Пасхальное поздравление митрополита Марка

 

Христос Воскресе!

 

Дорогие братья и сестры! Позвольте сердечно поздравить вас с праздником Светлого Христова Воскресения!

 

Как мы знаем, этот Праздник имеет и другое название – Пасха. Слово «Пасха» происходит от древнееврейского слова «Песах», которое буквально переводится как «миновал», «прошел мимо», и связано с историей избавления евреев от египетского плена.

 

Когда правитель Египта отказал пророку Моисею в его требовании отпустить еврейский народ на свободу, Бог наслал на египтян 10 казней. Последней и самой страшной стало уничтожение первенцев. Израильтян же эта казнь миновала: Ангел смерти «прошел мимо» их жилищ, не тронув младенцев. Устрашившись, фараон дал согласие на исход евреев из Египта, и богоизбранный народ получил долгожданную свободу.

 

Итак, еврейский праздник Пасхи установлен в память о выходе евреев из Египта - событии, которое определило будущее этого народа. Именно после исхода еврейский народ получает от Бога 10 заповедей, обретает свою целостность, национальное самосознание и поселяется в земле обетованной. Таким образом, еврейский народ является плодом Ветхозаветной Пасхи.

 

Плодом же Пасхи Новозаветной являемся все мы, христиане! И наша Церковь! Пасха Ветхого Завета была всего лишь тенью и прообразом Пасхи Нового Завета. Благодаря Пасхе Ветхого Завета евреи были избавлены от рабства и сохранились как народ. Благодаря Пасхе Христовой все человечество обрело свободу от рабства греха и смерти и возникла новая общность людей – христиане, где нет ни эллина, ни иудея!

 

Мы, новый Израиль, существуем благодаря Воскресению Христову! И, находясь в церковной ограде, открываем эту свободу от смерти в таинствах Церкви.

 

Христос воскрес, дав нам возможность прикоснуться и почувствовать вкус вечности еще здесь, на земле, в Христовой Церкви. В будущем же веке плоды Воскресения Христова откроются для всего мира в полной мере!

 

Сердечно поздравляю всех с Пасхой Христовой! Дай Бог, чтобы, живя в Церкви, мы все в полной мере ощутили плоды Воскресения Христова и приобщились к неиссякаемой Пасхальной радости!

 

Воистину Воскресе Христос!

 

Официальный сайт Рязанской Епархии 

27 марта 2021 года. Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы


 

Во вторую неделю Великого поста Православная Церковь молитвенно отмечает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Во второе воскресенье Великого Поста воспоминается память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Архиепископ Григорий был человеком просвещенным, замечательным богословом, имевшим опыт монашеской жизни на горе Афон. В далеком XIV веке он обозначил себя как особенно проникновенного духовного мыслителя. В своем творчестве он защищает Божественный Фаворский свет, утверждая, что свет, который явил Христос на Фаворе ученикам, не был обычным светом, как некоторые считали, но видимым явлением Божественной энергии, Божественной благодати.

 

Почему мы вспоминаем святителя Григория именно Великим постом? А потому, что свои проникновенные умозаключения он делал не на основе книжной учености, а на основе реального духовного опыта — своего собственного и многих других монахов, отшельников на горе Афон, которые через пост, через уединение, через молитву препобеждали в себе страсти и пороки и открывали путь Богопознания, проникаясь силой Божественного присутствия в их жизни настолько, что это Божественное присутствие почивало на них видимым образом. Очень многие из этих уединенных старцев-подвижников действительно сияли светом, словно повторяя то, что произошло на горе Фавор. Воспоминание об этом удивительном духовном явлении, которое получило в богословской науке именование исихазма, неслучайно в Великом посту. Пример святителя Григория, архиепископа Фессалоникийского, пример многих подвижников того времени, как и других времен, помогает нам понять, что означает пост.

 

Пост есть реальная возможность и средство победить в себе грех, истребить пороки и страсти, сделать сердце свое чистым. А из Евангелия знаем, что только чистые сердцем увидят Бога (см. Мф. 5:8). Именно сегодня мы должны подумать о том, что пост есть самый прямой и наилучший путь к тому, чтобы, преодолевая грех в самом себе, очистить сердце, а значит, увидеть Бога. Пост есть средство Богопознания. По этому пути прошло множество людей, и, когда человек встречается с Богом, когда он чувствует присутствие Его энергии, Его благодати в своей жизни, то как же хочется сохранить эту благодать! Ведь неслучайно в далеком IV веке возникло монашество как уход из жизни — не потому, что речь шла о каких-то странных, неспособных к социальной жизни людях, а потому, что те, кто опытно прикоснулся к Богу через подвиг молитвы, покаяния и воздержания, хотели всеми силами удержать это состояние; потому, что невозможно сравнить это духовное состояние ни с какой человеческой радостью — это несоизмеримые понятия. Соприкосновение человека с Богом дает ему прикосновение к раю, к Царствию Божиему, к неземной радости. Уже в IV веке люди поняли, что многое в этом мире с его суетой, с его проблемами, с его ложными целеполаганиями мешает человеку сохранять в себе Божественную энергию, и стали уходить из мира, поселяться в пустынях, производя тем самым странное впечатление на очень многих людей. Но те, кто прикасался к опыту монашеской жизни, понимали, насколько этот опыт помогает удерживать благодать в сердце.

 

А ровно через тысячу лет, в XIV веке, в Византии возникло мощное духовное движение исихазма, и святитель Григорий явился замечательным выразителем этой духовной мистической традиции. При чем же здесь Божественный Фаворский свет? Дело в том, что Божественная благодать становится видимой. Каждому из нас приходилось встречаться в жизни со светлыми людьми. Смотришь в лицо такого человека и видишь свет. Светлый человек, и хочется быть рядом с этим человеком, хочется напитаться от него этой энергией, этим богатым внутренним миром, что принадлежит ему. Но ведь мы знаем и другие лица — когда, заглядывая в лицо человеку, видишь там адский огонь; когда один взгляд на лицо человека вызывает чувство смятения, а иногда и ужаса. Как рай и Божия благодать отражаются в личности человека даже видимым образом, так и ад, диавольская сила отображаются зримо. Разве мы поверим такому человеку — с адским огнем в глазах? Бежать от него хочется.

 

Нам иногда трудно разобраться в людях. Особенно трудно это бывает в молодом возрасте: когда молодые люди стремятся вступить в брак, как тяжело разобраться в человеке! Нужно научиться читать людей по их глазам, по их лицам; но для того, чтобы было так, нужно самому быть чистым человеком. Если чистые сердцем Бога узрят, то чистые сердцем увидят Бога и в другом человеке — как они почувствуют в другом человеке и абсолютную несовместимость с собой. Мы иногда пытаемся обрести некую мудрость, некую способность правильно устанавливать отношения с людьми — деловые, служебные, личные. А на самом деле все так просто, потому что закон Божий прост: чистые сердцем Бога узрят, и точка. Больше никаких философских построений — все ясно и понятно. Пост — это и есть работа над собой, чтобы обрести эту чистоту; некое духовное усилие, омовение человека от скверны. Почему святые люди уходили в пустыни, на гору Афон, в затворы? Чтобы сохранить это духовное состояние чистоты и радости Божественного присутствия — потому что не только в эмоциональном плане это совершенно особое, ни с чем не сравнимое состояние, но и потому, что это состояние дает человеку силу, ведь, соприкоснувшись с величием Божиим, все остальное человеческое становится незначительным. <…> Аминь.

 

28 февраля 2010 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1102802.html

 

Читать еще на сайте Православие.ру

Великий пост 2021 года. Соборование

Братья и сестры! 


Таинство соборования в нашем храме состоится:


30 марта – вторник в 9.30
13 апреля – вторник в 17.30
23 апреля – пятница в 17.30


В связи с карантинными ограничениями просьба записываться заранее.

21 марта 2021 года. Неделя Торжества Православия

 

Пер­вое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста име­ну­ет­ся неде­лей "Тор­же­ства Пра­во­сла­вия".


Празд­ник Тор­же­ства Пра­во­сла­вия воз­ник в 843г. в свя­зи с окон­ча­тель­ной по­бе­дой над ере­сью ико­но­бор­че­ства (осуж­ден­но­го еще на VII Все­лен­ском со­бо­ре в 787г.), но со­дер­жа­ние его го­раз­до ши­ре. Гре­че­ское сло­во ересь (хай­ре­сис) пе­ре­во­дит­ся как "взя­тие", "за­во­е­ва­ние", "вы­бор" и озна­ча­ет пред­по­чте­ние од­но­го ра­ди от­ка­за от все­го осталь­но­го. «В сло­ве ересь, – ука­зы­вал из­вест­ный пра­во­слав­ный мыс­ли­тель, – со­дер­жит­ся идея од­но­сто­рон­но­сти, ка­ко­го-то пря­мо­ли­ней­но­го со­сре­до­то­че­ния на од­ном из мно­гих воз­мож­ных утвер­жде­ний. Пра­во­сла­вие все­лен­ско, а ересь – по су­ще­ству сво­е­му пар­тий­на. Дух сек­ты есть вы­те­ка­ю­щий от­сю­да эго­изм, ду­хов­ная отъ­еди­нен­ность: од­но­сто­рон­нее по­ло­же­ние ста­вит­ся на ос­но­ва­ние без­услов­ной Ис­ти­ны...». Ере­си хри­сти­ан­ско­го Во­сто­ка – ари­ан­ство, несто­ри­ан­ство, мо­но­фи­зит­ство, мо­но­фе­лит­ство, – по­ся­га­ли на са­мое до­ро­гое в хри­сти­ан­стве – Бо­го­во­пло­ще­ние, Бо­го­че­ло­ве­че­ство, а тем са­мым – на прин­цип, ле­жа­щий в ос­но­ве всей хри­сти­ан­ской жиз­ни с ее гар­мо­нич­ным со­че­та­ни­ем небес­но­го и зем­но­го, цер­ков­но­го и свет­ско­го. Бор­цы за Пра­во­сла­вие на­хо­ди­ли под­держ­ку и при­ют в здра­во­мыс­ля­щем Ри­ме, по­чти не за­тро­ну­том эти­ми экс­та­ти­че­ски­ми дви­же­ни­я­ми.

 

 

По­свя­тив вос­по­ми­на­нию по­бе­ды над раз­ру­ши­тель­ны­ми тен­ден­ци­я­ми ви­зан­тий­ских ере­сей имен­но пер­вое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста, Цер­ковь еще раз под­черк­ну­ла свою уни­каль­ную – спа­си­тель­ную и со­зи­да­тель­ную – роль в ми­ро­вой ис­то­рии. Источник: http://azbyka.ru/days/p-torzhestvo-pravoslavija-torzhestvo-zdravogo-smysla

 

Читать синаксарь праздника на сайте Православие.ру 

 

16 марта 2021 года. Архиерейское богослужение

 

16 марта 2021 года, вечером во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона святителя Андрея Критского в Борисо-Глебском соборе Рязани.

 

На первой седмице поста канон читается с понедельник по четверг. Чтобы не просто слышать, но слушать, внимать глубокому покаянному произведению святителя Андрея Критского осмысленно, откликаться на него душой, нужно понимать его язык. И о понимании этого текста говорил в наставлении к верующим митрополит Марк.

 

– Текст покаянного канона был написан много столетий назад, и у него есть свой особый язык – это язык Священного Писания, образов, личностей, историй конкретных людей Ветхого Завета, – пояснил владыка. Он напомнил о том, что в псалмах прозвучали слова: «пойте Богу разумно», и они являются указанием на то, как нужно произносить слова молитв – с пониманием. А чтобы понимать во всей глубине слова молитв и песнопений, нужно не так много усилий: ознакомиться хотя бы с одной, но важнейшей книгой в истории человечества, книгой книг, Библией.

 

– Мы слышали сегодня это чтение, перед нашим мысленным взором вставали образы, которые для автора канона, святого Андрея Критского, были обычными, – продолжил митрополит Марк. – И свой канон писал он, конечно, не как современные студенты, обложившись соответствующей литературой. Все было иначе, люди тогда жили этими образами и понятиями, они существовали в этой естественной среде богомыслия и молитвы. И горе нам, современным людям, которые настолько осуетились, что даже Священного Писания хорошо не знают! Будем стараться, дорогие братья и сестры, хотя бы в дни Великого поста особое внимание уделять своей душе, чтению Божественных Писаний. Дай Бог нам усердия на этом пути, потому что Священное Писание показывает нам духовную историю мира, приводит нас к покаянию и открывает нам жизнь света, в котором нуждается каждый из нас, живущих на земле и часто блуждающих во мраке.

 

Смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

Благотворительная ярмарка в помощь ребёнку

 

21 и 28 февраля 2021 года воспитанники воскресной школы собора Бориса и Глеба провели благотворительную ярмарку в помощь Силинкина Владика (06.02.2010 г.р.), который пострадал в результате аварии. Ребенок лишился двух ножек и одной ручки.


Ребята вместе с преподавателями на занятиях сделали сувениры и поделки, которые выставили на ярмарке. Вырученные средства были переданы для лечения мальчика.


«Такой пример любви детских сердец, готовности поделиться с болящим — образец христианской добродетели для людей всех возрастов», — отметил ключарь собора Бориса и Глеба протоиерей Георгий Аверин.

6 марта 2021 года. Вселенская родительская суббота

 

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.

 

Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому – накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и – притом – приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова – и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех... – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

 

Читать подробнее на сайте Правмир.ру

19 января 2021 года. Крещение Господне

 

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

 

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений...

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.


Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

 

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

 

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни.

 

Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

 

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

 

Митрополит Сурожский Антоний. 19 января 1973 года

 

Читать о празднике на сайте Православие.ру

Рождественские встречи в воскресной школе

 

В воскресной школе Борисо-Глебского собора состоялись Рождественские встречи.


Воспитанники подготовили небольшую театрализованную сценку о том, как в яслях спал маленький Христос, а звери (быки, кошки и другие животные) очень хотели заглянуть к Нему в колыбель, но пастухи Его надёжно охраняли.


Ребятишки представили инсценировку трогательного стихотворения «Крошку ангела в сочельник Бог на землю посылал...» о том, как Господь в Навечерие Рождества Христова поручил одному из своих ангелов подарить маленькую ёлочку тому ребёнку, который её заслуживает больше всех остальных.


Для воспитанников воскресной школы состоялась интерактивная праздничная программа «Сундучок отличного настроения», которая включала в себя игры со снежками, сборку гирлянды, игротанцы, теневые загадки с фонариком, игровой момент «Пряничный домик».


Для детей была организована ярмарка. На протяжении нескольких месяцев дети участвовали в конкурсах, создавали рисунки, творческие поделки и получали за это снежарики. На Рождественской ярмарке ребята обменяли
их на игрушки. В завершение праздника Дед Мороз подарил всем сладкие подарки.

8 января 2021 года. Архиерейское богослужение

 

8 января 2021 года, в день попразднства Рождества Христова, Собора Пресвятой Богородицы, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Борисо-Глебском соборе Рязани.

 

О событии Рождества вновь и вновь напоминают песнопения и чтения, звучащие на богослужении. Все ли евангелисты одинаково описывают это великое событие? И если нет, то почему? Раскрывая такую тему в наставлении, митрополит Марк призвал верующих задуматься, какой урок преподносят верующим и сами повествования, и их особенности.

 

Читать подробнее и смотреть фотографии на сайте Рязанской епархии

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73; 

В храме: +7 (960) 567-76-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

 

Как подать записку
дистанционно:

 

1. Имена о здравии и упокоении
прислать на 
электронный адресЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:

Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин

Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова

 

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:

8 (4912) 25-69-73

+7 (960) 567-76-53

 

 

Работа гуманитарного склада:

Выдача вещей

вторник, среда, четверг

с 10:00 до 12:00

Приём вещей

пятница, суббота 

с 9:00 до 12:00