19 декабря 2022 года. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

 

 

19 декабря (6 декабря по ст.ст.) Русская Православная Церковь совершает память святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. Святитель Николай считается одним из самых почитаемых святых в православном мире. Святитель Николай, живший в III-IV веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником.

 

Святитель Николай считается «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

 

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

 

За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, — его вера, удивительная, сильная, ревностная. Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

4 декабря 2022 года. Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

По сохраненным Преданием рассказам, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

 

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. 

 

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

 

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

 

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

 

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

 

Читать еще на сайте Православие.ру

28 ноября 2022 года. Начало Рождественского поста

 

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

 

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

 

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".

 

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым. 

 

Читать подробнее на сайте Правмир.ру

8 / 21 ноября 2022 года. Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

 

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе. Этот Собор осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – 9-м месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. 8-й день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

 

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. В высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю составляют Господства, Силы и Власти. В низшую входят Начала, Архангелы и Ангелы. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

 

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского – «кто как Бог»), который низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

5 ноября 2022 года. Димитриевская родительская суббота

 

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

 

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.


В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

 

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

4 ноября 2022 года. Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

 

Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери — это праздник в честь дня освобождения Москвы и России от поляков в 1612 году. Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

14 октября 2022 года. Покров Пресвятой Богородицы

 

Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России.

 

В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанных с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Как записано в древнем Патерике, эта история произошла в конце IX в., во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа.

 

В храме во Влахернах, на окраине Константинополя, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. Как говорит Церковное Предание, в этом храме молился и блаженный Андрей, родом славянин, бывший рабом у одного из византийских вельмож. Однажды юродивый Андрей и его друг Епифаний несколько часов молились рядом. И вдруг блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу. Она шла от западных дверей храма в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. И Андрей, и Епифаний видели, как Богоматерь преклонила колена и молилась, проливая обильные слезы. Потом вошла в алтарь, снова молилась и, сняв с Себя покрывающий Ее голову омофор (большое головное покрывало), распростерла его над коленопреклоненным перед Ней народом.

 

Житие блаженного Андрея не говорит, когда произошло это чудо. Позднейшее предание связывает его с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал тот самый «вещий» Олег, который прибил «щит на врата Цареграда», и возвратился в родной Киев. До крещения Руси оставалось не больше века.

 

Теперь событие, которое формально можно назвать военным поражением наших предков, Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Божией Матери, ее защиты всех православных христиан. И праздник Покрова стал на Руси одним из самых любимых.

Покров, Покровское, Покровские... Сколько городов, деревень, сел, фамилий русских людей связано с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. А сколько всегда строилось на Руси Покровских монастырей и храмов. Сегодня только в Москве и Московской области их более ста. Но начнем мы свой рассказ с самого первого Покровского храма, построенного на Руси более восьмисот лет назад.

 

Читать подробнее на сайте «Православие и мир»

 

18 сентября 2022 года. Архиерейское богослужение

 

18 сентября 2022 года в Борисо-Глебском соборе Рязани встречали один из престольных праздников – день памяти благоверного князя Глеба, в святом Крещении Давида. Торжество прихожане встретили за архиерейским богослужением – Божественную литургию в храме возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

 

Обычно Церковью вспоминаются сразу оба брата, сыновья равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, Борис и Глеб. Оба они предпочли смерть перспективе братоубийственной войны, до последнего надеясь, что их брат Святополк откажется от своих коварных и жестоких планов по устранению претендентов на престол. Почитание святых братьев на Руси сразу же после кончины было велико. На Рязанской земле особо встречают день убиения благоверного князя Глеба, поскольку святой был князем Муромским, а земли этого княжества в прошлом были некоторое время единым целым с Рязанскими землями. Своей жизнью князь Глеб, как и брат, подтвердил свое стремление идти за Христом – он был не только на словах, но и на деле христианином. И этого ждет от каждого Господь. Особо подобная мысль показывается в притче, звучавшей в этот день в храме, и ее толкованию посвятил наставление после Литургии митрополит Марк:

 

– Наш Господь и Спаситель во время Своего служения на земле возвещал благую весть о спасении. В рамках этого благовестия Господь затрагивал самые разные темы и предметы. Он говорил о Боге, о цели человеческой жизни, о посте, молитве, грехах, о Божием суде, о наказании для грешников. Конечно, Господь не мог не затрагивать темы, которые волновали Его современников, и встает вопрос о том, почему Его не принимают Его соплеменники, почему Израиль не воспринимает слова Благой вести.

 

Израиль не принял Христа. Господь, как говорит евангелист Иоанн, пришел к Своим и Свои Его не приняли, Он становится изгнанником из Своей страны, Своего народа. Израиль не принял Мессию в самом начале, когда Он родился, и окончательно он отвернулся от своего Мессии, когда Господь был распят на Кресте.

 

Еще до Своих страданий Христос говорил народу Израиля о будущем отвержении Мессии. Эти Свои мысли Господь излагал в форме притч. Сегодня мы с вами слышали во время Божественной литургии одну из них, в ней говорилось о некоем царе, созвавшем гостей на ужин. Он отправлял к ним своих посланников, но многие отказались, презрели это предложение, а другие поступили и того хуже – побили посланников.

 

Под этими образами Господь имеет в виду Бога, который приготовил для всех людей Царство Небесное. И для того чтобы пригласить людей туда, Господь многократно посылал пророков. Прежде всего речь идет о народе Израиля, который был избран Богом и который, однако, не торопился идти в Небесное Царство. Израиль не воспринимал проповедь пророков, и большинство из них закончило жизнь насильственной смертью от рук своих соплеменников.

