14 августа 2019 года. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

 

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".

 

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".

 

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

 

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

6 августа 2019 года. Митрополит Марк возглавил литургию в Борисо-Глебском соборе Рязани в день престольного праздника

 

Смирение, братолюбие, послушание – эти качества многим кажутся недостижимыми и в наше время, насчитывающее позади много столетий православной истории Руси. И тем более удивительным примером они были во времена, когда жили князья Борис и Глеб. Они были убиты по приказу собственного брата, но не противились этому, надеясь, что и в его очерствевшем сердце пробудятся любовь и милосердие.

 

6 августа Церковь прославляет память братьев Бориса и Глеба, прославленных в лике страстотерпцев. По этому случаю митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в старейшем кафедральном соборе Рязани – этот храм, освящен в честь святых князей Бориса и Глеба.

 

По окончании богослужения митрополит Марк обратился к верующим с наставлением, посвященным сути подвига святых братьев:

 

– Среди святых русской земли благоверные князья Борис и Глеб занимают особое место. Они – первые среди русских святых. И хотя раньше них на Руси жили угодники Божии, например, князь Владимир, княгиня Ольга – но прославлены эти святые были позже.

 

Подвиг князей-страстотерпцев Бориса и Глеба несколько необычен, поскольку, строго говоря, они отдали свою жизнь не за Христа. Их убивали не как мучеников, исповедников веры во Христа. Их убивали как претендентов на княжеский престол. И в глазах убийц князья не были свидетелями веры во Христа. Однако они не захотели противиться своему брату, прозванному в народе Окаянным, не стали средством братоубийственной войны. Они покорились Промыслу Божию, не ждали, что брат может поднять на них руку. В итоге они, подобно Христу, не противясь, отдали свои души Богу. И Русь, пораженная таким незлобием, признала их в качестве святых, как чистую жертву Богу.

 

Какое же послание несут нам благоверные князья? Какой смысл имеет их подвиг для Русской земли и для всех нас? Мы знаем, как страдала Русь, какие беды и проблемы отягощали ее бытие. Она изнемогала от разделения, вражды и нестроений между князьями. Именно отсутствие понимания, междоусобная война стали причиной монголо-татарского ига. И не только его, но и многих других бед, включая Смутное время и Октябрьский переворот.

 

И князья не просто словом, но делом показали, что они готовы скорее умереть, нежели оказаться средством вражды и междоусобной брани. Они отдали свои жизни за единство Руси. И мы, дорогие братья и сестры, живя почти на тысячу лет позже благоверных князей, должны помнить их наказ, должны учиться у них кротости, смирению и самое главное – мирному духу. Нам надо жить в мире и любви со своими ближними, с теми, с кем мы вместе молимся, с кем вместе трудимся, работаем, с кем мы составляем наш русский народ, со всеми гражданами нашего Отечества. Вот в этом смысл послания благоверных страстотерпцев, адресованного и нашей эпохе.

 

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, стараясь следовать за Христом, стремиться к единству, укреплять его, воспринимать своих сограждан как братьев и сестер, и любыми средствами избегать вражды, ненависти, злобы и разделений.

 

Пресс-служба Рязанской епархии

Смотреть фотографии и видеоматериалы на сайте Рязанской епархии

12 июля 2019 года. Память первоверховных Апостолов Петра и Павла

 

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

 

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

 

Читать об Апостолах на сайте Православие.ру

7 июля 2019 года. Рождество Иоанна Крестителя

 

7 июля 2019 года Православная Церковь отмечает великий праздник – Рождество святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие ожидавшегося евреями Мессии — Господа Иисуса Христа. Сам Иоанн потом крестил Спасителя в реке Иордан (Мф, 3; Мк. 1, 11; Лк. 3; Ин. 1).

 

Он также обличал пороки, в том числе, и царя Ирода Антипы, который находился в незаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа Иродиадой. Святой Иоанн Предтеча окончил свою жизнь мученически – по наущению, прежде всего, Иродиады, ему отрубили голову. По своему значению Иоанн Предтеча является самым значимым праведником после Божией Матери.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

1 июля 2019 года. Седмица 3-я по Пятидесятнице. Икона Божией Матери Боголюбская

 

 

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

 

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

 

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.

 

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

30 июня 2019 года. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых в земле Русской просиявших

 

Каждый год Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих» – Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней. Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.

 

Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним. Святые Церкви – наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник».

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

23 июня 2019 года. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых

 

Неделя всех святых - празднование Православной Церкви в честь всех святых. Празднуется в 1-ю неделю по Пятидесятнице. Продолжая собой празднование Пятидесятницы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов, Неделя всех святых напоминает о всём множестве святых, которые просияли и которым надлежит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от Адама и до Второго Пришествия Христова.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

16 июня 2019 года. День Святой Троицы. Пятидесятница

 

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

 

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: "От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима". Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

 

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: "исполнишася вси Духа Свята". – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

 

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

 

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

 

Читать еще материалы, посвященные празднику

15 июня 2019 года. В Троицкую родительскую субботу митрополит Марк совершил литургию и панихиду в Борисо-Глебском соборе

 

Накануне Пятидесятницы, дня Святой Троицы, Православной Церковью установлена родительская суббота, называемая Троицкой. Это одна из семи родительских суббот и одна из двух, именуемых Вселенскими, то есть таких дней, когда верующие молятся обо всех преждепочивших православных христианах, а не только об усопших родных и близких.

 

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк в этот день, 15 июня 2019 года, совершил Божественную литургию и панихиду в Борисо-Глебском соборе Рязани. После богослужения владыка обратился к верующим с наставлением, посвященным значению Троицкой родительской субботы как для ныне живущих православных христиан, так и для тех, чей земной путь уже завершился.

 

– Сегодня, в субботний день, накануне праздника Пятидесятницы, мы с вами, дорогие братья и сестры, вспоминаем всех от века усопших православных христиан. Эта суббота называется Вселенской родительской. Почему же именно сегодня, накануне праздника Пятидесятницы, мы отмечаем память наших усопших прародителей? Праздник Пятидесятницы называется еще днем рождения христианской Церкви, потому что именно в этот день Святой Дух сошел на апостолов и именно с этого времени начинает свой исторический путь Христова Церковь на земле.

 

Церковь Христову многие воспринимают чисто по-земному. Если брать наших современников, многие из них говорят о том, что Церковь – лишь одна из многих общественных организаций. Да, старое, пусть даже со своими особенностями и традициями, но именно земное сообщество, имеющее свою земную миссию, служение.

 

Сам факт того, что мы отмечаем сегодня день памяти многих наших усопших прародителей, говорит о более глубоком восприятии Церкви. Церковь – это не только те, кто еще жив и несет свое служение в ее лоне. Церковь заключает в себе и живущих, и усопших. Церковь есть общество, главой которого является Христос, и членами Церкви являются как те, кто еще принадлежит к Церкви воинствующей, так и те, кто уже упокоился от земных дел.

 

Мы сегодня поминаем память всех от века усопших православных христиан, возносим Богу за них особую молитву. Счастливы те люди, которые жили со Христом и умерли с Ним. За них постоянно творится молитва. Даже если не останется никого из родственников и близких, тех, кто возглашает им вечную память, молитва Церкви продолжается, и она обнимает всех тех людей, которые в вере и благочестии завершили свой земной путь. Это урок и для нас, братья и сестры, чтобы мы были верными Богу, чтобы мы принадлежали к этому великому объединению, к этому великому таинственному телу, главой которого является Христос. Дай Бог всем нам хранить верность Христу, стараться, чтобы наши грехи не отделяли нас от Церкви, и чтобы мы всегда, не важно, в каком бы мы ни были состоянии, еще живыми или уже усопшими, находились бы под покровительством Церкви, и чтобы за нас всегда творилась в храмах молитва.

 

Пресс-служба Рязанской епархии

6 июня 2019 года. Вознесение Господне

 

Вознесение Господне (Вознесение) – двунадесятый, переходящий, христианский праздник, установленный в воспоминание события новозаветной истории, вознесения Иисуса Христа во плоти на Небо. А так же в память обещания второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа.


Отмечается праздник на сороковой день после Пасхи, т.к. от Своего воскресения из мертвых до вознесения Господь пробыл на земле сорок дней. Праздник всегда приходится на четверг 6-й недели по Пасхе.


Число сорок — особенное число во всей Священной истории. Согласно закона Моисеева в сороковой день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. Иисус Христос в сороковой день после Воскресения,а по сути, после нового рождения, должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества.


Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на небо.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

При подготовке к Таинству Крещения взрослые, дети сознательного возраста и восприемники малолетних детей (крестные родители) должны посетить огласительную беседу.

 

Огласительные беседы проводятся в крестильном храме:

Суббота – 15.30

Воскресенье – 12.30 

Огласительные беседы перед Таинством Венчания проводятся
по субботам в 15:00

 

Читать подробнее об огласительных беседах

 

Таинство крещения
совершается:

Вторник, Среда и Четверг:

в 10.00.

Пятница, Суббота и Воскресенье:

в 10.00 и в 17.00.

Понедельник:

выходной.

Необходимо придти на 10–15 минут раньше для регистрации. 

 

Можно предварительно записаться по телефону:

+7 900 971-55-63

8 (4912) 25-54-20 

с 10:00 до 13:00

кроме понедельника

 

Работа гуманитарного склада:

- понедельник с 17.10 до 18.10

(прием и выдача вещей);

- среда c 15.00 до 16.30

(строго прием вещей).