15 мая 2022 года. Престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида

 

15 мая 2022 года в Борисо-Глебском соборе города Рязани в очередной раз встречают престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Это один из нескольких дней памяти святых братьев, когда верующие особо обращаются к ним, прося о молитвенной поддержке, покровительстве и заступлении.

 

Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской православной церковью. В 2021 году отмечалось 1000-летие со дня причисления их к лику святых. Ежегодно 15 мая и 6 августа Православная Церковь чтит память князей Бориса и Глеба. Истории их жизни посвящены первые памятники древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. Образы святых запечатлены в русской иконографии, живописных полотнах. В их честь построены сотни храмов и монастырей.

 

Поскольку нам точно не известно, каким было богослужение на Руси в конце X – середине XI века, летописное сообщение под 1015 годом об убиении святого князя Бориса является ценным источником. Там сообщается, что страстотерпец пел накануне гибели заутреню, включавшую в себя Шестопсалмие и канон, то есть это была утреня по Студийскому уставу. А еще церковный праздник памяти святых Бориса и Глеба является одним из древнейших праздников русского происхождения: он установлен в 20-е годы XI века.

 

Страстотерпчество, по всей видимости, является преимущественно русским видом святости. Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа. То есть добродетель в данном случае состоит в принятии смертельных мук без личной злобы к собственным убийцам подобно тому, как в Евангелии от Луки распятый Христос говорит: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают…»

 

Читать подробнее о святых благоверных князьях-страстотерпцах Борисе и Глебе

15 мая 2022 года. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном


 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и что ни один человек не нашелся, кто бы ему помог... И то, что случилось с этим человеком, в данное время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге, найти Живого Бога, – потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и холоде, в одиночестве и ужасе.

 

Вторая черта сегодняшнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал, о чем-то мечтал, чего-то добивался и стоял рядом с другим человеком, который был в той же нужде, но дольше, в той же нужде, но больше, – кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону, и сказал: ты пройди первым, ты будь первая, я подожду... В ответ на такой поступок, Господь мог бы дать человеку (каждому из нас, если бы мы только сумели так поступить) такую душевную тишину, такой свет, который сделал быненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся.

 

И наконец, Христос говорит этому человеку: Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил... Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлениями; но в основе, грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности, целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком – цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь; Он нас предупредил о том, что то, чего мы не сделали кому бы то ни было из наших ближних, мы не сделали и Ему; и наоборот, если мы что-либо сделали для ближнего нашего, мы Ему это сделали, потому что когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любимый никогда этого не забудет.

 

Вдумаемся в то, что мы сейчас читали, в те намеки понимания, которые я пробовал довести до вашего сознания. Вот, доведите их до сознания, доведите до сердца, до воли, и пусть это все расцветет в живые, творческие поступки. Аминь.

 

Митрополит Антоний Сурожский 28 апреля 1991 г. 

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

8 мая 2022 года. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

 

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.


По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

Воскресение Христово видевше

 

 

К празднику Пасхи Рязанская епархиальная телестудия «Логосъ» и хоры Рязанской епархии подготовили для зрителей музыкальные поздравления. Предлагаем вашему вниманию песнопение «Воскресение Христово видевше» в исполнении хора Борисо-Глебского кафедрального собора Рязани.

1 мая 2022 года. Неделя 2-я по Пасхе Апостола Фомы

 

В эту неделю вспоминается явление Господа по воскресении апостолам и осязание язв Его апостолом Фомой. Явление воскресшего Господа апостолу Фоме и всем единонадесяти избрано в первый воскресный день по неделе Пасхальной, потому что обстоятельства этого явления служат непререкаемым доказательством воскресения Господа из гроба, «яко от чертога, с пречистою Его плотию.» Оно уверяет не только верующих и окрыленных радостью всех последователей Господа, а и самих неверующих язычников и врагов Христа Спасителя — иудеев, уверяет в том, что восставший силой Божества Своего из гроба, Иисус Христос, по воскресении имел не мнимую, или призрачную плоть, в форму которой облекаются иногда являющиеся нам бесплотные духи или святые братия небожители, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которой пригвожден был ко кре сту и на которой остались от того, даже и по воскресении, язвы.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ru

26 апреля 2022 года. Архиерейское богослужение

 

Во вторник Светлой седмицы, 26 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в кафедральном соборе благоверных князей Бориса и Глеба в Рязани и возглавил крестный ход.

