6 августа 2022 года. Архиерейское богослужение

 

 

 

 

6 августа Православной Церковью установлено празднование памяти благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Этот день является престольным торжеством Борисо-Глебского собора Рязани, и Божественную литургию в нем совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Наставление после богослужения владыка посвятил подвигу святых братьев и теме разнообразия путей служения Господу:

 

– Сегодня, дорогие братья и сестры, наша Православная Церковь отмечает память страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом Крещении – Романа и Давида. Эти юные создания отдали свою жизнь, следуя подвигу нашего Господа и Спасителя. Порой люди, читая их житие, задаются вопросом: почему же князья не сопротивлялись своим врагам, почему они не дали отпор своему беззаконному брату, покусившемуся на их жизнь? Неужели в этом и проявляется христианский дух? Неужели наша Церковь и евангельское учение призывают всегда только покоряться злой человеческой воле, не сопротивляться ей и всегда жертвовать ради ближних своим достоянием, здоровьем и даже своей жизнью?

 

Делать такой вывод было бы поспешно, поскольку в истории Христовой Церкви мы видим разные подвиги и примеры разных святых. Одни безропотно отдавали свою жизнь ради Христа и ради свидетельства о Нем. Другие же отдавали свою жизнь и сражались за правду Божию, не жалея ни своей крови, ни крови врагов Христовых. Святые страстотерпцы понимали, что мир на Русской земле хрупок, и что корень бед и проблем на ней – это междоусобные брани, взаимная неприязнь и ненависть. Борис и Глеб ценили мир и стремились не допустить пролития как братской крови, так и крови многих других невинных людей. Они чувствовали своим сердцем подвиг Христов и до конца пошли по этому пути.

 

Вместе с тем их подвиг не должен внушать нам мысль о непротивлении злу, которое затем нередко проповедовалось на нашей земле. Дух Христов проявляет себя в разных ситуациях по-разному. С одной стороны, мы прославляем князей Бориса и Глеба, как отдавших свою жизнь ради мира на русской земле, с другой стороны, – мы прославляем наших воинов, исполняющих заповедь Христову и евангельское слово – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Следование за Христом многообразно и подвиги, которыми прославлены многие наши святые и подвижники тоже разнообразны. Мы прославляем сегодня святых Бориса и Глеба, людей, ценивших мир, единение и братолюбие, ставивших выше всего не свои личные интересы, но интересы своего народа и Отечества.

 

Мы сегодня сугубо молились перед их образом, чтобы Господь дал всем нам, их потомкам, последователям и подражателям тихое, мирное житие на всех просторах святой Руси. Дай нам, Господи, прочный и непоколебимый мир молитвами святых страстотерпцев!

 

Пресс служба Рязанской епархии

6 августа 2022 года. Святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба

 

 

 

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

1 августа 2022 года. Благоверного князя Романа Рязанского, страстотерпца и преподобного Серафима Саровского

 

 

 

1 августа 2022 года в Борисо-Глебском кафедральном соборе города Рязани - престольный праздник. Удивительным образом в молитвенной памяти соединились в этот день святой благоверный князь Роман Рязанский, страстотерпец, и преподобный Серафим Саровский. 

 

Ныне прославленный в лике святых князь Роман Рязанский происходил из княжеского рода, многие представители которого известны как защитники христианской веры и Отечества. Оба деда князя умерли в битве с Батыем, защищая родную землю и народ.

 

Князь Роман Олегович воспитывался в вере, любви к Богу, людям и своему Отечеству. Он защищал и поддерживал поданных, угнетаемых поборами ханских баскаков, за что последними был оклеветан перед татарским ханом Менгу-Тимуром в порицании ханской веры. Святой князь был вызван в Орду, где твердо исповедал себя христианином и за это был подвергнут ужасным истязаниям, после которых страдальцу отсекли голову († 1270 г.).

