15 мая 2023 года. Архиерейское богослужение

 

Борисо-Глебский собор города Рязани в течение года встречает несколько престольных праздников. Один из них приходится на 15 мая, это дата перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Кроме того, это день памяти блаженного Василия Кадомского. Сейчас его мощи пребывают в Лазаревском храме Рязани, но на территории собора остается место его перезахоронения и этот святой в приходе особо почитается.

 

В этот день в соборе Божественную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

 

В наставлении по окончании богослужения владыка обратился к темам евангельского чтения дня и убиения святых братьев Бориса и Глеба, указав на общий назидательный смысл всех этих событий:

 

Одним из идеалов христианской жизни в Древней Церкви считалась простота, соотвествующая понятию цельности. У нас должны быть одни мысли, чувства и действия. И трагедия, когда случается разделение между помыслами, намерениями человека и его реальными действиями. Именно об этом трагическом разделении говорится в сегодняшнем Евангелии. Христос обличает Своих противников, иудеев, и говорит, что их отец - не Бог, но диавол. Для них это было совершеннейшим потрясением. Оппоненты Христа не были безбожниками, напротив, это были глубоко верующие люди, цель своей жизни полагавшие в исполнении религиозных норм и предписаний. Мы бы сейчас назвали это жизнью по вере, но как они не старались так жить, исполняя Божии заповеди, эти люди слышат от Христа обличение - «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». Поистине страшные слова, которые являются трагедией Древнего Израиля и многих людей, которые веровали в Бога, стремились исполнить Божественный закон и вместе с тем оказались богопротивниками!

 

В человеческой истории мы можем встретить немало подобных примеров, особенно когда речь идет о ложных явлениях, таких как раскол. Вот и сейчас есть люди, считающие, что они утверждают каноническое Православие, а на самом деле являющиеся раскольниками. Речь идет о раскольниках на Украине. И вместо исполнения дела Божия они раздирают Тело Христово.

 

Наверное, какими-то своими благими представлениями руководствовался и брат Бориса и Глеба Святополк, когда он посылал убийц, чтобы погубить своих братьев. Может, и у него были мысли об опасности разделений, о том, что он станет новым князем и сделает много хороших и добрых поступков. Эти примеры из Евангелия и из истории нашего Отечества для многих из нас служат предостережением. Мало верить в Бога и стремиться к исполнению Его заповедей, нужно иметь рассуждение, ясное понимание правильного направления жизни и понимания сути целей, к которым мы стремимся. Дай Бог нам всем, дорогие братья и сестры, ясного понимания задач и целей нашей жизни, и чтобы в ней не происходило тех трагических противоречий, о которых повествует нам сегодняшнее Евангелие от Иоанна.

 

Смотреть фотографии на официальном сайте Рязанской епархии

13 мая 2023 года. Викторина в воскресной школе

 

В минувшую субботу, 13 мая, воспитанники воскресных школ Борисо-Глебского собора и храма в честь целителя Пантелеимона сыграли в увлекательную интеллектуальную игру. Ребятам предстояло ответить на 11, порой не самых легких, вопросов на тему Великого поста.

 

Но для начала эти вопросы требовалось обнаружить в локациях прихрамовой территории. Дети с восторгом отыскивали секретные местечки по представленным им фотофрагментам. А с правильно данными ответами интерес к игре возрастал в разы.

 

Педагоги подвели итоги проведенной образовательной работы и остались весьма довольны любознательностью и эрудицией маленьких христиан. Завершилась встреча душевным чаепитием и обсуждением совместных планов на будущий учебный год.

 

Смотреть фотографии на странице воскресной школы ВКонтакте

15 мая 2023 года. Престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида

 

15 мая 2023 года в Борисо-Глебском соборе города Рязани в очередной раз встречают престольный праздник – перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Это один из нескольких дней памяти святых братьев, когда верующие особо обращаются к ним, прося о молитвенной поддержке, покровительстве и заступлении.