 

Архипастырское наставление в этот день было посвящено евангельскому чтению и Самому воскресшему Спасителю:

 

– В эти светлые пасхальные дни, дорогие братья и сестры, Церковь предлагает нам послушать и евангельские отрывки о Воскресении Христа, вдохновиться ими. Они отражают целую гамму чувств у апостолов, ближайших учеников Господа. Прежде всего, мы видим, как в Евангелиях ученики Христа проявляют маловерие, сомнение в том, что Христос действительно воскрес. Они думали, что Его Тело украли, или произошло что-то другое, но никак у них в головах не укладывалась мысль, что Христос не может пребывать во гробе, что Он воскрес.

 

В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали рассказ о том, как два ученика шли в городок Эммаус и по пути встретили Незнакомца. Они разговорились с Ним и поделились своей горечью, рассказав, как они надеялись, что что Иисус Назарянин избавит Израиля, подобно тому как много веков назад Моисей по повелению Божию вывел евреев из Египта. Ученики Христа говорят о надежде Израиля, которую и они разделяли, на избавление евреев от римской оккупации. Но случилось непоправимое: Христа распяли на Кресте как разбойника, бандита, предали позорной смерти! Все надежды рухнули... Это свое горе ученики Христа и высказали Незнакомцу. Они еще не понимали, кто это, и только потом, вечером, когда нужно было устраиваться на ночлег, они пригласили Незнакомца с ними поужинать. Когда Он преломлял хлеб, они увидели, что это Спаситель. Уже потом они признались, что сердце у них горело, они чувствовали, что это не какой-то Незнакомец, но близкий человек.

 

Это евангельское повествование для нас – с одной стороны, показатель того, что воскресший Христос имел особое Тело. Так и все люди, которые будут воскрешены в конце земной истории, будут иметь особые духовные тела. И с другой стороны очевидна другая истина – Христос познается прежде всего в Евхаристии, через участие в Таинстве благодарения. Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, мы ощущаем полноту познания Бога – конечно, если мы готовы к этому. Есть и другие способы познания, например, через молитву, и кроме того, Господь непосредственно Сам открывается человеку через чтение Евангелия. Именно так познал Бога император Александр I, который получил в российской истории наименование Благословенного.

 

Человек, называемый миротворцем, определявший судьбы Европы, дошедший с русской армией до Парижа в качестве победителя в какой-то момент, казалось, находился на краю гибели. Когда в Россию в 1812 году вторглась объединенная армия Европы во главе с Наполеоном, она насчитывала 20 языков, 20 народов. Казалось бы, государству пришел конец, ведь армия захватчиков составляла почти 600 тысяч человек, а русская армия была вдвое меньше. Враг наступал, занимал города и села, сжигал их, проник в самое сердце России. Горела Москва, и Кремль был занят Наполеоном. Осквернялись храмы, в них делали конюшни. Нация, которая называла себя культурной, вела себя варварски в российской столице. От икон отдирались ризы, все сколько-нибудь ценные вещи французы, как мародеры, пытались утащить с собой. Император, находившийся в столице, пребывал в состоянии депрессии, как сказали бы сейчас. Он переживал, земля уходила у него из-под ног. Где искать точку опоры, спасение? И он нашел ее! Он обратился к Евангелию. Он был человеком блестяще образованным, но мыслившим рационалистически. Его воспитателем был швейцарец-протестант, и вряд ли при том воспитании в будущем правителе формировалась глубокая вера во Христа, хотя он и был самодержцем православной Руси.

 

И вот в трагическое время император обратил свой взор к Евангелию. Он попросил его у своего родственника, ему дали экземпляр, напечатанный, кажется, по-английски, и он начал жадно его читать. Он открыл Христа и уверовал по-настоящему в дни тяжелых испытаний. И эту веру мы можем увидеть запечатленной в камне. На Бородинском поле, этом месте воинского подвига, на главном монументе вычеканены слова – «В Нем спасение», то есть во Христе. Не в нас, не в Вооруженных силах, не экономике – в Нем. Император, который вошел в историю как миротворец всей Европы, победитель, Александр Благословенный, исповедовал именно эту истину, провозгласил такой жизненный девиз – «В Нем спасение!».

 

Христос воскрес и помогает нам. Важно, чтобы мы обращали к Нему свои взоры, не кичились своей выучкой и силами, но смиренно исповедовали Христа как Спасителя не только всего человечества, но и нашей России, нашего народа. Будем же молиться, особенно в эти пасхальные дни, прославлять Его, воскресшего, веря, исповедуя и живая так, чтобы в нашей жизни эти 8слова исполнялись. Если мы будем видеть в Нем спасение, то и всем нам Господь даст Свое избавление и спасение.

