28 ноября начинается Рождественский пост

 

Приближается Рождественский пост. Как обычно, и накануне поста и в его течение, а также и в любое другое время приходской священник слышит сотни раз повторяющийся вопрос — что можно есть в рождественский пост, в какие дни, большая часть вопросов именно о еде или о не-еде.


В народном сознании, особенно людей малоцерковных, любой пост – это прежде всего гастрономическое, диетическое предприятие. Видимо, наша проповедь была не настолько дерзновенной, чтобы вместо постной скатерти-самобранки мы в наших дома прежде всего, и во-вторых и в-третьих видели Христа-Спасителя, слышали Его слово. Слово о спасении верой, спасении через напряженную повседневную работу над собой, через труд по очищению своих сердец.

 

Печалят газетные и интернет-рубрики: «В Рождественский пост едим с удовольствием», «Изысканные блюда традиционной русской постной кухни» и так далее. С другой стороны, волнуют люди, которые боятся оскверниться наличием в хлебе молочной сыворотки, следов якобы сливочного масла в печенье; люди, которые знают, что такое «оскоромиться» и поэтому дышат через раз, попав в «скоромную» атмосферу современного супермаркета в время поста. За спиной 20 лет после Тысячелетия Крещения Руси, а мы по большей части все еще заняты поиском непостных молекул в необъятном мире православной трапезы.

 

О посте написано немало, и в книгах, и в православных периодических изданиях, и в Интернете можно найти много святоотеческих мыслей и рассуждений о посте, руководств, пособий, написанных нашими современниками, замечательными архиереями и священниками (и даже диаконами!). Но трезвый святоотеческий взгляд на пост зачастую остается неизвестным тем, кто хочет поститься поверхностно — вкушая одно и не вкушая другого.

 

Я хочу выразить одну мысль, которая мне кажется, в ключе евангельского и святоотеческого учения о посте и воздержании, главной, основополагающей. Соблюдать пост — это стоять на посту. Каждый христианин должен стоять на страже своего сердца и это для каждого из нас Пост №1. 

Подробнее...

5 ноября 2016 года. Димитриевская родительская суббота

 

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

 

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.


В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

 

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Радость каждой минуты

 

30 октября. Воскресный день. Промозглая погода. Скользко и грязно. Серо. Под ногами месиво из пожухлых листьев и растаявшего снега. Неприглядная картина. Но если на такую обстановку наложить веселые улыбки собравшихся детей и взрослых, их спокойную уверенность в хорошем исходе поездки, спокойный тон провожающих нас батюшек, то картина становится совсем другой. Она играет разноцветьем хорошего настроения, открытостью лиц и открывшейся возможностью прикоснуться к святыням Свято-Успенского Вышенского монастыря. Именно эта благословенная обитель гостеприимно принимала нас, чтобы уезжая, мы навсегда увезли в своих сердцах благодать этого места, невысказанное благоговение перед святынями и стремление побывать здесь снова и снова.


Что такое Выша для людей, умудренных жизненным опытом, мало- или многолетним? Что такое Выша для детей, у которых этого опыта нет?


Тронутые словами самого святителя Феофана об этом благодатном месте, что «Выше Выши только Царствие Небесное»! взрослые вторят: «Выша – это счастье». В этом понимание или желание понять, что затвор - это не покой ради покоя, это не уход от жизни, это погружение в самую гущу ее, это желание в тиши монастыря отдать другим все, что есть: знания, опыт, любовь.


Маленьких паломников волнуют осязаемые впечатления: тихие комнаты затворника, голоса за окнами, множество книг и инструментов, но и они понимают, что здесь так покойно, как бывает только в очень редких местах. Место тайного подвига, где души касается Божия благодать, придает смысл каждому шагу, каждому вздоху, каждому вопросу.


Тихая радость и покой души, волнение от прикосновения к святыне, образ дорогой сердцу Выши, молитва Господу о возможности приехать сюда снова – настроение, с которым мы покидали Свято-Успенский Вышенский монастырь.


Когда же подъезжали к храму Сергия Радонежского села Эммануиловка, тихая радость каждой минуты, проведенной на Шацкой земле, сменилась задорным желанием искупаться в святом источнике Феофана Затворника Вышенского, чтобы с новыми силами отправиться в путь к родному дому. Припорошенная первым снегом трава, ледяная вода и голубое небо. Вспомнились слова святителя Феофана: «Смотрите на небо и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтоб он был ступанием туда».

 

С такими мыслями и возвращались домой воспитанники Воскресной школы Борисо-Глебского собора, преподаватели и родители, радостные от состояния всеобъемлющей любви Божией, которая коснулась и нас.

 

Не забуди нас, грешных, в молитвах твоих, святитель отче Феофане.

 

Калинина Н.В.

 

Смотреть фотографии в группе ВКонтакте

24 октября 2016 года. Памяти нет конца

 

По просьбе Совета ветеранов ракетных войск стратегического назначения г.Рязани, по благословению митрополита Рязанского и Михайловского Марка 24 октября в Борисо- Глебском соборе состоялась панихида. На этом заупокойном богослужении молитвенно поминались ракетчики, погибшие при испытании и эксплуатации ракетно-космической техники на Байконуре 24 октября 1960 и 1963 годов. В уповании на милосердие Божие пришедшие на панихиду испрашивали прощение согрешений погибших воинов и блаженной вечной жизни.


Именно в этот день 24 октября 1960 года на площадке космодрома Байконур за полчаса до первого пуска ракеты произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени, горящее топливо выплеснулось на расстояние более ста метров. В это время около ракеты находились десятки испытателей. В огне пожара погибли 74 человека, более 50 получили ранения и ожоги. Это были военнослужащие полигона - офицеры и солдаты, специалисты промышленности.


Три года спустя, 24 октября 1963 года в шахтной пусковой установке произошел пожар, в результате которого погибли 8 испытателей. Эта дата объединяет всех, кто причастен к созданию и испытанию сложной ракетной техники: военнослужащих космических войск, ученых, конструкторов, инженеров-испытателей, представителей крупных отечественных ракетно-космических предприятий.


Каждый год в этот день у братской могилы погибших испытателей собираются жители города, ветераны космодрома. Со всей страны и из-за рубежа приезжают родственники погибших. В этот день с космодрома не проводятся запуски ракет, а в разных городах вспоминаются те, кто отдал свою жизнь на благо нашего Отечества. Вот и в Рязани уже который год совершаются моления об умерших. Многие годы отделяют нас от трагедии, но ведь от этого горе людей не становится меньше. Помним и скорбим.

23 октября 2016 года. Вдохновенное слово

 

Конкурс духовной поэзии. Дети и родители Воскресной школы, замерев, внимали (больше никакое слово не подходит для описания тех ощущений, властвовавших над слушателями) стихам, разным по своему содержанию и глубине, по форме и прочтению, по переживанию и представлению. 23 октября, в воскресение мы участвовали во втором областном конкурсе духовной поэзии Святителю Василию Рязанскому посвященному. Мы – это и педагоги, и родители, и дети. Выступали дети, а мы сопереживали, а, значит соучаствовали.


Бойцева Ульяна, Мария Оськина, Ксения Сучкова, Владимир Торяник – те смельчаки, которые захотели и смогли на большой сцене, под волнующую музыку, встречаясь глазами со зрителями и слушателями, прочитать стихи поэтов разных эпох, говорящих об одном, о жизни человека с Богом.


Маленькие чтецы, а чувства и мысли, которые они проговаривали, которым сопереживали, совсем не младенческие. Но донести их девчонки и мальчишки смогли до слушателей, потому что многое из того, о чем они говорили поэтическими строками, им знакомо по службам в храме, по занятиям в Воскресной школе, по опыту жизни многих людей, приходящих в школу со своей болью и радостью. Духовные стихи – это особый вид поэзии, зовущий к серьезным шагам в жизни, к изменениям и возрастанию....


