 – 19 июля (31 июля – 2 августа) 1903 года в Сарове и Дивееве со-стоялось торжество прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых в присутствии всей царской семьи, которую позднее, в 1918 году Господь увенчал мученическим венцом. Были там и рязанцы: Рязанскую епархию представляло Общество хоругвеносцев Братства святителя Васи-лия, Рязанского чудотворца.