 

Почитание благоверного князя-мученика началось сразу же после его смерти. В настоящее время в Борисо-Глебском соборе Рязани день памяти святого князя является престольным праздником — в храме есть переносной престол, освященный в его честь. Кроме того, одна из медалей Рязанской митрополии носит имя благоверного князя Романа Рязанского.

 

Читать о благоверном князе Романе Рязанском страстотерпце на сайте «История, культура и традиции Рязанского края»

28 июля 2022 года. День памяти равноапостольного великого князя Владимира

 

28 июля, в день памяти святого князя Владимира, Крестителя Руси  во всех храмах Русской Православной Церкви будет звучать праздничный колокольный звон. Он начнется в 12:00 и продлится до 12:15.

Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день равноапостольного великого князя Владимира 15/28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину.

 

Читать подробнее

16 июля 2022 года. День памяти святителя Василия епископа Рязанского

 

 

Памятное место захоронения свт. Василия Рязанского, к югу от алтаря Борисо-Глебского храма, уже несколько веков почитается как одна из главных святынь собора. Заглянем в глубь веков и познакомимся с историей этой святыни, дорогой сердцу каждого православного рязанца.

 

3/16 июля 1295 года Первосвятитель Василий почил и был погребен в Борисо-Глебском соборе. В результате перестроек могила святителя оказалась вне стен храма. В Смутное время, свт. Феодорит перенес их в более защищенное место — за стены кремля Переяславля Рязанского, в Успенский собор. Сразу после перенесения мощей свт. Василия во дворе Борисо-Глебского храма была сооружена «деревянная палатка, ...а в той клети над оным местом учинена гробница деревянная и покрыта полотном синим».

 

К началу XVIII века этот памятник обветшал. 15 января 1712 года подъячий Никита Алтухов обратился к митрополиту Стефану (Яворскому) с просьбой о разрешении построить «каменную палатку». На обороте листа прошения — распоряжение митрополита Стефана: «Дать указ». Получив разрешение, Алтухов выстроил «каменную палатку», просуществовавшую до 1781 года, когда, по решению Борисо-Глебского протоиерея Стефана Васильева, она была разобрана с целью ремонта трапезной кровли и «рундука». Долгое время могила Первосвятителя оставалась без всякого украшения.

 

4 октября 1836 года на средства старосты С.Д. Панова над могилой святителя был устроен новый каменный памятник. Он представлял собой небольшую пирамиду с изображенными по 4-м сторонам клеймами из жития Рязанского чудотворца: на первом — отплытие его на мантии из Мурома, под ним надпись: «В 1294 году Святитель Божий Василий, Первый Епископ Рязанский, по совершении Божественной Литургии и отпетии молебного пения в третьем часу дня оставляет жителей Мурома и на освященной мантии по реке Оке с Муромскою Иконою Богоматери противу речного стремления того же дня в 9-м часу приплывает во град Старую Рязань»; на втором — встреча Первосвятителя в Старой Рязани, под изображением надпись: «Великий Князь Рязанский со всем священным собором встречает и принимает святаго праведнаго Епископа Василия радуяся со всеми православными христианами»; на третьем — прибытие святителя в Переяславль Рязанский, под иконой надпись: «Сей великий иерарх по извещению народному из града старой Рязани, на мантице по Оке приплывает во град Переславль рязанский к собору святых страстотерпцев Благоверных князей Бориса и Глеба, и при оном скончался. Епископствования его было вообще 42 года»; на четвертом — перенесение мощей Первосвятителя от Борисо-Глебского собора в Успенский (Христорождественский), под изображением надпись: «Преосвященный Феодорит архиепископ рязанский в 1609 году переносит святые мощи сего святителя Божия, несколько столетий почивавшие в недрах земли при означенном Соборе, в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы что ныне Рождественский собор. Сей памятник сооружен от усердствующих в единанесятое царствование Благочестивейшаго Государя императора Николая Павловича, в 1836 году на том самом месте, где святитель Божий был погребен и святые мощи его почивали». Памятник был отлит на Мышенкском заводе Калужской губернии и весил около 325 пудов.