 

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Пасха 2022 года


 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

 

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри и диаконы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

Обращаясь к вам этим жизнеутверждающим приветствием, сердечно всех вас поздравляю с великим и мироспасительным праздником Пасхи. В сей нареченный и святый день мы преисполняемся такой духовной радости и огромной благодарности Богу, столь явно ощущаем силу и глубину любви Творца к человеку, что порою сложно найти другие слова для выражения наших чувств, кроме тех, с которыми жены-мироносицы устремились к апостолам, дабы возвестить им о чудесном событии, что они видели Господа.

 

Можно только представить, как непросто было ученикам Спасителя поверить в реальность произошедшего Воскресения. Ведь еще недавно они своими глазами видели, как терзали и распинали их любимого Учителя. Еще свежи воспоминания, как полагали Его мертвое и бездыханное Тело во гроб и запечатывали тяжелым камнем холодную пещеру. И вот скорбь сменяется утверждением веры и торжеством жизни, а слезы печали претворяются в слезы радости.

 

Пережитый опыт реального общения с Воскресшим Христом и немеркнущая пасхальная радость окрыляли и вдохновляли апостолов, шедших до пределов земли, чтобы проповедовать прощение грехов и спасение, которые мы получили через Восставшего от гроба Господа Иисуса. Не страшась невзгод и жестоких гонений, терпя бедствия и злоключения, апостолы неумолчно и дерзновенно свидетельствовали о Христе — Победителе смерти.

 

И вот уже два тысячелетия Церковь живет этой вестью о Воскресении и стремится приобщить к ней каждого человека, грядущего в мир (Ин. 1:9). В свете Пасхи действительно все видится иначе: исчезает страх и чувство безысходности, порождаемые скорбями, печалью и житейскими неурядицами. И даже непростые обстоятельства нынешнего тревожного времени в перспективе дарованной нам вечности теряют свою зловещую остроту.

 

Для свидетельства о Воскресшем Спасителе вовсе необязательно идти или ехать куда-то далеко, подобно апостолам, по всему миру распространившим пасхальную весть. Вокруг нас немало людей, которые нуждаются в живом примере христианской веры, действующей любовью (Гал. 5:6). Бог не требует от нас непосильных подвигов. Он лишь просит нас являть любовь друг к другу, помнить, что так мы оказываем любовь и Ему тоже. Добрая улыбка, внимание и чуткость к тем, кто рядом, вовремя сказанные слова утешения и поддержки порою могут стать самыми важными делами, которые мы имеем возможность совершить ради Воскресшего Христа.

 

И сегодня, когда мир раздираем конфликтами и противоречиями, а в сердцах многих людей поселились ненависть, страх и вражда, особенно важно не забывать о своем христианском призвании и проявлять настоящую любовь к ближним, которой только и исцеляются раны, нанесенные злом и неправдой. Мы не должны поддаваться искушению врага рода человеческого, стремящегося разрушить благословенное единство между православными христианами. Горячо молю Победителя смерти Господа Иисуса и прошу вас также возносить к Нему сугубые молитвы, дабы все средостения были преодолены, восторжествовал прочный мир, а раны разделений были бы уврачеваны Божественной благодатью.

 

Поздравляя всех с праздником Пасхи, призываю на вас благословение Христа Воскресшего и желаю вам, дорогие мои, неоскудевающей светлой пасхальной радости, укрепляющей нас в вере, надежде и любви. Дай Бог, чтобы этот свет никогда не угасал в наших сердцах, чтобы он всегда светил миру (Мф. 5:14). А мы, освящаясь неустанно словом Божиим — чтением Евангелия, и приобщаясь Божественной благодати через участие в Таинствах Церкви, неуклонно возрастали в познании Господа и утверждались в исполнении Его заповедей, дабы люди, видя свет наших добрых дел, прославляли Отца нашего Небесного (Мф. 5:16) и вместе с нами радостно свидетельствовали, что

 

ВОИСТИНУ ВОСКРЕС ХРИСТОС!

 

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

 

Пасха Христова,

 

2022 год

 

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5914519.html

24 апреля 2022 года. Пасха. Светлое Христово Воскресение

 

Тропарь: Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в,// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.


Кондак: А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся:/ и Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.

 

Читать о Празднике Светлого Христова Воскресения на сайте Православие.ру

18–23 апреля 2022 года. Страстная седмица

 

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В Православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.

 

 Читать подробнее на сайте Православие.ру

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73; 

В храме: +7 (960) 567-76-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

 

Как подать записку
дистанционно:

 

1. Имена о здравии и упокоении
прислать на 
электронный адресЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:

Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин

Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова

 

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:

8 (4912) 25-69-73

+7 (960) 567-76-53

 

 

Работа гуманитарного склада:

Выдача вещей

вторник, среда, четверг

с 10:00 до 12:00

Приём вещей

пятница, суббота 

с 9:00 до 12:00