 

Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской православной церковью. В 2021 году отмечалось 1000-летие со дня причисления их к лику святых. Ежегодно 15 мая и 6 августа Православная Церковь чтит память князей Бориса и Глеба. Истории их жизни посвящены первые памятники древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. Образы святых запечатлены в русской иконографии, живописных полотнах. В их честь построены сотни храмов и монастырей.

 

Поскольку нам точно не известно, каким было богослужение на Руси в конце X – середине XI века, летописное сообщение под 1015 годом об убиении святого князя Бориса является ценным источником. Там сообщается, что страстотерпец пел накануне гибели заутреню, включавшую в себя Шестопсалмие и канон, то есть это была утреня по Студийскому уставу. А еще церковный праздник памяти святых Бориса и Глеба является одним из древнейших праздников русского происхождения: он установлен в 20-е годы XI века.

 

Страстотерпчество, по всей видимости, является преимущественно русским видом святости. Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа. То есть добродетель в данном случае состоит в принятии смертельных мук без личной злобы к собственным убийцам подобно тому, как в Евангелии от Луки распятый Христос говорит: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают…»

 

Читать подробнее о святых благоверных князьях-страстотерпцах Борисе и Глебе

14 мая 2023 года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

 

Со дня Светлого Христова Воскресения Святая Церковь в течение трех недель не может оторваться от событий, непосредственно связанных с Воскресением Господа Иисуса Христа.

 

Первая неделя проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая - в воспоминаниях о том, как уверовал святой Апостол Фома; третья - как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Воскресшего Христа жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа.

 

Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие недели в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения Христова. Это - чудеса исцеления расслабленного и слепорожденного и, как в настоящий воскресный день, обращения самарянки к вере в Господа Иисуса как Спасителя.

 

Какая же связь между Воскресением Христовым и этими событиями?

 

И в Воскресении, и в этих событиях действует Сила Божия.

 

И еще есть между ними другая, особенная связь. Рассмотрим ее ближе.

 

Воскресение Христово мы часто называем праздником Пасхи. А что значит слово - "пасха"? Это слово означает "переход". Христос Воскрес и перевел нас от смерти к жизни и от земли к небу. Так поется в 1-м ирмосе Пасхального канона: "...от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе..."

 

Пасха означает переход во многих смыслах: от смерти к жизни, от гибели к спасению, а также в земном смысле - от болезни к здравию. Последнее видно на примерах расслабленного и слепорожденного.

 

Тридцать восемь лет лежал человек и не мог встать, но, по слову Христову, встает, и ходит, и носит тяжести (Ин. 5, 1-15).

 

Всю жизнь, от рождения, другой человек не видел, но послушался Иисуса Христа как Сына Божия (Ин. 9, 1-38).

 

Остановимся на примере самарянки.

 

Переход от худшего к лучшему с нею совершается несколько раз.

 

Вот физический переход: она идет за водою из города, выходит из него и приходит к колодцу. Это святое место. Здесь - древний колодец, ему, когда происходили евангельские события, уже было около 2000 лет, его выкопал внук Авраама Иаков для своего сына Иосифа (Ин. 4, 5-6). Самарянка ходила к этому колодцу, вероятно, каждый день. Такая прогулка за водою отрывает человека от жизненной суеты, от ежедневных дел и располагает к тому, чтобы принять Божию мудрость. И однажды, когда она встретила у колодца Господа нашего Иисуса Христа, совершилось ее духовное перерождение, совершился великий переход от духовной тьмы к свету веры.

 

Христос говорит ей: "Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4, 10) - и потом: "...кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4, 14).

 

Самарянка получила живую воду Христову: она уверовала в Господа Иисуса Христа как Спасителя. По слову Христову она сама сделалась источником живой воды, потому что проповедовала Господа своим согражданам, и они пришли к Христу и уверовали в Него (Ин. 4, 29-30; 39-42).

 

Внутри этого, главного, перехода в жизни самарянки мы можем заметить еще два.