Спасибо устроителям! Здесь, на конкурсе, как нигде, ощущаешь прилив сил, насыщаешься чудными мгновениями, слыша вдохновенное Слово.


Святитель Василий, моли Бога о нас.

 

Калинина Н.В.

14 октября 2016 года. Покров Пресвятой Богородицы

 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых.


14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились.


Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи, видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил; «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот, И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ. По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.


Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города.


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Русской Церкви с XII века. В честь Покрова Богородицы в 1165 году Великим князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен один из самых красивых и неповторимых православных храмов — Покрова на Нерли.


Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства.

 

Читать о Празднике на сайте Православие.ру

Благое слово – благое дело

 

9 октября 2016 года в рамках проекта соработничества «От сердца к сердцу» Центра образования «Дистанционные технологии» и Воскресной школы Борисо-Глебского собора прошло занятие «Благое слово – благое дело».

 

Когда пишем это многообъемлющее слово СОРАБОТНИЧЕСТВО, то возникает мысль, чтобы всех нас: детей и взрослых, учеников и учителей, гостей и старожилов школы, юных и умудренных опытом — объединяло желание сохранить и сберечь все ценное, что оставили нам наши предки, с чем шли по жизни, что для всех нас является важным и значительным: веру, любовь, милосердие, смирение, щедрость, соучастие, благонадежность и благочестие. Поэтому возлагаем большие надежды на возможности общих дел, радостей и забот. Пусть к нам приходят, приезжают те, кто только задумывается над этим, и те, у кого желание помочь приняло конкретные очертания, и те, кто может нам подсказать, куда дальше двигаться, кто действительно хочет вместе создавать светлое и нужное. А пока мы только разбираемся в себе, прислушиваясь, и приноравливаемся к другим...

 

От учителей ребята услышали о важности доброго слова в жизни каждого из нас и огромной ответственности за все то, что мы когда-либо произносим. Много слов с корнем БЛАГО- узнали слушатели и активно участвующие в уроке, узнали о необходимости каждому слышать и говорить добрые слова. Педагоги рассказывали притчи, а дети и взрослые делились своими историями о добрых делах, очевидцами которых они были. На встрече мы вместе поняли: благое слово и дело всегда рядом с нами, важно лишь разглядеть их за всей суетой, разглядеть не только глазами, но и сердцем.

 

Говоря о благих, бескорыстных поступках, мы не могли не вспомнить и известных рязанских меценатов. Помимо таких благодетелей нашего города, как Гаврила Васильевич и Николай Гаврилович Рюмины, Сергей Афанасьевич, Михаил Афанасьевич и Иван Михайлович Живаго, Петр Алексеевич Мальшин, Павел Григорьевич и Сергей Павлович фон-Дервизы (их имена уже давно стали неотъемлемой частью истории Рязанского края), мы вспомнили и нашего современника — Юрия Андреевича Головастикова. А рассказала нам об этом удивительном человеке ученица Центра Сильникова Татьяна.

 

В обстановке большой и дружной семьи Воскресной школы мы начали строить Школу доброго слова! Это на первый взгляд так легко поддержать утешительным словом того, кто в этом нуждается, но не всегда получается принимать оскорбительное и необдуманное слово благовоспитанно, без укоров и обид. Даже в разыгранных на встрече детьми и родителями жизненных ситуациях не всегда находились нужные слова. Задумывались. В жизни все намного сложнее: иногда верх берет самолюбие, обиды не дают взглянуть на человека глазами любви, нет времени на анализ, поэтому и рождаются разрушающие слова. Очень порадовало, что дети после урока не скупились на приятные слова друг другу, не стеснялись, проигрывая очередную ситуацию, но уже жизненную, делали выводы. Благое слово – только начало благого дела.

 

В добрый путь!

 

P.S. Отдельное спасибо педагогу дополнительного образования ОГБОУ «ЦОДТ» Мельниковой Татьяне Александровне. Под ее чутким руководством после занятия мы создавали осенние букеты из бумаги и конфет для своих родных.

 

Калинина Наталия Вячеславовна

Балдакова Евгения Сергеевна

2 октября 2016 года. Окно в Рязань

 

Рязань. Кто-то живет здесь с самого своего рождения, кто-то приехал совсем недавно, кто-то только решает для себя стать жителем города, потому что здесь жили его предки. Можно долго перечислять причины, по которым люди живут в том или ином месте. Но Рязань – это не просто место для жизни, работы и отдыха, семьи и друзей. Это город – сокровищница, богатства которой доступны всем, кто внимательно смотрит, слушает, замечает и ценит. Это город – живая струя воздуха, которая колеблется, передвигается во времени, давая силы каждому, кто встречается ей на пути.

 

А мы, педагоги, родители и воспитанники Воскресной школы Борисо-Глебского собора в воскресение 2 октября ждали нашего друга и соработника, Игоря Николаевича Канаева, чтобы еще и еще раз пройтись по рязанским улочкам, заглянуть в маленькие дворики, и узнать что-то для себя новое про обычные, с первого взгляда, места, где мы бываем часто, и даже не задумываемся, что за стенами дома нас ждут новые открытия, а за обветшалыми фасадами скрываются удивительные истории.

 

Начало было положено в храме. Мы помолились святому благоверному князю Роману Рязанскому и отправились в наш близкий и далекий путь. Близкий, потому что отошли от храма совсем не на много, а далекий, потому что история, запечатленная в старых зданиях, для наших детей совсем давняя. Ведь даже 10 лет – это для них вся их жизнь. А история нашего храма, прилегающих площадей, улиц, домов и скульптур насчитывает века...Вот и началось наше краеведческое изыскательство со стен родного храма, что оказалось увлекательным даже для самых младших воспитанников. Пусть не все запомнят, пусть что-то упустят, но ощущение, что прикоснулись к чему-то величественному – останется с мальчишками и девчонками надолго, вспомнят о главном: что храм значит в их жизни, и что они значат для храма.

 

Потом Дом Павлова с его истинно русским характером, маленькие домишки с очаровательными двориками, красота осеннего пейзажа, листья под ногами и рассказ Игоря Николаевича о такой знакомой и родной, но не совсем исхоженной и неузнанной Рязани. Теперь наши встречи на улицах нашего города будут не редки, а окно в историю Рязани будет открываться все шире. В добрый путь.

 

Калинина Наталия Вячеславовна

2 октября 2016 года. Неделя 15-я по Пятидесятнице

 

ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА.
НЕДЕЛЯ 15-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Мф., 92 зач., 22, 35–46

 

Тогда некий законник подошел к Иисусу, и, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

 

В этом Евангелии нам говорится о тайне любви, об ответственности нашей в употреблении святых слов. Таких, как слово «любовь». Накануне Страданий Христовых, накануне Креста Господня, когда первосвященники, книжники и фарисеи, знатоки Священного Писания, приступают ко Господу, стараясь уловить Его. И один из них, из этих законников-богословов, спрашивает Господа, какая заповедь наибольшая. Может, не все знают, что книжники учили, что если внимательно изучать закон, то в нем можно насчитать 613 заповедей. 248 из них являются утвердительными, то есть говорящими о том, что надо делать, а остальные 365 – отрицательными, предупреждающими, чего делать не должно.

Подробнее...

27 сентября 2016 года. Воздвижение Креста Господня

 

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

 

Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Подробнее...

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

При подготовке к Таинству Крещения взрослые, дети сознательного возраста и восприемники малолетних детей (крестные родители) должны посетить огласительную беседу.

 

Огласительные беседы проводятся в крестильном храме:

Суббота – 15.30

Воскресенье – 15.30 

 

Читать подробнее об огласительных беседах

 

Таинство крещения
совершается:

Вторник, Среда и Четверг:

в 10.00.

Пятница, Суббота и Воскресенье:

в 10.00 и в 17.00.

Понедельник:

выходной.

Необходимо придти на 10–15 минут раньше для регистрации. 

 

Можно предварительно записаться по телефону:

(4912) 25-54-20 

с 10:00 до 13:00

кроме понедельника