18 февраля 2018 года. Неделя Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

 

СИНАКСАРЬ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ, ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ

Стихи:
Пусть плачет горько с прародителями мир,
Как павший с ними, из-за сладкой пищи павшими.

 

В этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Итак, отцы, оставив повествования относительно случившегося в мире из-за этих страстей, как бесчисленные, представляют нам первозданного Адама, ясно показывая, насколько жестоко он пострадал оттого, что не постился, привнеся тем (смерть) в наше естество, и как он не сохранил первой святой Божией заповеди людям — о посте и, послушавшись чрева, а вернее, коварного змия через Еву, не только не стал богом, но и навлек смерть, и принес погибель всему роду (человеческому).

 

Это из-за (вкушения) пищи первым Адамом Господь постился сорок дней и был послушен (см. Флп. 2, 8); из-за Адама же святые апостолы задумали и эту Великую Четыредесятницу, чтобы мы, сохранив то, что он не сохранив, пострадал, потеряв бессмертие, снова приобрели (последнее) через пост.

 

Кроме того, как мы раньше говорили, намерение святых (отцов) — коротко изложить дела, совершенные Богом, от начала даже до конца. А поскольку причиной всех наших (бед) было преступление (заповеди) и падение Адама через вкушение, — по сей причине и предлагают сегодня творить память об этом, чтобы мы избежали сего, и особенно чтобы не подражали невоздержанию во всем.

 

В шестой день создан был Адам рукою Божией, будучи почтен и образом (Его) через вдуновение; и, получив заповедь, с этого времени до шестого часа жил в раю, а затем, преступив ее, был изгнан оттуда. Впрочем, иудей Филон считал, что Адам прожил в раю сто лет, другие же называют семь лет или дней, из-за значимости числа семь. А что в шестой час (Адам), протянув руки, коснулся (запретного) плода, — показал Новый Адам — Христос, в шестой час и день простерший руки на Кресте, исцеляя того от погибели.

 

(Адам) был создан между смертью и бессмертием, чтобы получить то, что сам выберет. Хотя возможно было Богу создать его и безгрешным, но чтобы было испытано и его собственное произволение, дается заповедь употреблять (в пищу) от всех деревьев, кроме одного, — это значит, разрешается помышлять о познании Божественной силы через все творения Божии, но только не о естестве Божием. Так и Григорий Богослов любомудрствует, что (другие) райские деревья — это божественные помыслы, а запрещенное дерево — созерцание. То есть, говорит он, Бог повелел Адаму интересоваться всеми остальными стихиями и качествами и умом размышлять (о них), равно и о своей природе, прославляя за это Бога, ибо это — истинная пища; однако о Боге: Кто же (Он) по естеству, и где (Он), и как привел все из небытия, — отнюдь не допытываться. Однако Адам, оставив всё другое, стал более и более выведывать о Боге и тщательно исследовать Его сущность. Поскольку был еще несовершенен и неразумен, как младенец, то и впал в это, когда сатана через Еву внушил ему мечту обожения.

 

А великий и божественный Златоуст, хотя и следуя Писанию, но вместе с тем не по букве, приписывает этому древу (познания) некую двойную силу и говорит, что рай был на земле, считая его вместе и духовным, и материальным, — как и Адам был между смертью и бессмертием.

 

Некоторые же думают, что древом преслушания была смоковница, так как (Адам и Ева), внезапно познав свою наготу, прикрылись, употребив ее листья. Потому Христос и проклял смоковницу, что она была причиной непослушания; она имеет даже и некое сходство с грехом. Прежде всего, — это сладость (плодов), затем жесткость листьев и прилепление клейким соком. Но есть и такие, которые неправильно помышляют, будто (запрещенное) дерево — соблазнение Адама Евою и познание (ее).

 

Итак, преступив заповедь Божию, Адам оделся в смертную плоть, был проклят и изгнан из рая; и повелено было, чтобы огненный меч охранял его вход. Адам же, сидя напротив (рая), плакал (о том), скольких благ лишился из-за того, что не постился в свое время. И в его лице весь человеческий род подвергся проклятию, пока Создатель наш, пожалев наше естество, погубленное сатаною, не возвел нас снова в первозданное достоинство, родившись от Святой Девы и безгрешно пожив, показав нам путь через противоположное тому (что сделал Адам), то есть пост и смирение, и победив прельстившего нас хитростью.