 

Это - нравственное изменение, очищение личной жизни. Когда самарянка попросила у Христа: "Господи, дай мне этой (т. е. живой) воды", Спаситель ответил ей: "Пойди, позови мужа твоего и прииди сюда", а самарянка возразила: "У меня нет мужа". Как видно из дальнейшего, самарянка схитрила. Она хотела утаить от Спасителя недостатки своей личной жизни.

 

Спаситель, вместо того чтобы ее упрекнуть, с искусством великого Педагога и Врача похвалил ее, сказав: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".

 

И тогда женщина, поняв, что ее жизнь открыта перед Господом, согласилась с Ним и сказала: "Господи! Вижу, что Ты пророк" (Ин. 4, 15-19).

 

Не будем сомневаться: согласие с Господом очищает, изменяет душу. Самарянка, произнеся слова согласия, становится другим человеком, очищается. У нее пробуждается духовный интерес. В его появлении и заключается еще один переход от худшего к лучшему. В результате самарянка немедленно задает Господу важный религиозный вопрос, занимавший, вероятно, не только ее, но и ее земляков. Она, сказав: "Господи! Вижу, что Ты пророк!", - продолжает: "Отцы наши покланялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме" (Ин. 4, 19-20). Христос Спаситель разъясняет самарянке, что Богу можно кланяться везде, и в то же время называет Бога Отцом. Он говорит: "Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и покланяющиеся Ему должны покланяться в духе и истине" (Ин. 4, 23-24).

 

В этих словах Спасителя мы можем увидеть также и иносказательное указание на тайну Пресвятой Троицы. Покланяться Отцу, то есть первому Лицу Святой Троицы, в Духе,то есть в третьем Лице Святой Троицы, и Истине, то есть во втором Лице Святой Троицы. Вспомним, что о Самом Себе Христос сказал: "Я есмь Истина" (Ин. 14, 6).

 

Итак, поклоняться Отцу в Духе и Истине - значит, войти в общение со всей Святой Троицей. Какое счастье так поклоняться Богу!

 

Повторяем, много спасительных переходов от худшего к лучшему испытала самарянка: переход пешеходный, когда она шла от дома к колодцу; переход от упрека к просьбе, чтобы Христос дал ей живую воду; переход от суеверия - будто Богу можно поклоняться только на определенной горе - к Истинной вере в Отца Небесного, Которому нужно поклоняться в Духе и Истине; переход от непросвещенного состояния к вере во Христа как Спасителя.

 

Поэтому вспоминаемое сегодня событие, именно беседа с самарянкой, является воспоминанием, уместным в Пасхальное время, когда мы празднуем переход от смерти - к жизни, от земли - к Небу, празднуем Воскресение Христово, Которому слава!

 

Аминь.
Митрополит Иоанн (Вендланд) 16 мая 1982 года

 

Читать еще на сайте Православие.ру

7 мая 2023 года. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном


 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и что ни один человек не нашелся, кто бы ему помог... И то, что случилось с этим человеком, в данное время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге, найти Живого Бога, – потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и холоде, в одиночестве и ужасе.

 

Вторая черта сегодняшнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал, о чем-то мечтал, чего-то добивался и стоял рядом с другим человеком, который был в той же нужде, но дольше, в той же нужде, но больше, – кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону, и сказал: ты пройди первым, ты будь первая, я подожду... В ответ на такой поступок, Господь мог бы дать человеку (каждому из нас, если бы мы только сумели так поступить) такую душевную тишину, такой свет, который сделал быненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся.

 

И наконец, Христос говорит этому человеку: Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил... Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлениями; но в основе, грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности, целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком – цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь; Он нас предупредил о том, что то, чего мы не сделали кому бы то ни было из наших ближних, мы не сделали и Ему; и наоборот, если мы что-либо сделали для ближнего нашего, мы Ему это сделали, потому что когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любимый никогда этого не забудет.

