XVIII – XIX века

Борисо-Глебский собор. (Андрияка С.Н.)В 1781 г. в Борисо-Глебском храме были произведены ремонтные работы «трапезной кровли и рундука» (т. е. возвышения со ступенями перед входом в храм). По распоряжению Борисо-Глебского протоиерея Стефана Васильева на это употребили каменный памятник, стоявший на месте могилы святителя Василия Рязанского.
В 1799 г. соборный староста Иван Федорович Сикачев от имени причта и прихожан обратился к архиепископу Симону (Лагову) с прошением о переименовании Ильинского придела в придел в честь Корсунской иконы Божией Матери. С благословения преосвященного Симона в сентябре того же года престол был освящен.
Ввиду тесноты трапезной церкви Борисо-Глебский протоиерей Феодор Иванов решил расширить храм за счет пристройки к трапезной нового правого придела. 11 августа 1809 г., получив разрешение Рязанской консистории, приступили к строительству. В отделочных работах своими средствами помог и рязанский купец Григорий Иванович Меркулов. Ко времени завершения работ в сентябре 1810 г. протоиерей Афанасий Петрович Твердовский (сменивший усопшего Феодора Иванова) с причтом и старостой Яковом Ивановичем Бровкиным просили разрешить им правый придел устроить в честь Корсунской иконы Божией Матери, а левый (бывший Корсунский) переименовать во имя Богоотец Иоакима и Анны вместо первоначального (XVII в.) в основном храме. Просьба была удовлетворена. 23 декабря того же года в Консисторию был подан рапорт протоиерея Твердовского об освящении приделов.
В 1829 г. усердием старосты С.Д. Панова в соборе был устроен новый иконостас. Прежний, ввиду его ветхости, разобрали. Иконы были написаны заново. Из древних икон был оставлен только особо чтимый чудотворный Феодотьевский образ Божией Матери (список XVIIв., сделанный по благословению свт. Феодорита). В следующем году иконостас был вызолочен; перед царскими вратами устроена сень на четырех колоннах. Перед иконостасом поместили шесть подвесных подсвечников, а посреди храма – большое паникадило.
В те же годы провели внешние и внутренние отделочные работы, в том числе в 1830 г. выполнили росписи алтарей и стен церкви.
В 1840- 1841 гг. была возведена новая трапезная церковь. В сентябре 1853 года, по благословению святителя Гавриила (Городкова), в южном приделе разобрали ветхие деревянные престол и жертвенник, а вместо них поставлены железные, "полностью покрытые "червонным золотом". В 1870 г. трапезная церковь и колокольня были разобраны. 7 июня 1870 г. преосвященный Ювеналий (Карюков), епископ Михайловский, совершил закладку новой трапезной церкви, которая была закончена к 24 октября. Трапезная с двумя приделами освящена в том же году, колокольня – в 1873 г. (ныне существующие). Колокольня четырехъярусная; третий и четвертый ярусы – в виде восьмериков, с аркадами звона, завершаются шатром с луковичной главкой и прорезным крестом (вызолочены холодным способом). В 1915 г. в храме были возобновлены стенные росписи.

Ныне архитектура собора в значительной мере сохранила следы зодчества конца XVII в. – стиля "московского барокко". Храм представляет собой равносторонний (греческий) крест. Четверик храма имеет три апсиды, разделенные лопатками; в первом и втором ярусе он украшен поясками «поребриков»; по углам во втором ярусе – пучки граненых колонок, лопатки декорированы такими же колонками. Под карнизом четверика – ложные кокошники-закомары; оконные проемы и порталы украшают рельефные, разнообразные по декору, наличники. На северном фасаде первоначальный портал в XIX в. был растесан, но сохранилась значительная часть его белокаменного обрамления (к западу от ныне существующего входа). Верхняя часть храма решена в форме восьмерика, поставленного на основной куб. Он изобилует эффектной белокаменной резьбой. Восемь декоративных ниш, похожих на заложенные оконные проемы, украшены тимпанами с волютами и полуколонками, по углам восьмерика – такие же полуколонки. Сдвоенный ряд «поребриков» украшает восьмерик под карнизом. Пер-воначально главная и трапезная церковь были покрыты белой черепицей, в XIX веке – железом. Завершение решено в виде изящного барабана с аркатурным декором, увенчанного луковичной главкой с прорезным крестом, вызолоченными холодным способом сусальным золотом.