 

Итак, богоносные отцы, желая все это представить в целой Триоди, вначале предлагают ветхозаветные (события); первое из них — сотворение Адама и изгнание из рая, память которого сегодня совершаем, также чтения и из других (книг Библии): Моисеевых, пророческих и более всего Давидовых, прибавляя при этом нечто и по благодати. Затем, по порядку, следуют и (события) Нового Завета, из которых первое — Благовещение, по неизреченному Божию Промышлению всегда приходящееся на Четыредесятницу; воскрешение Лазаря и цветоносная (Неделя), святая Великая седмица, когда прочитываются священные Евангелия и со умилением воспеваются сами святые и спасительные Страсти Христовы. Потом, в период от Воскресения до Сошествия Святого Духа, прочитываются Деяния (апостолов): как происходила (их) проповедь и призвала всех уверовавших, — ибо Деяния чудесами свидетельствуют о Воскресении.

 

Итак, поскольку мы столь сильно пострадали из-за того, что Адам однажды не сохранил поста, то предлагается воспоминание об этом теперь, на пороге святой Четыредесятницы, чтобы, памятуя, какое зло принесло невоздержание, мы постарались с радостью начать пост и соблюдать его. Потому что через пост мы получим то, чего не достиг Адам [то есть обожения], плача, постясь и смиряясь, пока не посетит нас Бог, — ведь без этого трудно получить то, что потеряли.

 

Да будет же известно, что сия святая и Великая Четыредесятница — десятина от всего года. Поскольку мы по лености не хотим постоянно поститься и избегать зла, то апостолы и божественные отцы дали ее нам как некое плодоносное для души время, чтобы всё, сколько за весь год мы сделали безрассудного, теперь очистить сокрушением и смирением в посте. И эту (Четыредесятницу) мы должны тщательно соблюдать, как, впрочем, и другие три (поста), то есть святых апостолов, Богородицы (Успенский) и Рождества Христова, — соответственно четырем временам года. Четыредесятницу же передали (нам) святые апостолы, почтив ее особо из-за святых Страстей и из-за того, что Христос постился (40 дней) и прославился; и Моисей 40 дней постился, чтобы принять закон; также и Илия, и Даниил, и все, которые прославлены у Бога. И Адам доказывает от противного, что пост — это благо. По этой причине Адамово изгнание и помещено здесь святыми отцами.

 

Христе Боже наш, по несказанному милосердию Твоему сподоби нас райской сладости и помилуй, ибо Ты один Человеколюбец. Аминь.

 

Источник: http://www.pravoslavie.ru/2139.html

17 февраля 2018 года. Архиерейское богослужение

 

17 февраля 2018 года, накануне Недели сыропустной, Прощеного воскресенья, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил вечернее богослужение в Борисо-Глебском соборе города Рязани.

 

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

15 февраля 2018 года. Сретение Господне

 

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

 

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).

 

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова , "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).

 

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

 

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

 

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

 

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

 

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная".

 

Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

Воскресная школа продолжает свою работу

 

Первый месяц нового 2018 года оставил для учащихся воскресной школы много ярких, радостных впечатлений и событий. Дети ходили на Епархиальную ёлку в г. Рязани. При соборе Бориса и Глеба для родителей и прихожан был организован и проведен концерт посвященный празднику Рождества Христова. 21 января мы посетили музейную фабрику пастилы в Коломне и дегустировали кондитерские изделия. Дети побывали в мастерской, хранилище, жилых комнатах музея, где ведется активная работа по реконструкции вкусов кондитерских изделий Чуприковых. 28 января для учащихся воскресной школы была проведена Рождественская викторина. Дети решали сканворды, отвечали на вопросы и получали призы.

 

В феврале нас ждет масленичная неделя. Сам праздник будет организован 18 февраля в воскресенье. На улице, после поздней литургии, будут игры и веселые развлечения. А потом для детей и родителей будут организованны блины. Впереди Великий пост, за время которого надо подготовиться к Пасхе. 15 апреля дети воскресной школы покажут всем прихожанам праздничный концерт. Мы пригласим своих друзей и знакомых, которые тоже порадуют прихожан и гостей своими праздничными номерами. Мы всех приглашаем принять участие в нашем концерте!

 

Ну а сейчас мы просто учимся, общаемся и мастерим.

21 января 2018 года. Поездка Воскресной школы в Коломну

 

Родители, ученики и преподаватели воскресной школы Собора Бориса и Глеба 21 января совершили увлекательную поездку в музей фабрику пастилы в городе Коломне. Это поездка – Рождественский подарок детям от Борисо-Глебского собора и родителей. Музей-фабрика расположена в комплексе пастильной фабрики купцов Чуприковых на Полянской улице в собственном доме. По семейному преданию Чуприковы стали выделывать пастилу еще в начале ХVIII веке при Петре Пером.

 

Ранним утром, после молебна, на комфортабельном автобусе мы отправились в Коломну. Нас встретили очень тепло и радушно, в живом театрализованном формате была воссоздана атмосфера ушедшей эпохи. Все присутствующие с интересом слушали историю о конфетах, пастиле, и узнали, что конфеты не совсем правильно называть, а правильно "конфекты". Название произошло от латинского слова "конфектум"-приготовление.