 

Вдумаемся в то, что мы сейчас читали, в те намеки понимания, которые я пробовал довести до вашего сознания. Вот, доведите их до сознания, доведите до сердца, до воли, и пусть это все расцветет в живые, творческие поступки. Аминь.

 

Митрополит Антоний Сурожский 28 апреля 1991 г. 

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

30 апреля 2023 года. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

 

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.


По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

23 апреля 2023 года. Праздник в воскресной школе

 

Вот и закончилась Пасхальная Седмица...


С поеданием куличей, обменом крашеными яйцами, весёлым каждодневным перезвоном колоколов из разных уголков каждого православного города...


В нашей воскресной школе Светлая Седмица завершилась праздничным чаепитием с чтением стихов весёлых и стихов, заставляющих задуматься о главном...


Дети пели песни, водили хоровод, радовались Воскресению нашего Спасителя. Христос будет ходит по земле до самого Вознесения, радуйтесь, православные, Христос Воскресе!

 

Смотреть видео на странице ВКонтакте

23 апреля 2023 года. Неделя 2-я по Пасхе Апостола Фомы

 

В эту неделю вспоминается явление Господа по воскресении апостолам и осязание язв Его апостолом Фомой. Явление воскресшего Господа апостолу Фоме и всем единонадесяти избрано в первый воскресный день по неделе Пасхальной, потому что обстоятельства этого явления служат непререкаемым доказательством воскресения Господа из гроба, «яко от чертога, с пречистою Его плотию.» Оно уверяет не только верующих и окрыленных радостью всех последователей Господа, а и самих неверующих язычников и врагов Христа Спасителя — иудеев, уверяет в том, что восставший силой Божества Своего из гроба, Иисус Христос, по воскресении имел не мнимую, или призрачную плоть, в форму которой облекаются иногда являющиеся нам бесплотные духи или святые братия небожители, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которой пригвожден был ко кре сту и на которой остались от того, даже и по воскресении, язвы.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ru

18 апреля 2023 года. Архиерейское богослужение

 

Продолжаются дни празднования Христова Воскресения. Каждое богослужение Светлой седмицы, следующей за торжеством Пасхи Господней, славит и воспевает это великое событие, даровавшее спасение роду человеческому. В Светлый вторник, 18 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк разделил радость о Воскресшем Господе с прихожанами кафедрального собора благоверных князей Бориса и Глеба в Рязани, где совершил Божественную литургию и возглавил крестный ход.

 

После Своего славного Воскресения Господь являлся ученикам, и благодаря евангелистам известно несколько таких эпизодов. Одному из них было посвящено евангельское чтение в Светлый вторник, о чем говорил в наставлении после службы митрополит Марк:

 

– Сегодня, дорогие братья и сестры, во время Литургии мы слушали с вами повествование о явлении Христа Воскресшего Его ученикам. Евангелист Лука рассказывает, что Господь внезапно явился двум из них во время их путешествия. И несмотря на то, что ученики не один месяц жили вместе с Господом, они Его не узнали. Это говорит о том, что Тело Христа Воскресшего после восстания из гроба преобразилось и стало особым.

 

Ученики все же узнали своего Учителя, но только в конце путешествия – по знаку, который Господь совершил незадолго до Своих Страстей. Этим знаком было преломление хлеба. Наверняка последняя вечеря, ужин Христа с учениками врезался в их сознание. Ведь во время этого ужина Господь символическим образом предсказал Свои будущие страдания. Он преломил хлеб и дал его есть ученикам и сказал слова над Чашей, но это было не привычное для еврейской пасхальной трапезы благословение. Господь предсказал, что Кровь Его будет излита за них.

 

Вот этот красноречивый жест преломления хлеба и узнали ученики, познав через него своего Учителя. Конечно, это событие является символическим, поскольку мы через Причащение святых Христовых Таин встречаемся со Спасителем, воспринимаем Христа Опыт богообщения для нас связан с Причащением Святых Христовых Таин. Такая истина следует этого евангельского рассказа.

 

Другой важный урок, который мы извлекаем из описанного события – то, что Христос для нас – это каждый ближний. Об этой истине мы узнаем и в притче о Страшном суде, которую рассказал Господь незадолго до Своих страданий. На этом суде Христос скажет всем, кто будет справа от Него, что они помогли Ему в тяжелых обстоятельствах и потому наследуют Царство Небесное. Поэтому каждый ближний для нас – это Христос, и любая милость, оказанная ближнему оказывается Самому Христу.

 

Вот таков удивительный смысл этого евангельского повествования. Воскресший Господь является Своим ученикам и продолжает их учить и наставлять, открывая тайны Царства Божия.

 

* * *

 

День за днем наступивший праздник Пасхи питает радостью и укрепляет верующих. А у кого-то эта радость умножается благодаря событиям земной жизни. Так, после службы в Борисо-Глебском соборе митрополит Марк вручил клирику епархии, председателю отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерею Сергию Рыбакову Патриаршую награду – орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени, во внимание к трудам на благо Святой Церкви и по случаю 25-летия служения в сане пресвитера.

 

Официальный сайт Рязанской епархии

 

Пасхальное поздравление митрополита Рязанского и Михайловского МАРКА – 2023 год

 

Христос Воскресе!

 

Приветствую всех вас, дорогие братья и сестры, нашим традиционным пасхальным благовестием!

 

В эти благословенные дни мы с вами отмечаем самый главный, самый светлый, самый радостный праздник Православной Церкви – Воскресение Христово! Вступая в период пасхального торжества, мы приобщаемся к самому Источнику вечной жизни. Перед нами приоткрывается дверь будущего райского блаженства.

 

Именно поэтому праздник Пасхи дает нам силы пройти все испытания, которые сегодня обрушились не только на каждого из нас по отдельности, но на всю нашу страну, на весь наш многострадальный народ: гибнут наши братья и сестры. Смерть показывает свой страшный оскал. И каждый из нас чувствует ее ледяное дыхание.

 

Тем сильнее животворит нас осознание того, что Христос воскрес! Что смерти больше нет! И смерть физическая есть лишь один из этапов нашего бытия. Если мы со Христом, то смерти для нас не существует!

 

Сын Божий искупил на Кресте все грехи человеческие и Своей Жертвой открыл нам Пусть ко спасению. Это спасение совершается в Церкви Христовой. В Церкви все мы объединяемся в единое целое. И, причащаясь Тела и Крови Христовых, мы становимся братьями и сестрами. И только так, держась друг друга, мы сможем преодолеть все страдания и тревоги настоящей жизни. Потому что только там, где Христос, - там жизнь, там радость, там Победа!

 

Воистину воскресе Христос!


Митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Пасха Христова 2023 г.

 

Официальный сайт Рязанской епархии

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73; 

В храме: +7 (960) 567-76-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

 

Как подать записку
дистанционно:

 

1. Имена о здравии и упокоении
прислать на 
электронный адресЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:

Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин

Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова

 

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

В связи с капитальным ремонтом крестильного храма,

с 23 мая 2023 года крещение детей совершается в самом Соборе (Боголюбский предел).

Крещение проводится: в будни и субботу с 11 часов, в воскресенье с 12 часов.


БЕСЕДЫ для венчающихся проходят в субботу в 15 часов, а для крестных родителей в 15-30 и в воскресенье с 13-30 до 14-30 в классе воскресной школы.


По всем дополнительным вопросам обращайтесь за свечной ящик в храме.

 

Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:

8 (4912) 25-69-73

+7 (960) 567-76-53

 

 

Работа гуманитарного склада:

В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает

 

ЦЕРКОВНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ

сеть православных центров помощи для зависимых

 

8 (800) 600-16-93

бесплатно, профессионально, анонимно

 

protivnarko.ru

консультации по зависимости, подбор православного реабилитационного центра, он-лайн группы поддержки