11 июня 2022 года. Троицкая родительская суббота
Троицкая (родительская) суббота — это день поминовения усопших, один из четырех общерусских календарных дней поминовения умерших. Она регулярно выпадает на субботу перед Троицей. Это особый день в церковном календаре, когда совершается всецерковное поминовение усопших.
История Троицкой субботы восходит к традиции встречи праздника Троицы (Пятидесятницы). Троицкая суббота представляет собой последний день церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой. Поэтому Православная церковь считает важным поминать перед днём Пресвятой Троицы всех от века усопших.
2 июня 2022 года. Вознесение Господне
Ежегодно на 40 день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе, весь православный мир отмечает один из двунадесятых праздников церковного года — Вознесение Господне.
Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества.
Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.
Читать подробнее на сайте Православие.ру
29 мая 2022 года. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
Шестое воскресенье после Пасхи – Неделя о слепом. Однажды Господь Иисус Христос увидел слепого, просящего милостыню. На вопрос учеников, предваривший исцеление, кто согрешил, он или его родители, Христос отвечал, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин.9,3-5). Сказав это, Господь сотворил брение, помазал им очи слепого и сказал ему: «Иди в Силоамскую купель, омой свои глаза и будешь здоровый».
Так и случилось. Исцеленный от слепоты, которая была у человека от рождения, стал свидетельствовать о Христе. Тогда первосвященники, старейшины иудейские стали пытать бывшего слепого, спрашивая у него: «кто», «как», «зачем», «почему», «а действительно ли ты был раньше слепой, а может, нет?»; подвергли допросу даже его родителей. И, получив убедительные ответы от самого слепорожденного и от его родителей, какой вывод сделали? «Не от Бога Этот Человек» (Ин.9,16), – сказали старейшины, указывая на Христа. Но прозревший возразил: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9,33). Законники окончательно были выведены из себя такими словами, и выгнали бывшего слепого вон. На вопрос Христа, верует ли он в Сына Божия, Которого видел и слышал, этот человек сказал: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9,38).
На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3,23), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.
22 мая 2022 года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
Со дня Светлого Христова Воскресения Святая Церковь в течение трех недель не может оторваться от событий, непосредственно связанных с Воскресением Господа Иисуса Христа.
Первая неделя проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая - в воспоминаниях о том, как уверовал святой Апостол Фома; третья - как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Воскресшего Христа жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа.
Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие недели в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения Христова. Это - чудеса исцеления расслабленного и слепорожденного и, как в настоящий воскресный день, обращения самарянки к вере в Господа Иисуса как Спасителя.
Какая же связь между Воскресением Христовым и этими событиями?
И в Воскресении, и в этих событиях действует Сила Божия.
И еще есть между ними другая, особенная связь. Рассмотрим ее ближе.
Воскресение Христово мы часто называем праздником Пасхи. А что значит слово - "пасха"? Это слово означает "переход". Христос Воскрес и перевел нас от смерти к жизни и от земли к небу. Так поется в 1-м ирмосе Пасхального канона: "...от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе..."
Пасха означает переход во многих смыслах: от смерти к жизни, от гибели к спасению, а также в земном смысле - от болезни к здравию. Последнее видно на примерах расслабленного и слепорожденного.
Тридцать восемь лет лежал человек и не мог встать, но, по слову Христову, встает, и ходит, и носит тяжести (Ин. 5, 1-15).
Всю жизнь, от рождения, другой человек не видел, но послушался Иисуса Христа как Сына Божия (Ин. 9, 1-38).
Остановимся на примере самарянки.
Переход от худшего к лучшему с нею совершается несколько раз.
Вот физический переход: она идет за водою из города, выходит из него и приходит к колодцу. Это святое место. Здесь - древний колодец, ему, когда происходили евангельские события, уже было около 2000 лет, его выкопал внук Авраама Иаков для своего сына Иосифа (Ин. 4, 5-6). Самарянка ходила к этому колодцу, вероятно, каждый день. Такая прогулка за водою отрывает человека от жизненной суеты, от ежедневных дел и располагает к тому, чтобы принять Божию мудрость. И однажды, когда она встретила у колодца Господа нашего Иисуса Христа, совершилось ее духовное перерождение, совершился великий переход от духовной тьмы к свету веры.
Христос говорит ей: "Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4, 10) - и потом: "...кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4, 14).
Самарянка получила живую воду Христову: она уверовала в Господа Иисуса Христа как Спасителя. По слову Христову она сама сделалась источником живой воды, потому что проповедовала Господа своим согражданам, и они пришли к Христу и уверовали в Него (Ин. 4, 29-30; 39-42).
Внутри этого, главного, перехода в жизни самарянки мы можем заметить еще два.
Это - нравственное изменение, очищение личной жизни. Когда самарянка попросила у Христа: "Господи, дай мне этой (т. е. живой) воды", Спаситель ответил ей: "Пойди, позови мужа твоего и прииди сюда", а самарянка возразила: "У меня нет мужа". Как видно из дальнейшего, самарянка схитрила. Она хотела утаить от Спасителя недостатки своей личной жизни.
Спаситель, вместо того чтобы ее упрекнуть, с искусством великого Педагога и Врача похвалил ее, сказав: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".
И тогда женщина, поняв, что ее жизнь открыта перед Господом, согласилась с Ним и сказала: "Господи! Вижу, что Ты пророк" (Ин. 4, 15-19).
Не будем сомневаться: согласие с Господом очищает, изменяет душу. Самарянка, произнеся слова согласия, становится другим человеком, очищается. У нее пробуждается духовный интерес. В его появлении и заключается еще один переход от худшего к лучшему. В результате самарянка немедленно задает Господу важный религиозный вопрос, занимавший, вероятно, не только ее, но и ее земляков. Она, сказав: "Господи! Вижу, что Ты пророк!", - продолжает: "Отцы наши покланялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме" (Ин. 4, 19-20). Христос Спаситель разъясняет самарянке, что Богу можно кланяться везде, и в то же время называет Бога Отцом. Он говорит: "Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и покланяющиеся Ему должны покланяться в духе и истине" (Ин. 4, 23-24).
В этих словах Спасителя мы можем увидеть также и иносказательное указание на тайну Пресвятой Троицы. Покланяться Отцу, то есть первому Лицу Святой Троицы, в Духе,то есть в третьем Лице Святой Троицы, и Истине, то есть во втором Лице Святой Троицы. Вспомним, что о Самом Себе Христос сказал: "Я есмь Истина" (Ин. 14, 6).
Итак, поклоняться Отцу в Духе и Истине - значит, войти в общение со всей Святой Троицей. Какое счастье так поклоняться Богу!
Повторяем, много спасительных переходов от худшего к лучшему испытала самарянка: переход пешеходный, когда она шла от дома к колодцу; переход от упрека к просьбе, чтобы Христос дал ей живую воду; переход от суеверия - будто Богу можно поклоняться только на определенной горе - к Истинной вере в Отца Небесного, Которому нужно поклоняться в Духе и Истине; переход от непросвещенного состояния к вере во Христа как Спасителя.
Поэтому вспоминаемое сегодня событие, именно беседа с самарянкой, является воспоминанием, уместным в Пасхальное время, когда мы празднуем переход от смерти - к жизни, от земли - к Небу, празднуем Воскресение Христово, Которому слава!
Аминь.
Митрополит Иоанн (Вендланд) 16 мая 1982 года
15 мая 2022 года. Архиерейское богослужение
15 мая в Борисо-Глебском соборе города Рязани ежегодно встречают престольный праздник – перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Это один из нескольких дней памяти святых братьев, когда верующие особо обращаются к ним, прося о молитвенной поддержке, покровительстве и заступлении. В этом году празднование памяти святых князей выпало на Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. Божественную литургию в соборе возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
Наставление после богослужения владыка посвятил событию, которое Церковь особым образом вспоминает в этот день. Владыка пояснил, в чем заключается значение исцеления расслабленного как знамения, знака для всех верующих, и обратил внимание на важные детали, о которых мы узнаем из повествования о произошедшем у Овчей купели:
– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слушали Евангелие, в котором повествуется об удивительном событии – исцелении человека, много лет пребывавшего в состоянии болезни. 38 лет лежал человек, будучи разбит тяжким недугом, и не получал никакой помощи. Очевидно, что он не был безгрешным – об этом нам повествует евангелист Иоанн. Когда Христос уже после исцеления встретил его, Он сказал: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
Что же может быть хуже, чем лежать в расслаблении, будучи не в состоянии встать с одра болезни. Почему же Господь не сразу его воздвигнул от болезни, почему не сразу пришла Божия помощь? Это место возле Иерусалимского храма было в каком-то смысле водным резервуаром, из которого вода почерпалась для нужд храма. И вот Христос, придя, увидел этого несчастного человека и спросил о причине его немощи. И тот отвечает – «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
Не имею человека... Действительно, удивительные слова, которые, наверное, может повторить почти каждый из нас: не имею человека, который смог бы быть хорошим помощником, протянуть руку помощи. Господь стал этим человеком, Он без всяких лишних движений одним Своим словом исцелил болящего человека.