Нас сводили в "яблочное хранилище", рассказали, какие сорта яблок используют для пастилы. Затем мы сами поучаствовали в изготовлении "пастильных конфект ". Мы очень довольны поездкой, как будто побывали в другой эпохе. Дети и родители, преподаватели захотели еще раз вернутся в этот замечательный, гостеприимный дом Чуприковых.

 

Смотреть фотографии

19 января 2018 года. Праздничное богослужение

 

19 января 2018 года в Борисо-Глебском соборе состоялось праздничное богослужение. Епархиальный фотограф Анна Александрова побывала на нём и подготовила фоторепортаж.

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

19 января 2018 года. Крещение Господне

 

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день мы вспоминаем евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

 

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

 

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

 

14 января 2018 года. Праздник в Воскресной школе Борисо-Глебского собора


 

«Рождество Христово – один из наших любимых праздников», — говорят и родители, и дети, посещающие Воскресную школу Собора Бориса и Глеба.

 

Рождество – радостный и чудесный праздник — ведь в Святую Рождественскую ночь Сам Господь приходит в наш мир! Совершается Великое Чудо! Особенно же наступления Рождества ждут не дождутся дети. Они мечтают о том, как его встретят, как будут праздновать и какие подарки подарят родителям и прихожанам.

 

14 января 2018 года в Соборе Бориса и Глеба был праздник, посвященный этому великому празднику. На улице, во дворе храма, учащиеся и родители показали рождественский спектакль. Спектакль прошел весело, зрители громко хлопали и кричали: «Молодцы!». На спектакль приходил батюшка, который сказал очень хорошие и добрые слова. Он поздравил всех с Рождеством. После спектакля был сладкий стол, а потом Дед Мороз и Снегурочка раздавали подарки.

 

Но на этом праздник еще не закончился. В этот прекрасный, солнечный день все дети и родители на улице играли. Дед Мороз не скупился на развлечения и подарки. Дети прыгали в мешках, перетягивали канат, играли в снежки. Все радовались и желали друг другу самого лучшего...

 

Смотреть фотографии с праздника

8 января 2018 года. Архиерейское богослужение

 

В первый день попразднства Рождества Христова, 8 января, митрополит Марк возглавил Божественную литургию в Борисо-Глебском соборе Рязани. Нынешняя зима, богатая на климатические сюрпризы, преподнесла людям подарок – погожий солнечный день, так отвечавший радости и свету, которые пришли в мир с Рождением Христа Спасителя.

 

«Бывает, солнце сияет в морозные дни, как, например, сегодня, – отметил митрополит Марк в наставлении после службы. - Мы видим лучи солнца, которые пробиваются сквозь окна храма и освещают все его внутреннее пространство. Правда, зимнее солнце, как говорят, светит, но не греет, не дает нам тепла. Солнце праведности, Христос, не только освещает нам путь к правде, к вечной жизни, но и согревает наши сердца, дает столь необходимое нам тепло! Именно этим теплом согревались апостолы, которые шли во все страны земли, чтобы проповедовать воплощенного Христа Бога. Именно этим теплом согревались преподобные, которые подвизались в северных странах, мученики, которых истязали за имя Христово. Это тепло согревает наши сердца и сейчас, вне зависимости от времени года».

 

Владыка поздравил всех верующих с Рождеством Христовым и пожелал, чтобы тепло, о котором он говорил в наставлении, согревало бы всех и наполняло неизреченной радостью сердце каждого человека, щедро изливаясь на всех окружающих. Так, чтобы и они, «восприняв тепло Солнца праведности, последовали бы за этим Солнцем, открыли бы Ему свою душу, свое сердце для Его согревающего и просвещающего действия!»

 

Каждый после праздничной службы получил в подарок от владыки шоколад. А у стен собора людей уже ждал горячий самовар и выпечка.

Пресс-служба Рязанской епархии

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

При подготовке к Таинству Крещения взрослые, дети сознательного возраста и восприемники малолетних детей (крестные родители) должны посетить огласительную беседу.

 

Огласительные беседы проводятся в крестильном храме:

Суббота – 15.30

Воскресенье – 15.30 

 

Читать подробнее об огласительных беседах

 

Таинство крещения
совершается:

Вторник, Среда и Четверг:

в 10.00.

Пятница, Суббота и Воскресенье:

в 10.00 и в 17.00.

Понедельник:

выходной.

Необходимо придти на 10–15 минут раньше для регистрации. 

 

Можно предварительно записаться по телефону:

(4912) 25-54-20 

с 10:00 до 13:00

кроме понедельника