19 января 2015 года. Крещение Господне

 

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

 

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений...

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.


Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

 

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

 

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни.

 

Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

 

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

 

Митрополит Сурожский Антоний. 19 января 1973 года

 

Читать о празднике на сайте Православие.ру

Крещенский сочельник. Слово Архипастыря

 

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк - о традициях дня перед Крещением, о том, как празднуют сочельник на реке Иордан, а также об освящении всего водного естества.

13 января 2019 года. Рождественский праздник

 

 

13 января 2019 года, после поздней Литургии, в Воскресных группах при Борисо-Глебском соборе, прошел Рождественский праздник. Перед началом с приветственным словом и благословением выступил ключарь собора, протоиерей Георгий Аверин. Посмотреть праздник собрались не только родные учащихся и их педагоги, но и многие прихожане.


Празднование началось во дворе собора, детишки спели рождественские песни, родители тоже не скучали, и всех поздравили, спев колядки. Дед Мороз со Снегурочкой и ребятками поводили хоровод и поиграли в подвижные игры. Для прихожан было организовано чаепитие на улице со сладостями.


Вторая часть праздника прошла в помещении церковного дома. Была разыграна небольшая сценка. Старшие воспитанники исполнили авторские и народные песни, также звучала классическая музыка и трогательные стихи. Руководителем Воскресных групп, Еленой Евгеньевной, была организована ярмарка для детей. Начиная с октября, дети зарабатывали снежарики: рисовали рисунки, делали поделки, а на Рождественской ярмарке могли поменять свои снежарики на полезные вещички.


По окончании праздника все дети получили сладкие подарки. По доброй традиции праздник закончился дружным чаепитием.

8 января 2019 года. Архиерейское богослужение

 

8 января 2019 года, во второй день праздника Рождества Христова, митрополит Марк совершил Божественную литургию в Борисо-Глебском соборе Рязани. За богослужением среди верующих молились курсанты Рязанского десантного училища.

 

В наставлении после литургии владыка говорил о Царстве Небесном – новой реальности, которая пришла в мир с Рождением Спасителя:

 

– Две тысячи лет назад, дорогие братья и сестры, в жизнь нашего земного мира вошла новая реальность. Спаситель назвал ее Царством Небесным. И на самом деле это царство не от мира сего. Оно не вступает в противоречие с миром земным и его государствами. Не случайно Сам Спаситель, когда родился в этом мире, вместе со Своими родителями стал участником переписи. И Христос был гражданином Своего земного отечества.

Тем не менее, мир земной с его царствами стал воспринимать Небесное Царство Родившегося Христа как угрозу для своей власти и могущества. Евангелие повествует нам о том, как царь Ирод, услышав, что в его владениях родился царь Иудейский, тут же пришел в смущение. Жестокий и властолюбивый правитель принял решение истребить конкурента, а потому своим приказом велел убить младенцев, одним из которых бы быть Христос.

Вот так Царь Небесный, который пришел к людям, чтоб принести мир, благоволение и любовь, с самого начала Своей жизни на земле оказался странником и был вынужден бежать от Своего отечества и народа.

С тех пор прошло две тысячи лет. Поменялись государства, исчезли царства и целые империи, появились республики. Однако суть вещей остается той же самой. В последнее столетие и даже десятилетие мы видим, как нередко христиане подвергаются гонениям и притеснениям. Церковь воспринимается некоторыми людьми как нечто, подрывающее устои обществ и государств. При этом сама Церковь постоянно говорит о том, что не является политической силой.

Почему же мы видим порой враждебное отношение к Церкви, христианству? Да потому что Церковь утверждает ценности, которые идут вразрез с целями и идеями, вожделенными для многих людей. Господь, родившись в убогой пещере, показал, что Его Царство не от мира сего, что Он не намерен стремиться ни к славе, ни к почету, ни к власти, ни к земному могуществу. Царство Христово не от мира сего, и порой оно изгоняется людьми из их душ, потому что мешает им жить животной жизнью.

Но это царство несет мир, благоволение и радость всем людям, которые становятся его участниками, еще находясь на земле, будучи гражданами своих стран и государств. Это Царство несет просвещение, мир, благословение! И дай Бог, чтобы мы, дорогие братья и сестры, были бы верными наследниками этого Небесного Царства, этой новой реальности, которая появилась с рождением в мир Христа Спасителя.

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! Благословение Родившегося Спасителя да пребывает со всеми нами!

 

***

 

После службы владыке Марку от Рязанского десантного училища был преподнесен подарок – книга, изданная к 100-летию учебного заведения. Владыка, в свою очередь, поздравил всех собравшихся и напомнил, что каждого ждет небольшой подарок – шоколадка. «Чтобы жизнь была не только с привкусом терпения, горечи, но и сладости – как предвкушение сладости Царства Небесного!» - сказал архипастырь, приглашая всех за гостинцами.

 

Пресс-служба Рязанской епархии

25 декабря / 7 января 2019 года. Рождество Христово

 

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

Подробнее...

26 декабря 2018 года. Рождественские подарки для Рязанского Дома малютки

 

Рождество – радостный и чудесный праздник — ведь в Святую рождественскую ночь Сам Господь приходит в наш мир! Совершается Великое Чудо! Особенно же наступления Рождества ждут — не дождутся дети. Они начинают ждать этот праздник заранее. Они мечтают о том, как его встретят, как будем праздновать и какие подарки подарим друг другу и получат сами. Весь педагогический состав воскресной школы активно работал и готовился к празднику, все в эти светлые дни были окутаны особым радостным волнением. В классе воскресной школы царила атмосфера праздника и веселья, наши дети украшали елку игрушками, которые изготовили сами.

 

Чтобы праздник получился значимый не только для детей, но для прихожан, дети и родители три месяца делали подарки, сувениры, открытки. 23 декабря в Соборе состоялась первая ярмарка Рождественских сувениров, сделанных руками воспитанников воскресной школы. Эта ярмарка еще два воскресения будет проходить в стенах Собора. Все могут посмотреть и порадоваться открыткам и сувенирам, которые дети с такой любовью подготовили для Вас.

 

Но среди всего многообразия дел, мы не забыли о главном – благотворительность в Рождество. Ведь мы часто думаем, что наших детей волнуют только материальные ценности, что они не умеют думать ни о ком, кроме себя... А наши дети и родители, по примеру Московского патриарха и всея Руси Кирилла, который в канун Рождества призывает почтить чудо рождения Иисуса Христа добрыми делами, не забыли о людях, которым нужна помощь. Собрав подарки, игрушки и книги для детей, оставшихся без попечения родителей от рождения и до трех лет, мы совместно с протоиереем Георгием Авериным посетили Рязанский Дом малютки. С какой теплотой и нежностью встретили нас малыши. Сколько радости было в их глазах...

 

13 января 2019 года всех прихожан ждем на праздничный концерт, который состоится после службы, около храма.

19 декабря 2018 года. Память святителя Николая Чудотворца

 

19 декабря христиане отмечают день памяти Николая Чудотворца («Никола зимний») — одного из самых почитаемых на Руси святых.

 

Святитель Николай считается покровителем мореплавателей, купцов и детей. Однако к нему обращаются с житейскими проблемами абсолютно все: считается, что Николай Угодник является самым скорым помощником, источником духовной поддержки, заступником и спасителем от несправедливости и напрасной смерти. Чудеса Николай совершал как при жизни, так и после смерти.

 

Тонки снежные блёстки
Ангелы сеют с небес.
В инее белом берёзки,
Сгрудились кучкой невест.
Всюду узоры в оконцах,
Весел и праздничен день,
Зимний Никола под солнцем
Льёт колокольную звень.
Возле церковной ограды
Много нарядных старух.
Крестятся — празднику рады,
Глянешь — заходится дух.
Значит, ещё не померкли
Радость людская и грусть,
Если толпится у церкви
Наша исконная Русь.


Вл. КОРНИЛОВ

 

Источник: http://www.pravpiter.ru/pver/n024/ta011.htm

4 декабря 2018 года. Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

В истории спасения людей всё уникально и неповторимо. Вот, например, давайте вспомним из Евангелия. Безмужное зачатие Христа и Его девственное рождение, явление Бога Троицы при Крещении Спасителя и Его просияние Божественным светом на горе Фавор, трехдневное Воскресение и Вознесение Господа — всё это события, совершившиеся лишь однажды в истории и больше не повторявшиеся. Эти события легли в основу церковных праздников. И жизнь Пресвятой Богородицы, Послужившей тайне спасения человечества, также имеет уникальные и неповторимые события. 

 

Введение Пресвятой Девы во Святое святых Иерусалимского ветхозаветного храма — событие исключительное, незаурядное. Совсем маленькая, трехлетняя Дева Мария вводится во Святое святых, потому что Она Сама устрояется Богом как Святое Святых. Она — самый святой человек из всего рода людского, и только Она сподобилась стать Храмом Вселившегося в Нее Бога.