Он не только исцелил его. Евангелист Иоанн, рассказывая об этом событии, дает нам понять – вот Человек, который в состоянии помочь каждому! У того несчастного не было человека, который помог бы ему, но и для него, и для всех нас Христос является Спасителем. Мы имеем этого Богочеловека, но ищем ли мы Его? Болящий 38 лет лежал на одре болезни и искал человека, а к нам рука помощи всегда протянута со стороны нашего Господа и Спасителя. Проблема в том, что мы имеем человека, но не хотим Его искать, взыскать, обрести, получить помощь от Него в тех наших бедах, трудностях и болезнях, с которыми все мы сталкиваемся. Мы ищем другого человека, увы. Кто-то надеется исключительно на себя и свои силы, здоровье, умения, кто-то надеется на средства цивилизации, кто-то – на своих друзей-покровителей. Но это не те люди! «Всяк человек ложь», было сказано еще в Псалтири. И любая надежда на человека, с маленькой буквы, это ложная надежда. Подлинная надежда может быть только на одного человека – Богочеловека, нашего Спасителя! Его искали многие люди, которые находились в тяжелых обстоятельствах, и они обретали помощь.
Воспримем же, дорогие братья и сестры, это знамение. Неслучайно в Евангелии от Иоанна все чудеса Христовы называются именно так – знамениями, то есть некими знаками, которые Господь нам являет, чтобы дать нам понимание определенной истины. И это и есть истина – искать Богочеловека. У нас есть Христос, наш Спаситель, и Он всегда готов прийти к нам помощь, вот только мы отвращаем Его своими грехами. Не просто так Господь, исцелив расслабленного, сказал ему – «больше не греши, да не случится с тобой чего худшего». Мы, люди верующие, часто повторяем: «С нами Бог». Да, с нами Бог, если мы верим во Христа, исполняем заповеди Божии, если мы принимаем участие в Святых Христовых Таинах, если жизнь наша соответствует принципам Евангелия. Но если мы произносим эти слова, но не живем Богом, не исполняем Его заповеди, то это ложная надежда! Почему мы должны считать, что с нами Бог, если не живем по заветам Спасителя?
Дай Бог, дорогие братья и сестры, всегда в жизни искать помощи прежде всего у Бога, нашего Спасителя, Человека, который явился болящему и лежащему много лет у Овчей купели и исцелил его. Он исцелит и поможет всем нам, если мы искренне, всем сердцем будем искать Его, как нашего Покровителя и Спасителя.
15 мая 2022 года. Престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида
15 мая 2022 года в Борисо-Глебском соборе города Рязани в очередной раз встречают престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Это один из нескольких дней памяти святых братьев, когда верующие особо обращаются к ним, прося о молитвенной поддержке, покровительстве и заступлении.
Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской православной церковью. В 2021 году отмечалось 1000-летие со дня причисления их к лику святых. Ежегодно 15 мая и 6 августа Православная Церковь чтит память князей Бориса и Глеба. Истории их жизни посвящены первые памятники древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. Образы святых запечатлены в русской иконографии, живописных полотнах. В их честь построены сотни храмов и монастырей.
Поскольку нам точно не известно, каким было богослужение на Руси в конце X – середине XI века, летописное сообщение под 1015 годом об убиении святого князя Бориса является ценным источником. Там сообщается, что страстотерпец пел накануне гибели заутреню, включавшую в себя Шестопсалмие и канон, то есть это была утреня по Студийскому уставу. А еще церковный праздник памяти святых Бориса и Глеба является одним из древнейших праздников русского происхождения: он установлен в 20-е годы XI века.
Страстотерпчество, по всей видимости, является преимущественно русским видом святости. Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа. То есть добродетель в данном случае состоит в принятии смертельных мук без личной злобы к собственным убийцам подобно тому, как в Евангелии от Луки распятый Христос говорит: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают…»
Читать подробнее о святых благоверных князьях-страстотерпцах Борисе и Глебе
15 мая 2022 года. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и что ни один человек не нашелся, кто бы ему помог... И то, что случилось с этим человеком, в данное время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге, найти Живого Бога, – потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и холоде, в одиночестве и ужасе.
Вторая черта сегодняшнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал, о чем-то мечтал, чего-то добивался и стоял рядом с другим человеком, который был в той же нужде, но дольше, в той же нужде, но больше, – кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону, и сказал: ты пройди первым, ты будь первая, я подожду... В ответ на такой поступок, Господь мог бы дать человеку (каждому из нас, если бы мы только сумели так поступить) такую душевную тишину, такой свет, который сделал быненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся.
И наконец, Христос говорит этому человеку: Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил... Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлениями; но в основе, грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности, целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком – цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь; Он нас предупредил о том, что то, чего мы не сделали кому бы то ни было из наших ближних, мы не сделали и Ему; и наоборот, если мы что-либо сделали для ближнего нашего, мы Ему это сделали, потому что когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любимый никогда этого не забудет.
Вдумаемся в то, что мы сейчас читали, в те намеки понимания, которые я пробовал довести до вашего сознания. Вот, доведите их до сознания, доведите до сердца, до воли, и пусть это все расцветет в живые, творческие поступки. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский 28 апреля 1991 г.
8 мая 2022 года. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.
По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.
Воскресение Христово видевше
К празднику Пасхи Рязанская епархиальная телестудия «Логосъ» и хоры Рязанской епархии подготовили для зрителей музыкальные поздравления. Предлагаем вашему вниманию песнопение «Воскресение Христово видевше» в исполнении хора Борисо-Глебского кафедрального собора Рязани.
1 мая 2022 года. Неделя 2-я по Пасхе Апостола Фомы
В эту неделю вспоминается явление Господа по воскресении апостолам и осязание язв Его апостолом Фомой. Явление воскресшего Господа апостолу Фоме и всем единонадесяти избрано в первый воскресный день по неделе Пасхальной, потому что обстоятельства этого явления служат непререкаемым доказательством воскресения Господа из гроба, «яко от чертога, с пречистою Его плотию.» Оно уверяет не только верующих и окрыленных радостью всех последователей Господа, а и самих неверующих язычников и врагов Христа Спасителя — иудеев, уверяет в том, что восставший силой Божества Своего из гроба, Иисус Христос, по воскресении имел не мнимую, или призрачную плоть, в форму которой облекаются иногда являющиеся нам бесплотные духи или святые братия небожители, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которой пригвожден был ко кре сту и на которой остались от того, даже и по воскресении, язвы.
Еще статьи...
- 26 апреля 2022 года. Архиерейское богослужение
- Пасхальное поздравление митрополита Рязанского и Михайловского Марка. Пасха 2022 год
- Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Пасха 2022 года
- 24 апреля 2022 года. Пасха. Светлое Христово Воскресение
Индекс: 390000,
город Рязань, ул. Сенная, д.32
Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73;
В храме: +7 (960) 567-76-53
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В праздничные, субботние и воскресные дни
храм открывается в 6.00
(начало ранней литургии в 6.30)
В простые дни
храм открывается в 7.00
(начало литургии в 8.00)
Как подать записку
дистанционно:
1. Имена о здравии и упокоении
прислать на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:
Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин
Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова
Иконная лавка работает:
с 8.00 до 18.00
перерыв на обед
с 12.00 до 13.00
Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:
8 (4912) 25-69-73
+7 (960) 567-76-53
Работа гуманитарного склада:
В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает