17 апреля 2017 года. Архиерейское богослужение

 

17 апреля 2017 года рано утром в Борисо-Глебский собор города Рязани пришли курсанты и преподаватели Рязанского десантного училища. Все они перед началом учебного дня собрались в Дом Божий, чтобы помолиться за праздничной Божественной литургией, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. За богослужением к празднику Святой Пасхи клирик Борисо-Глебского собора священник Виталий Рыбаков был удостоен сана протоиерея. Еще один клирик собора, иерей Сергий Давыдов, был удостоен архиерейской награды — права ношения золотого наперсного креста.

 

Читать подробнее и смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви


 

«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»

(Тит. 2:11)

 

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

 

В ночь, пронизанную Божественным светом, исполненную великого торжества и духовной радости о Владыке мира, победившем смерть, обращаю ко всем вам древний возглас, непоколебимо свидетельствующий о нашем неизменном уповании:

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

Постичь хоть в малой мере то, что произошло почти две тысячи лет назад в лоне светозарного гроба Господня, желали многие поколения святых мужей и жен. Они стремились сделать доступным нам, насколько это возможно для ограниченного человеческого разума, ведение сей дивной тайны, совершившейся в погребальной пещере близ старых стен Иерусалима. Искали образы, которые бы приблизили нас к осознанию поистине кардинального изменения, произведенного Богом в ту ночь со всем мирозданием.

 

Святитель Иоанн Златоуст так пишет об этом событии: «День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа — основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола» (Слово на Святую Пасху).

 

В свете сказанного особым смыслом наполняются для нас слова первоверховного Павла, уподобляющего восстание Спасителя от гроба новому творению мира и созиданию нового человечества. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17), — читаем мы в апостольском послании к коринфянам.

 

Воскресение Господа Иисуса — главное содержание христианского послания миру. Только благодаря Голгофской жертве, неразрывно соединенной со славным Воскресением, обретают смысл и ценность все человеческие дерзания, направленные к Источнику всякого блага. Жертва Христова стала ответом на предпринимавшиеся людьми разных культур и традиций попытки поиска Живого Бога, ибо, по слову Священного Писания, Господь «нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий праведно угоден Ему» (Деян. 10:34-35), и Он хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Эти напряженные усилия воплощали в себе чаяния и надежды миллионов людей, в разные времена тщетно искавших возможность преодолеть свое плачевное состояние и обрести подлинную «жизнь и жизнь с избытком» (Ин. 10:10).

 

Совершилось предначертанное от века. Отныне смерть не имеет более такой власти над человеком — и теперь как «в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Потому Пасха и является важнейшим христианским праздником, что униженный и истерзанный Иисус из Назарета, осиянный Божественной славой, «воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых: <...> да будет Сам вся, во всех первенствуяй» (анафора Литургии Василия Великого).

 

Сегодня Христос вновь зовет всех нас на пир веры, пир Царствия, призывает вкусить от плодов Его искупительной жертвы, напиться воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Однако наше единство с Господом не может ограничиваться лишь участием в богослужении или личным молитвенным усердием. Оно должно в полной мере отразиться на всех сторонах нашей жизни. Мы не можем пребывать в беззаботном праздновании, зная, что рядом есть люди, не обретшие радости жизни в Боге, страдающие, скорбящие, одинокие, обездоленные или мучимые болезнями. Нашей святой обязанностью является забота о том, чтобы имя Христово восхвалялось повсюду, дабы люди, видя добрые дела, совершаемые во славу Божию, приобщались к вере православной, обращали сердца свои к Отцу, Который на небесах.

 

К сожалению, злая человеческая воля и диавольский соблазн все еще действуют в мире. Но унынию не должно быть места в нашей душе, ибо несмотря на все беды, катаклизмы, конфликты и противоречия, мы знаем, что Господь победил мир (Ин. 16:33), восторжествовал над грехом и смертью. И потому мы имеем возможность свидетельствовать словом и делом о благодати, подаваемой нам через общение со Спасителем, благодаря пребыванию в Его Церкви. Будем же усердны в исполнении евангельских заповедей, дабы и ближние, и дальние, следуя нашему примеру, возжелали приобщиться к торжеству веры и богатству благодати, ниспосылаемой от Бога на всех верных чад Его.

 

Паки поздравляю всех вас с величайшим праздником Пасхи, праздником Воскресения «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:5-6).

 

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Москва, Пасха Христова, 2017 год

Символическое значение колокольного звона

 


 

10 апреля 2017 года. Автор: Белошенков Д.С.

 

Колокольный звон регламентируется установленными канонами и имеет особое символическое значение.

 

Архангельские трубы, воспевающие Славу Господню и побуждающие к непрестанному бодрствованию – вот главный символ колокольного звона.

 

Именно он приходит на ум, когда слышишь один из древнейших звонов – благовест. Так и кажется, что поет колокол: «В храм, в храм, в храм», мерными ударами чеканя каждый шаг идущих в храм православных христиан.

 

Кстати, в зависимости от праздника, благовест исполняется при помощи разных колоколов. Чем больше праздник – тем больше колокол, используемый для благовеста.

 

За благовестом следует трезвон, музыка которого выражает собой особый радостный настрой, славщий Бога. Вот здесь звонарь может показать свое искусство во всей красе! Кстати, трезвон без больших колоколов называется «красным».

 

Существует еще и такой вид звона, как двузвон. Это небольшие краткие трезвоны разделенные паузой. Его можно услышать во время перехода от вечерни к утрени. В духовном смысле этот звон символизирует переход от Ветхого Завета к Новому, к истории пришествия в мир Иисуса Христа.

 

А еще бывает звон на полиелей. Это радостный трезвон, который звучит во время особой части богослужения, центральным событием которого является чтение Евангелия. Именно радостью Благой Вести наполнена музыка полиелейного трезвона.

 

Есть несколько особых дней в году, когда звучит погребальный звон: при выносе Креста Господня, Плащаницы Иисуса Христа или Плащаницы Пресвятой Богородицы. Звон начинается с перезвона, поочередного удара во все колокола от большого колокола к малому. Связан подобный вид ударов в колокола с напоминанием о том, что Спаситель снизшел на грешную землю ради нашего спасения с Божественной высоты и принял на себя образ раба.  

 

А при погребении православных христиан удары в колокол производятся от малого колокола к большому. Удар в самый малый символизирует рождение младенца, дальнейшая поступь ударов означает весь земной путь человека до старости. В заключение звучит удар во все колокола одновременно, что означает переход в жизнь вечную. Погребальный звон всегда заканчивается трезвоном, как символом победы Спасителя над смертью и веры в будущее воскресение.

 

Календарь Страстной седмицы


 

Великий Понедельник (10 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).


Великий Вторник (11 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).


Великая Среда (12 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16). Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).


Великий Четверг (13 апреля). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин. Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий». Патриарх совершает освящение мира.


Великая Пятница (14 апреля). Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского. День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы). Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения). Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня совершается Чин выноса Плащаницы.
Вечером совершается Чин Погребения.


Великая Суббота (15 апреля). Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

9 апреля 2017 года. Вход Господень в Иерусалим

 

Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

 

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

 

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

 

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

 

Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):

«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.

Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий

Красуйся и радуйся Церкве Божия:

се бо Царь твой прииде в правде,

на жребяти седя, от детей воспеваемый:

осанна в вышних!

 

Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

 

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

7 апреля 2017 года. Благовещение Пресвятой Богородицы

 

Благовещение Пресвятой Богородицы — в этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего.

 

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

 

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

 

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

2 апреля 2017 года. Неделя 5-я Великого Поста. Преподобной Марии Египетской

 

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и, для ободрения духовно труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

26 марта 2017 года. Пассия в Борисо-Глебском соборе

 

26 марта вечером митрополит Марк в Борисо-Глебском соборе города Рязани совершил Пассию – Последование Святых и спасительных Страстей Христовых. Первоначально Пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно.

 

Во время совершения Пассии вспоминаются страдания Христа, которые Он претерпел ради спасения людей. Каждый христианин знает о том, какой ценой Спаситель дал верующим в Него возможность этого спасения, но нередко у человека возникает в душе какое-то равнодушие, неспособность в полной мере осознать значение крестной жертвы Христовой. А Пассия приближает сердце и ум молящихся к тем евангельским событиям.

 

Читать подробнее и смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

26 марта 2017 года. Неделя 4-я Великого Поста. Преподобного Иоанна Лествичника

 

В богослужении этой Недели Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века, преподобного Иоанна Лествичника, который с 17 лет подвизался на Синайской горе. В своем творении «Лествица рая» он изобразил путь духовного совершенст­вования в виде лестницы из 30 ступеней делания добродетелей. В песнопениях четвертой Недели Церковь ободряет постящихся тем, что они уже прошли половину поста, и побуждает их к неослабной богоугодной жизни.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

При подготовке к Таинству Крещения взрослые, дети сознательного возраста и восприемники малолетних детей (крестные родители) должны посетить огласительную беседу.

 

Огласительные беседы проводятся в крестильном храме:

Суббота – 15.30

Воскресенье – 15.30 

 

Читать подробнее об огласительных беседах

 

Таинство крещения
совершается:

Вторник, Среда и Четверг:

в 10.00.

Пятница, Суббота и Воскресенье:

в 10.00 и в 17.00.

Понедельник:

выходной.

Необходимо придти на 10–15 минут раньше для регистрации. 

 

Можно предварительно записаться по телефону:

(4912) 25-54-20 

с 10:00 до 13:00

кроме понедельника