 

Первосвященник, принявший маленькую Деву Марию и позволивший войти во Святое святых, в данном случае был движим не какими-то человеческими чувствами, а особым действием Божиим. Он совершает поступок, который никак не мог совершить по человеческим факторам, ведь ему запрещалось допускать хоть кого-либо во Святое святых. Но так как эта маленькая Девочка оказалась самым чистым в мире человеком, всецело посвятившим Себя Богу, то и совершившееся в храме подчинялось не чьим-то расчётам, а Богу. То есть Введение Божией Матери во Святое святых — особое, промыслительное действие Божие.

Наше время слишком рационалистично. Многое подвергается критике и сомнению. Введение Девы в трехлетнем возрасте кажется несостоятельным ввиду того, что это не укладывается в рамки научных представлений.

 

Если исходить из обычной человеческой истории, то да, это нелогично, ведь во Святое святых входил лишь первосвященник, и то однажды в год. Но Евангелие и вообще вся история христианства свидетельствует о таком феномене как чудо. Чудо — это особое действие Божие, которое никак не соответствует привычным для нас законам жизни. Вот почему исцеляются безнадежно больные, разрешаются безвыходные жизненные ситуации после искренней и усердной молитвы — потому что действует Бог. Неужели мы думаем, что Бог, Соделавший Пресвятую Деву живым храмом Божиим, приготовивший Ее стать Матерью Творца неба и земли, не смог бы совершить такого действия, как Введение во храм Пресвятой Девы? Сколько чудес совершено в евангельской истории, чудес, явно противоречащих желаниям и традициям иудеев, а мы думаем, что чудеса, связанные с Божией Матерью, не должны противоречить древнеиудейской храмовой традиции.

 

Древнее предание о событии введения запечатлено в апокрифическом Протоевангелии Иакова, записанном во II веке по Р.Х. То есть христиане первых веков прекрасно знали об этом событии. Апокрифы не были приняты в канон Священных книг, но и в них отчасти запечатлелось истинное церковное предание. В апокрифах сохранилось многое, что касается именно Божией Матери. А включение Церковью события Введения в круг главных праздников года показывает, что Церковь, движимая Духом Святым, доверяет этому событию как реальному факту в истории спасения человечества. Голый рассудок, на который опирается ученый, часто подводит его, и потому в науке зачастую версии сменяют друг друга. Это взгляд отстраненный, внешний и потому чужой, посторонний для Церкви. Если мы верим, что Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15), что в ней живет Святой Дух, Который «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16: 13), то должны принимать свидетельство Церкви о событиях, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, как истину.

 

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии

Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/75628.htm

25 ноября 2018 года.Еще один месяц Воскресной школы

 

 

Вот и закончился еще один плодотворный месяц работы в Воскресной школе. На протяжении месяца дети и родители изучали житие Иоанна Кронштадтского и изучали историю иконы Казанской Божией Матери. Казанская икона Божьей Матери – чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской Церкви. На занятиях по Литургике родители проходили символику Православного храма и священные предметы, употребляемые при Богослужении. А дети разговаривали со священником о молитве, о грехе, о Пресвятой Троице, о святых иконах.

Дети и родители на занятиях по рукоделию изготавливали поделки, игрушки и сувениры к Рождественской ярмарке, которая состоится 23 декабря 2018 года и 6 января 2019 года.

По сложившейся традиции в последнее воскресенье месяца мы все вместе с краеведом И.Н. Канаевым прошли по улицам города и узнали много интересного.

25 октября дети участвовали в викторине. Отличившиеся были награждены призами, а остальные получили шоколадки.

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

При подготовке к Таинству Крещения взрослые, дети сознательного возраста и восприемники малолетних детей (крестные родители) должны посетить огласительную беседу.

 

Огласительные беседы проводятся в крестильном храме:

Суббота – 15.30

Воскресенье – 12.30 

 

Читать подробнее об огласительных беседах

 

Таинство крещения
совершается:

Вторник, Среда и Четверг:

в 10.00.

Пятница, Суббота и Воскресенье:

в 10.00 и в 17.00.

Понедельник:

выходной.

Необходимо придти на 10–15 минут раньше для регистрации. 

 

Огласительные беседы перед Таинством Венчания проводятся
по субботам в 15:00

 

Можно предварительно записаться по телефону:

(4912) 25-54-20 

с 10:00 до 13:00

кроме понедельника