 

3 июля 1871 года, по прошению причта и прихожан Борисо-Глебской церкви, Рязанский архиепископ Алексий (Ржаницын) впервый раз в память святителя Василия совершил в соборе Божественную Литургию, а после нее – крестный ход и молебен. После убийства императора Александра II крестный ход был отменен. Тогда архиепископ Палладий (Раев) ходатайствовал перед Св. Синодом о праздновании дня памяти свт. Василия 3/16 июля и разрешении совершать ежегодно 10/23 июня, в день памяти перенесения мощей Первосвятителя, крестный ход из Борисо-Глебской церкви в Кафедральный собор при участии всего городского духовенства.

 

В начале XX века из Борисо-Глебского храма в Кафедральный собор совершалось 2 крестных хода: 2 мая, в день празднования памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, и 10 июня, в день обретения мощей Первосвятителя.


В раке на северном (левом) клиросе над захоронением Первосвятителя находилась десница святителя Василия Рязанского, которая была оставлена для поклонения верующих еще святителем Феодоритом . В народе говорят, что Господу не угодно, чтобы честные мощи святителя Василия Рязанского были открыты. Есть такое предание: когда в XVIII века поновляли Христорождественский собор (прежний Успенский) попытались, по благословению преосвященного Симона (Лагова) , открыть гроб, вдруг оттуда вышло пламя и едва не опалило близстоящих. Подобное случилось и при святителе Филарете (Амфитеатрове) , когда перестраивали собор в очередной раз.

12 июля 2022 года. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

 

12 июля Православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивается Петров пост, если только праздник святых апостолов Петра и Павла не попадает на среду или пятницу.

 

Апостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он все время находился рядом с Христом, особенно сильно был привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу. Христос, утвердив Петра в апостольском звании, троекратно повторил: «Паси овец Моих». И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек. Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Он побывал в разных странах Востока и Запада. Петр мученически скончался в Риме примерно в 57 году. Приговоренный к кресту он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть, как Господь.

 

Апостол Павел носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан, и воспитывался при Гамалииле, известнейшем иудейском законоучителе того времени. Савл вырос неистовым защитником отечественного закона и отеческих преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных их гонителей. В Книге Деяний рассказывается о внезапной слепоте Савла во время шествия в Дамаск: «И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (9:9). А далее произошло чудесное исцеление Савла одним из учеников Христа, после чего прозревший Савл сам уверовал во Христа и стал проповедником Его учения: «И тотчас стал проповедывать в синагогах...» (9:20). Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

7 июля 2022 года. Рождество Иоанна Крестителя

 

7 июля 2019 года Православная Церковь отмечает великий праздник – Рождество святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие ожидавшегося евреями Мессии — Господа Иисуса Христа. Сам Иоанн потом крестил Спасителя в реке Иордан (Мф, 3; Мк. 1, 11; Лк. 3; Ин. 1).

 

Он также обличал пороки, в том числе, и царя Ирода Антипы, который находился в незаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа Иродиадой. Святой Иоанн Предтеча окончил свою жизнь мученически – по наущению, прежде всего, Иродиады, ему отрубили голову. По своему значению Иоанн Предтеча является самым значимым праведником после Божией Матери.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

26 июня 2022 года. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших

 

Второе воскресенье по Пятидесятнице – это "Неделя Всех Святых, в земле русской просиявших". Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.


Каждый год Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих» — Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней. Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним. Святые Церкви — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник».

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

Петров пост

 

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле. В 2022 году он начинается 20 июня.

 

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

 

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73; 

В храме: +7 (960) 567-76-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

 

Как подать записку
дистанционно:

 

1. Имена о здравии и упокоении
прислать на 
электронный адресЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:

Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин

Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова

 

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:

8 (4912) 25-69-73

+7 (960) 567-76-53

 

 

Работа гуманитарного склада:

В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает