15 февраля 2025 года. Сретение Господне

 

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

 

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).

 

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова , "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).

 

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

 

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

 

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

 

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

 

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная".

 

Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

5 февраля 2025 года. Архиерейское богослужение

 

 

5 февраля 2025 года прихожане кафедрального собора благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба встречали за Божественной литургией, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

 

О содержании Евангельского чтения, отношении к Спасителю в дни Его земной жизни и значимых датах, пришедшихся на 5 февраля, владыка говорил в наставлении по окончании богослужения:

 

– Читая Евангелие, дорогие братья и сестры, мы нередко приходим в замешательство: Христос совершает великие чудеса, проповедует, но чем в итоге все заканчивается? Искушениями, обличениями и, наконец, страшной смертью на Голгофе. Израильский народ отказывается от Мессии, которого так ожидал, и распинает Его. Но вместе с тем было бы неправильно думать, что Христа совершенно никто не понимал. Мы помним, что в Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как ночью ко Христу пришел уважаемый и ученый человек по имени Никодим и обращается к Нему таким образом: «Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Итак, в лице Никодима лучшие люди Израиля признали Христа Учителем и Мессией.

 

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали другой пример разумного принятия учения Спасителя. Некто спросил Господа – какая заповедь в законе самая важная? Нам этот вопрос кажется неуместным: очевидно же, что это заповедь о любви. Но в то время жизнь древних евреев регламентировалась большим количество заповедей – их было 613. Всех их нужно было соблюдать, и глаза людей разбегались: они не знали, на что прежде всего обратить внимание, какая из этих более чем шестисот заповедей является самой главной и богоугодной.

 

Господь отвечает вопрошающему человеку, что все многообразие заповедей сводится к одному – к необходимости почитать Бога и служить только Ему Одному, и к необходимости уважать и любить своего ближнего. И мы видим, что эти слова Спасителя нашли отклик в сердце слушателя. Он, наверняка знавший Закон, изучавший Священные книги, с радостью согласился со словами Спасителя. Это показывает, что немало людей в Израиле понимали, что учение Спасителя не противоречит Библейскому Откровению, но напротив, является учением, которое подчеркивает в нем самые главные заповеди.

 

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, видеть самое главное. Дай Бог, чтобы и у нас не разбегались глаза, чтобы мы не бросались в разные стороны, но помнили, что самое главное – любить Бога и ближнего.

 

* * *

 

5 февраля верующие жители Рязани вспоминают сразу несколько имен тружеников на ниве Церковной. Это день рождения митрополита Симона (Новикова), земной путь которого начался в 1928 году. На Рязанской кафедре он пребывал более 30 лет, за это время возрождая церковную жизнь и веру в сердцах людей, для многих став мудрым и добрым наставником, духовным отцом, о котором его паства вспоминает с глубокой благодарностью и теплой любовью. Он прибыл на место своего нового высокого и ответственного послушания, когда церковная жизнь в епархии была практически в руинах, а в областном центре действовало всего два храма. Один из них – древнейший кафедральный собор святых Бориса и Глеба, где владыка и совершил первое богослужение в качестве архиерея и где сегодня совершал Литургию нынешний предстоятель митрополии.

 

Как напомнил митрополит Марк, 5 февраля – еще и день кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который в свое время был клириком Рязанской епархии и служил в нескольких ее храмах. Ему не давали задерживаться в одном приходе больше года, постоянно переводили, опасаясь, что вокруг соберется церковная община и у священника появится множество новых духовных детей. Но то, чего опасались власти, происходило даже за эти короткие сроки его послушаний, и в итоге преданные батюшке рязанцы ездили к нему в неблизкий Печерский монастырь, где он подвизался и впоследствии упокоился.

 

Митрополит Марк, обращаясь к верующим, обратил внимание, что и в наши дни 5 февраля остается датой, богатой на события. Так, это день рождения настоятеля Николо-Дворянского храма Рязани протоиерея Георгия Борового, посвятившего свою жизнь служению Богу и Церкви, и день рождения Веры Дирюгиной, многолетней прихожанки Борисо-Глебского и других кафедральных соборов Рязани, для которой богослужение и храм являются сосредоточием жизни. Архипастырь Вере Васильевне просфору и цветы, поздравил встретивших в этот день важные даты с праздниками и пожелал помощи Божией, сил и усердия в исполнении Божественных заповедей.

 

По материалам официального сайта Рязанской епархии

19 января 2025 года. Святое Богоявление. Крещение Господне

 

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день мы вспоминаем евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

 

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

 

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

 

12 января 2025 года. Рождественские посиделки

 

Рождество — один из главных православных праздников, который любят и взрослые и дети. В воскресной школе нашего храма ребята и педагоги создали атмосферу рождественских посиделок. Воспитанники вместе с гостями пели песни, рассказывали стихи и даже стряпали из теста. Все участники и гости ушли домой с подарками.

 

Смотреть фотографии в группе ВКонтакте

25 декабря / 7 января 2025 года. Рождество Христово

 

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.


В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).

 

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

 

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

 

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» ( Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

 

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

 

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

 

Читать еще на сайте Православие.ру

29 декабря 2024 года. Предновогодняя ярмарка


 

В минувшее воскресенье 29 декабря 2024 года в соборе Бориса и Глеба прошла предновогодняя ярмарка. Сувениры, сделанные руками детей воскресной школы и педагогами МБДОУ детского сада 115 из группы «Дорога добра», порадовали прихожан и гостей храма.

 

Хочется отметить выпускницу воскресной школы Софию Александрову — активную помощницу в подготовке ярмарки. Среди тех, кто помогал в подготовке и проведении ярмарки — школьницы старших классов нашего города: София Шатаева, Полина Дралова, Александра Колдина.

 

Все, собранные средства будут направлены на нужды Рязанского Дома ребёнка.

 

Смотреть ещё фотографии в официальной группе воскресной школы в социальной сети ВКонтакте

21 декабря 2024 года. Архиерейское богослужение

 

21 декабря 2024 года в соборе благоверных князей Бориса и Глеба Божественную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

 

За богослужением звучало чтение из Евангелия от Луки, посвященное образам Царства Небесного и путям его достижения. Смыслу этого отрывка было посвящено и архипастырское наставление в этот день:

 

– Главным содержанием сегодняшнего Евангельского отрывка, дорогие братья и сестры, является вопрос о Царстве Небесном. Сначала Спаситель приводит два образа, чтобы показать, как оно, маленькое вначале, становится огромным. Царство Небесное подобно маленькому зерну, которое сначала едва заметно, а потом превращается в огромное дерево. И с другой стороны, Царство Небесное подобно маленькой закваске, которая потом сквашивает большое количество муки.

 

Но главный вопрос – о том, как достигнуть Небесного Царства и войти в него. Чтобы понять, как воспринималась эта мысль Спасителя, нужно понять настроение Его современников. Древние евреи полагали, что на Страшном Суде Господь проявит к ним особую милость, а по строгости закона будет судить только язычников. Господь, понимая мысль Своих слушателей, делает акцент на подвиге, на том, что просто так невозможно достичь Небесного Царства. А потому Господь произносит такие слова: «Подвизайтесь входить тесными вратами». Что значит «подвизайтесь»? Если попытаться перевести это слово точнее с греческого на русский язык, то получится такая фраза – боритесь, чтобы входить тесными путями в Небесное Царство. Господь этими словами стремится рассеять иллюзии Своих слушателей, что они просто так, легко и без труда смогут войти в Небесное Царство. И чтобы подчеркнуть эту идею труда, подвига, Он приводит такой образ – «Вы будете потом, в конце времен, говорить: не с нами ли Ты ел, не на наших ли улицах проповедовал? А Я вам скажу – не знаю вас». Как воспринимать эти слова?

 

Это обличение Спасителя касается не только древних евреев, которые уже услышали свою порцию обличений, но и нас с вами. У нас тоже возникает иллюзия, что к нам Господь должен быть особо милостив, должен презреть наши прегрешения, а по строгости судить других, например, неправославных – католиков, протестантов. Или нерусских. Мы порой слышим – «мы русские, с нами Бог». Однако у нас не должно быть иллюзий: все хорошее дается трудом. Или у нас может возникнуть иллюзия, что мы, верующие, приходящие в храм, достойны особого снисхождения со стороны Бога. А вот те люди, которые в храм не ходят, Бога не знают, достойны справедливого воздаяния и Божественного суда по всей строгости. Запомним эти слова: боритесь, подвизайтесь, старайтесь тесными вратами войти в Небесное Царство. Это главная идея, Которую Господь пытается донести до нас Своими словами в сегодняшнем Евангелии. Будем стараться подвизаться и будем помнить, что путь в Небесное Царство, как и путь ко всему доброму, хорошему – это путь страданий и терпения.

 

* * *

 

В завершение владыка особо приветствовал выпускников Десантного училища, пришедших на богослужение, и напомнил им фразу блаженного Августина о том, что если Бог будет на первом месте, все остальное будет на своих местах, и пожелал им в своей жизни всегда помнить об этом и следовать этим словам.

 

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73; 

В храме: +7 (960) 567-76-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

 

Как подать записку
дистанционно:

 

1. Имена о здравии и упокоении
прислать на 
электронный адресЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:

Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин

Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова

 

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

В связи с капитальным ремонтом крестильного храма,

с 23 мая 2023 года крещение детей совершается в самом Соборе (Боголюбский предел).

 

КРЕЩЕНИЕ проводится: в будни и субботу с 11 часов, в воскресенье с 12 часов.

 

БЕСЕДЫ для крестных родителей проходят в субботу и воскресенье в 15-30 в помещении библиотеки.


БЕСЕДЫ для венчающихся проходят в субботу в 15 часов.


По всем дополнительным вопросам обращайтесь за свечной ящик в храме.

 

Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:

8 (4912) 25-69-73

+7 (960) 567-76-53

 

 

Работа гуманитарного склада:

В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает

 

ЦЕРКОВНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ

сеть православных центров помощи для зависимых

 

8 (800) 600-16-93

бесплатно, профессионально, анонимно

 

protivnarko.ru

консультации по зависимости, подбор православного реабилитационного центра, он-лайн группы поддержки