XVII век

Памятник на месте захоронения святителя Василия РязанскогоВ результате изменения местоположения храма, расположенное внутри него захоронение Василия Рязанского, чудотворца, оказалось снаружи. В годы Российской смуты начала XVII века святительское служение на Рязанской кафедре нес прозорливый архипастырь Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский. Духовным взором он провидел разрушение Переяславского острога поляками-католиками и перешедшими на их сторону казаками. Божиим Промыслом святитель Феодорит обрел нетленные мощи святого Василия Рязанского и решил перенести их в защищенное от врагов место – Рязанский кремль, в предварительно отремонтированный и освященный в 1607 году Успенский (ныне – Христорождественский) собор.
Владыка Феодорит сложил в честь Первосвятителя Переяславля Рязанского «хвалебные песнопения в стихирах, тропарях и кондаках, составил жизнеописание и приказал изобразить Святителя на иконе».
10 июня 1609 года после Божественной литургии богомольцы увидели, как архиепископ Феодорит, неся на руках образ святого Василия Рязанского, шествовал во главе крестного хода. Раку с честными мощами Василия Рязанского сопровождало все городское духовенство под всезвон церковных колоколов.
Владыка Феодорит, уповая более всего на предстательство Божией Матери в то Смутное время, решил «поновить» чудотворный «Феодотьевский» Ее образ. Эта выносная икона, одна из наиболее почитаемых святынь, не раз спасавшая Рязанскую землю, на оборотной стороне не имела никакого изображения. С мыслью о победе Православия, владыка благословил написать на ней «Воздвижение Честнаго Креста» («Святые равноапостольные царь Константин и царица Елена»).
Панорама Рязанского КремляВ 1611 году по повелению владыки с чудотворного образа сняли две копии. Эти списки были сделаны «по виду и размеру подобными чудотворному». Один – для церкви села Феодотьево, второй – для Борисо-Глебского храма. На списке для Борисо-Глебского собора на оборотной стороне на красном фоне так же, как и на подлиннике, было изображено «Воздвижение Честнаго Креста». Под образом святых Константина и Елены была сделана надпись: «Божией Милостию сия Икона Пречистыя Богородицы пречуднаго Ея Одигитриа списана бысть с подобия образа с древняго писания Пресвятыя Богородицы Феодотьевския понеже бо та чудотворная Икона обретена бысть в пределах Рязанских близ села Федотьева, на пустом месте и именуется место то старое и чудес ради многих бываемых принесена бысть чудотворная сия Икона в град Переслав в соборную Церковь Успения Пресвятыя Богородицы при Боголюбивых князех Рязанских лета 6995 (1487 г.), а построена та древняя чудотворная икона Проесвятыя Богородицы лета 7116 (1608 г.) году, а списана бысть с тоя чудотворныя сия Икона Пресвятыя Богородицы повелением Феодорита архиепископа Рязанскаго и Муромскаго лета 7119 (1611 г.) году». Таким образом, святителю Феодориту Борисо-Глебская церковь обязана появлением у себя списка с чудотворного образа Феодотьевской Божией Матери.
Все деяния святителя Феодорита: перенесение мощей святителя Василия, написание списков с чудотворной Феодотьевской иконы Божией Матери, от-правление одного из них в с. Федотьево и торжественное поставление второго в Борисо-Глебском храме – вызывали народ к единодушию, сосредоточивая мысли его в спасительной и объединяющей роли Православия, объединяли союзом веры и упования на помощь Божию в победе.
Предвидение владыки Феодорита относительно защиты мощей святителя Василия Рязанского от поругания нечестивыми сбылось. В июле 1618 года на Переяславль Рязанский совершили набег запорожцы гетмана Сагайдачного. Осажденные в Рязанском кремле укреплялись надеждой на помощь Небесную и совершали всем миром усердные молебные пения пред чудотворной Феодотьевской иконой Божией Матери. Предстательством Богородицы Господь помог жителям города отразить нападение. Приступ неприятеля на кремль завершился неудачей. Но за это поплатились несчастный острог и посады. Казаки в буйной ярости, словно язычники, порушили храмы, уничтожили множество народа, в том числе нескольких священников: «7126 (1618 г.) Июля в 30 день на память святых апостол Силы и Силуана приходили под город Переслав Запорожские черкасы и побиты от оных в остроге священники и другие многие». В память заступничества Божией Матери «в тот день по всем церквам в городе и на посаде празднуют Пресвятыя Богородицы Одигитрию, поминаючи Ея милосердое от них избавлению граду, и ходят около града с чудотворною иконою честнаго и славного Ея Одигитрия Феодотьевския и со кресты и с иконами».