 

И вот, как говорится далее в притче, царь приглашает всех, кого смогут найти его посланцы. И в итоге место собрания наполняется возлежащими. Однако среди тех, кого удалось собрать на этот званый ужин, оказался человек, одетый не в брачную одежду. И царь повелевает бросить его туда, где находится место мучения. О чем это говорит? Господь предвидел будущее отвержение Израилем Мессии, и Он говорит о будущем призвании язычников, людей, ранее не знавших истинного Бога.

 

Нередко в нашей среде можно услышать слова о том, что Бог отвернулся от Израиля и наказал его, город был взят, разграблен, народ рассеян. Теперь мы – избранный народ Божий. Но Господь не выделяет какой-либо народ – ни русский, ни греческий, не сербский, ни какой другой. Новый народ Божий – это Церковь Христова, те люди, которые откликнулись на Божий призыв. Но и этого бывает недостаточно. Через образ человека, одетого не в брачную одежду, Господь показывает, что мало выть призванным, нужно еще и вести себя соответствующим образом: избегать грехов в своей жизни, одевать себя в одежду добрых дел и Божией благодати. И этот призыв обращен ко всем нам: учиться на чужих ошибках и стараться следовать за Христом, избегая греховных падений в своей жизни.

 

В заключение митрополит Марк поздравил верующих с днем памяти благоверного князя Глеба, который отдал жизнь ради мира на русской земле. 

 

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

В Рязань будет принесен ковчег с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского

 

Ковчег с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского будет доступен для поклонения в Рязани в рамках реализации масштабной программы по принесению святыни в епархии Русской Православной Церкви.

 

Программа приурочена к значимой дате — в 2022 году Русская Православная Церковь отмечает 600-летие со дня обретения честных мощей преподобного Сергия.

 

Согласно запланированному маршруту, ковчег будет принесен по меньшей мере в 50 епархий, в каждой из которых пробудет два дня. Общая протяженность маршрута составит около 30 000 км.

 

Встреча святыни в Рязани состоится 13 сентября в 7.30 утра. Ковчег с частицей мощей святого будет находиться в Успенском кафедральном соборе нашего города два дня, в это время ежечасно будет читаться акафист преподобному Сергию Радонежскому. Проводы святыни пройдут 14 сентября 19.00.

6 августа 2022 года. Архиерейское богослужение

 

 

 

 

6 августа Православной Церковью установлено празднование памяти благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Этот день является престольным торжеством Борисо-Глебского собора Рязани, и Божественную литургию в нем совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Наставление после богослужения владыка посвятил подвигу святых братьев и теме разнообразия путей служения Господу:

 

– Сегодня, дорогие братья и сестры, наша Православная Церковь отмечает память страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом Крещении – Романа и Давида. Эти юные создания отдали свою жизнь, следуя подвигу нашего Господа и Спасителя. Порой люди, читая их житие, задаются вопросом: почему же князья не сопротивлялись своим врагам, почему они не дали отпор своему беззаконному брату, покусившемуся на их жизнь? Неужели в этом и проявляется христианский дух? Неужели наша Церковь и евангельское учение призывают всегда только покоряться злой человеческой воле, не сопротивляться ей и всегда жертвовать ради ближних своим достоянием, здоровьем и даже своей жизнью?

 

Делать такой вывод было бы поспешно, поскольку в истории Христовой Церкви мы видим разные подвиги и примеры разных святых. Одни безропотно отдавали свою жизнь ради Христа и ради свидетельства о Нем. Другие же отдавали свою жизнь и сражались за правду Божию, не жалея ни своей крови, ни крови врагов Христовых. Святые страстотерпцы понимали, что мир на Русской земле хрупок, и что корень бед и проблем на ней – это междоусобные брани, взаимная неприязнь и ненависть. Борис и Глеб ценили мир и стремились не допустить пролития как братской крови, так и крови многих других невинных людей. Они чувствовали своим сердцем подвиг Христов и до конца пошли по этому пути.

 

Вместе с тем их подвиг не должен внушать нам мысль о непротивлении злу, которое затем нередко проповедовалось на нашей земле. Дух Христов проявляет себя в разных ситуациях по-разному. С одной стороны, мы прославляем князей Бориса и Глеба, как отдавших свою жизнь ради мира на русской земле, с другой стороны, – мы прославляем наших воинов, исполняющих заповедь Христову и евангельское слово – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Следование за Христом многообразно и подвиги, которыми прославлены многие наши святые и подвижники тоже разнообразны. Мы прославляем сегодня святых Бориса и Глеба, людей, ценивших мир, единение и братолюбие, ставивших выше всего не свои личные интересы, но интересы своего народа и Отечества.

 

Мы сегодня сугубо молились перед их образом, чтобы Господь дал всем нам, их потомкам, последователям и подражателям тихое, мирное житие на всех просторах святой Руси. Дай нам, Господи, прочный и непоколебимый мир молитвами святых страстотерпцев!

 

Пресс служба Рязанской епархии

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73; 

В храме: +7 (960) 567-76-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

 

Как подать записку
дистанционно:

 

1. Имена о здравии и упокоении
прислать на 
электронный адресЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:

Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин

Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова

 

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

В связи с капитальным ремонтом крестильного храма,

с 23 мая 2023 года крещение детей совершается в самом Соборе (Боголюбский предел).

Крещение проводится: в будни и субботу с 11 часов, в воскресенье с 12 часов.


БЕСЕДЫ для венчающихся проходят в субботу в 15 часов, а для крестных родителей в 15-30 и в воскресенье с 13-30 до 14-30 в классе воскресной школы.


По всем дополнительным вопросам обращайтесь за свечной ящик в храме.

 

Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:

8 (4912) 25-69-73

+7 (960) 567-76-53

 

 

Работа гуманитарного склада:

В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает