23 апреля 2023 года. Неделя 2-я по Пасхе Апостола Фомы
В эту неделю вспоминается явление Господа по воскресении апостолам и осязание язв Его апостолом Фомой. Явление воскресшего Господа апостолу Фоме и всем единонадесяти избрано в первый воскресный день по неделе Пасхальной, потому что обстоятельства этого явления служат непререкаемым доказательством воскресения Господа из гроба, «яко от чертога, с пречистою Его плотию.» Оно уверяет не только верующих и окрыленных радостью всех последователей Господа, а и самих неверующих язычников и врагов Христа Спасителя — иудеев, уверяет в том, что восставший силой Божества Своего из гроба, Иисус Христос, по воскресении имел не мнимую, или призрачную плоть, в форму которой облекаются иногда являющиеся нам бесплотные духи или святые братия небожители, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которой пригвожден был ко кре сту и на которой остались от того, даже и по воскресении, язвы.
18 апреля 2023 года. Архиерейское богослужение
Продолжаются дни празднования Христова Воскресения. Каждое богослужение Светлой седмицы, следующей за торжеством Пасхи Господней, славит и воспевает это великое событие, даровавшее спасение роду человеческому. В Светлый вторник, 18 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк разделил радость о Воскресшем Господе с прихожанами кафедрального собора благоверных князей Бориса и Глеба в Рязани, где совершил Божественную литургию и возглавил крестный ход.
После Своего славного Воскресения Господь являлся ученикам, и благодаря евангелистам известно несколько таких эпизодов. Одному из них было посвящено евангельское чтение в Светлый вторник, о чем говорил в наставлении после службы митрополит Марк:
– Сегодня, дорогие братья и сестры, во время Литургии мы слушали с вами повествование о явлении Христа Воскресшего Его ученикам. Евангелист Лука рассказывает, что Господь внезапно явился двум из них во время их путешествия. И несмотря на то, что ученики не один месяц жили вместе с Господом, они Его не узнали. Это говорит о том, что Тело Христа Воскресшего после восстания из гроба преобразилось и стало особым.
Ученики все же узнали своего Учителя, но только в конце путешествия – по знаку, который Господь совершил незадолго до Своих Страстей. Этим знаком было преломление хлеба. Наверняка последняя вечеря, ужин Христа с учениками врезался в их сознание. Ведь во время этого ужина Господь символическим образом предсказал Свои будущие страдания. Он преломил хлеб и дал его есть ученикам и сказал слова над Чашей, но это было не привычное для еврейской пасхальной трапезы благословение. Господь предсказал, что Кровь Его будет излита за них.
Вот этот красноречивый жест преломления хлеба и узнали ученики, познав через него своего Учителя. Конечно, это событие является символическим, поскольку мы через Причащение святых Христовых Таин встречаемся со Спасителем, воспринимаем Христа Опыт богообщения для нас связан с Причащением Святых Христовых Таин. Такая истина следует этого евангельского рассказа.
Другой важный урок, который мы извлекаем из описанного события – то, что Христос для нас – это каждый ближний. Об этой истине мы узнаем и в притче о Страшном суде, которую рассказал Господь незадолго до Своих страданий. На этом суде Христос скажет всем, кто будет справа от Него, что они помогли Ему в тяжелых обстоятельствах и потому наследуют Царство Небесное. Поэтому каждый ближний для нас – это Христос, и любая милость, оказанная ближнему оказывается Самому Христу.
Вот таков удивительный смысл этого евангельского повествования. Воскресший Господь является Своим ученикам и продолжает их учить и наставлять, открывая тайны Царства Божия.
* * *
День за днем наступивший праздник Пасхи питает радостью и укрепляет верующих. А у кого-то эта радость умножается благодаря событиям земной жизни. Так, после службы в Борисо-Глебском соборе митрополит Марк вручил клирику епархии, председателю отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерею Сергию Рыбакову Патриаршую награду – орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени, во внимание к трудам на благо Святой Церкви и по случаю 25-летия служения в сане пресвитера.
Официальный сайт Рязанской епархии
Пасхальное поздравление митрополита Рязанского и Михайловского МАРКА – 2023 год
Христос Воскресе!
Приветствую всех вас, дорогие братья и сестры, нашим традиционным пасхальным благовестием!
В эти благословенные дни мы с вами отмечаем самый главный, самый светлый, самый радостный праздник Православной Церкви – Воскресение Христово! Вступая в период пасхального торжества, мы приобщаемся к самому Источнику вечной жизни. Перед нами приоткрывается дверь будущего райского блаженства.
Именно поэтому праздник Пасхи дает нам силы пройти все испытания, которые сегодня обрушились не только на каждого из нас по отдельности, но на всю нашу страну, на весь наш многострадальный народ: гибнут наши братья и сестры. Смерть показывает свой страшный оскал. И каждый из нас чувствует ее ледяное дыхание.
Тем сильнее животворит нас осознание того, что Христос воскрес! Что смерти больше нет! И смерть физическая есть лишь один из этапов нашего бытия. Если мы со Христом, то смерти для нас не существует!
Сын Божий искупил на Кресте все грехи человеческие и Своей Жертвой открыл нам Пусть ко спасению. Это спасение совершается в Церкви Христовой. В Церкви все мы объединяемся в единое целое. И, причащаясь Тела и Крови Христовых, мы становимся братьями и сестрами. И только так, держась друг друга, мы сможем преодолеть все страдания и тревоги настоящей жизни. Потому что только там, где Христос, - там жизнь, там радость, там Победа!
Воистину воскресе Христос!
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Пасха Христова 2023 г.
9 апреля 2023 года. Благотворительная ярмарка
9 апреля 2023 года Русская Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. По окончании Божественной Литургии в Борисо-Глебском соборе состоялась благотворительная ярмарка в поддержку бойцов, участвующих в СВО.
Юные воспитанники воскресной школы храма с особой теплотой и любовью создали поделки. И не только дети порадовали наших гостей. Особо хочется отметить Елену Ивановну Иванкину, которая присоединилась к общему делу и передала результаты своего творчества для реализации на нашей ярмарке. Елена Ивановна – директор воскресной школы при храме святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Красивые и полезные предметы интерьера и актуальные мелочи стали благополучным приобретением и принесут огромную пользу душе каждого участника ярмарки. Все собранные средства будут направлены бойцам, участвующим в СВО.
31 марта 2023 года. Архиерейское богослужение
31 марта 2023 года, в пятницу пятой седмицы Великого поста, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил уставное богослужение и Литургию преждеосвященных Даров в соборе благоверных князей Бориса и Глеба в Рязани в сослужении епископа Скопинского и Шацкого Питирима. В этот день глава Рязанской митрополии отмечает свой день рождения, и многие верующие пришли в храм, чтобы молитвенно встретить значимый для архипастыря день.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с наставлением, посвященным вере Авраама:
– Существуют разные категории людей, в частности – тех, кто ходит в наши храмы и называемых людьми верующими. Мы в глазах мира – люди верующие. Но что значит быть верующим? Все хорошее в этой жизни начинается с веры. Конечно, речь идет не о вере в себя, не о вере в человечество или в абстрактное добро, но вере в личного Бога – нашего Бога и Спасителя. И однако мы нередко являемся верующими лишь по названию. Да, многим из нас свойственна вера, мы признаем высший разум, исповедуем веру в Бога, но часто вера занимает совсем небольшое место в нашей душе и жизни. Вера у нас становится как будто неким довеском к тому, что есть. И вместе с тем на богослужении мы слышим молитву о живущих верой, то есть о людях, для которых вера – не просто что-то важное и существенное, но сама основа жизни.
Вокруг нас есть немало примеров подлинной, настоящей веры. Это, прежде всего, жития наших святых, подвижников благочестия, которые жили верой и для которых она являлась самой глубокой основой бытия.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали другой пример веры – у Авраама, и этот пример нам кажется непривычным и жестоким. Мы слышали сегодня отрывок из книги «Бытие», где рассказывалось о том, что сделало Авраама отцом всех верующих людей на земле. Сначала Господь обещал, что у него родится сын, хотя и Авраам, и его жена были в преклонных годах. Несмотря на его сомнения, сын все-таки родился, но затем последовало новое страшное испытание веры. Господь повелел ему принести своего сына в жертву. Для нас сами по себе эти слова являются страшными и странными, ведь у нас давно нет кровавых жертв. Но древний мир – другой.
Даже в Ветхом Завете жертвы Богу носили кровавый характер – барашки, ягнята, быки, голуби, так что священники, служившие в храме, в большие праздники ходили по щиколотку в крови жертвенных животных. Конечно, Бог Авраама, Исаака, истинный Бог, никогда не повелевал приносить в жертву людей. Однако среди окрестных Израилю народов практиковались, в том числе, и кровавые человеческие жертвоприношения.
Из истории Ветхого Завета мы знаем, что несмотря на строгий запрет древним евреям приносить в жертву людей, они иногда соблазнялись обычаями чуждых народов и следовали их примеру.
И вот Авраам, который получил долгожданного сына и обетование о том, что от него произойдет огромное количество народа, призывается идти и принести его в жертву. Причем не одного из многих сыновей, как было в древние времена. У него был один-единственный сын, вся его надежда, которую Господь, испытывая его веру, ипризывает принести на алтарь и заколоть. Трудно представить, что происходило в душе Авраама. Мы не знаем, что он думал, Писание не раскрывает нам внутренний мир этого праведника...
Автор книги «Бытие» говорит, что он шел, несмотря на боль, может, преодолевая маловерие и страшные терзания. Самое главное – он шел, и это и значит «жить верой». Не просто молиться, надеясь на лучшую участь, ожидая за гробом утешения, а жить верой. Авраам дошел до цели своего путешествия и не побоялся возложить своего сына на жертвенник. И только в самом конце получил извещение от Бога, что Он не нуждается в жертве его сына, потому что испытание веры на этом закончилось.
Этот пример веры останется для нас недосягаемым на все времена, хотя сам характер этой жертвы нам не то что принять, а даже понять. Будем взирать, дорогие братья и сестры, на веру Авраама и многих наших современников, великих людей, прославленных Церковью в качестве святых, вдохновляться этими примерами веры и стараться в нашей жизни непросто веровать, а жить верой, как жил своей верой праведный Авраам, отец всех верующих.
* * *
На малом входе несколько клириков Рязанской епархии за усердное служение Церкви к празднику Пасхи были удостоены богослужебно-иерархических наград.
Протоиерей Александр Добросельский был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы...».
Протоиерей Вадим Базылев, протоиерей Арсений Вилков, протоиерей Вячеслав Штанько и протоиерей Дионисий Ермошин были награждены правом ношения наперсного креста с украшениями.
Иерей Александр Рожков был удостоен права ношения палицы.
Один день из жизни нашей воскресной школы
Поклонившись Кресту, причастившись Святых Таин и традиционно перекусив, юные прихожане Борисо-Глебского храма отправились за новыми знаниями.
Продолжились бесценные уроки колокольного звона. Сергей Леонидович заботливо научает относиться к процессу ответственно, щедро делится секретами звонаря, наставнически направляет кисти ещё не окрепших детских рук.
В классе тем временем ребята составляли календарь Великого Поста. Вспомнили, чему посвящены были первые две недели, радостно делились наблюдениями в храме сегодня, в неделю Крестопоклонную.
Разучили новую песню – готовимся к Пасхе Христовой.
И, конечно, любимым бисероплетением успели заняться. Если кто считает, что дело это – исключительно девчачьих рук, позволим себе возразить. У нас всегда с удовольствием за мелкие стеклярусы и бусинки берутся ребята. Да какие шедевры выходят из-под их рук!
А ещё педагоги нашей воскресной школы всегда готовы поддержать инициативу от своих воспитанников. Так, например, София предложила читать во время занятий рукоделием Евангелие. Тут же присоединился к ней братец Саша. Да и остальные детки - не промах - уверенно отвечают на непростые вопросы чтецов, смело обсуждают услышанное.
Приходите в нашу воскресную школу, приводите своих дочек и сыновей, и заметите, как наполнятся их и ваши сердца!
16 марта 2023 года. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с ситуацией вокруг Киево-Печерской лавры
Киево-Печерская лавра — это первый монастырь Киевской Руси, существующий с XI века. Этот монастырь — родоначальник общей духовной монашеской традиции русского, украинского и белорусского народов. Это колыбель нашей цивилизации и национальной культуры. Здесь написан первый исторический памятник Древней Руси — «Повесть временных лет», отсюда берет свои истоки письменность и литература наших народов. На протяжении тысячелетней истории обитель неоднократно страдала от набегов, иноземных завоеваний и откровенных гонений на христиан. Но лишь во времена господства воинствующей атеистической власти в ХХ столетии монашествующих изгоняли из Киево-Печерской лавры.
Новые поколения монахов возродили обитель, приложив колоссальные труды и большие средства (при минимальной помощи государства, а то и в отсутствие таковой) для реставрации обители, восстановления отнятых ныне Успенского и Трапезного храмов, но, главное, для воссоздания духовных традиций и полноценной монашеской жизни. Лавра остается одним из крупнейших православных монастырей мира, объединяющим более 200 монахов и послушников. На ее территории также размещен центр управления Украинской Православной Церкви, проживают сотни будущих священнослужителей — студентов Киевской духовной академии и семинарии.
Ультиматум государственных властей в отношении Киево-Печерской лавры представляется чудовищным деянием, сравнимым с гонениями на веру во времена безбожия. Как и в то время, власти открыто игнорируют закон, не говоря уже о минимальном уважении к правам сограждан. Работы некой комиссии по поиску нарушений в хозяйственной деятельности монастыря имели непрозрачный характер. Ее репрессивная цель — полное изгнание монашествующих из лавры. Эта цель не скрывалась государственными чиновниками и представителями иных религиозных организаций Украины, находящимися под влиянием светских властей. Вызывает сожаление тот факт, что при декларировании государственным руководством Украины своей приверженности демократическим нормам, европейскому пути развития, соблюдению прав и свобод человека эти права и свободы сегодня попираются самым вопиющим образом.
Прошу приложить все возможные усилия, чтобы воспрепятствовать принудительному закрытию монастыря, каковое приведет к нарушению прав миллионов украинских верующих на свободу вероисповедования, гарантированных Конституцией Украины, а также такими документами, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, многими другими актами международного значения. Очень надеюсь, что мои слова будут услышаны.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Объявление. Таинство Елеосвящения (Соборования)
Дорогие братья и сестры!
Таинство Соборования будет совершаться:
12 марта (воскресенье) в 18:00
28 марта (вторник) в 10:00
4 апреля (вторник) в 18:00
Читать о таинстве на сайте Православие.ру
28 февраля 2023 года. Архиерейское богослужение
Вечером 28 февраля 2023 года митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Борисо-Глебском соборе Рязани.
В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция (видео доступно в записи).
В наставлении к верующим владыка обратил внимание верующих на образное название Святой Великой Четыредесятницы – весна духовная.
Когда приходит весна, природа, в соответствии с программой, которую Господь вложил в нее, вновь наполняется жизнью. В самом начале весны еще трудно бывает, например, отличить мертвое дерево от живого, но постепенно все проясняется: действительно мертвые растения так и остаются без признаков жизни, а живые – пробуждаются, наполняются соками, украшаются прекрасными цветами и листвой. И по образу весны в природе Церковь ожидает от своих чад, проводящих дни своей жизни словно к вечном сне и дремоте, духовного пробуждения.
– Но если в отношении природы действуют вложенные Творцом программы и законы природы, то наше пробуждение от сна без нас не состоится ни при каких условиях, – уточнил владыка. – Если мы желаем, то можем проснуться, а если нет – то так и будем оставаться во мраке ночи и продолжать спать вечным сном. Церковь показывает нам на образ природы весной как на образ того, что должно происходить с нашей душой, всем нашим существом. Но хотим ли мы меняться, желаем ли плодов духа, о которых говорит Господь, Евангелие? Если хотим – то без весны духовной не обойтись. Нужно сделать свой выбор в пользу пробуждения, жизни. Иоанн Богослов в своем Евангелии многократно говорит и просто о жизни, и о жизни вечной. И человек, который рассчитывает быть живым и приобщиться к жизни, должен приобщиться к Богу, потому что жизнь – это не животное существование. Она состоит в общении с Богом, и только там, где Он есть, она возможна. А чтобы приобщиться к жизни, нужно проснуться, сделать свой выбор, поменять приоритеты, о чем и говорит нам Церковь в эти святые дни.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, чтобы Святая Великая Четыредесятница была для нас не просто периодом, когда мы послушаем умилительные песнопения, всплакнем, даже покаемся в своих – и только… Церковь ожидает от нас гораздо большего, Бог ожидает от нас оживления! И дай Бог, чтобы оно состоялось.
19 февраля 2023 года. Мясопустная неделя, о Страшном Суде
Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называется мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще "мясопуст" (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса).
Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46), и она посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде. Это делается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным ("неумытным") судом Божиим.
Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудный, а Его суд - праведным и неподкупным испытанием ("неусыпным истязанием", "неумытным судом"). Перед праведным судом Божиим все будут равны.
Перед воспоминанием Страшного суда Святая Церковь призывает к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном суде. Поэтому мясопустная неделя всегда предваряется Вселенской родительской (мясопустной) субботой, когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.
Мясопустная неделя или неделя о Страшном суде называется еще сырной неделей. В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр. Сырная седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней - масленица.
В дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на многое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в этот период отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи. Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего..." с коленопреклонениями (впервые эта молитва звучит вечером во вторник сырной седмицы). Все это напоминает верующим, что время поста уже настало.
Читать еще на сайте Православие.ру
Источник: afonru.ru/news/2012_02_16
Еще статьи...
Индекс: 390000,
город Рязань, ул. Сенная, д.32
Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73;
В храме: +7 (960) 567-76-53
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В праздничные, субботние и воскресные дни
храм открывается в 6.00
(начало ранней литургии в 6.30)
В простые дни
храм открывается в 7.00
(начало литургии в 8.00)
Как подать записку
дистанционно:
1. Имена о здравии и упокоении
прислать на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:
Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин
Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова
Иконная лавка работает:
с 8.00 до 18.00
перерыв на обед
с 12.00 до 13.00
В связи с капитальным ремонтом крестильного храма,
с 23 мая 2023 года крещение детей совершается в самом Соборе (Боголюбский предел).
КРЕЩЕНИЕ проводится: в будни и субботу с 11 часов, в воскресенье с 12 часов.
БЕСЕДЫ для крестных родителей проходят в субботу и воскресенье в 15-30 в помещении библиотеки.
БЕСЕДЫ для венчающихся проходят в субботу в 15 часов.
По всем дополнительным вопросам обращайтесь за свечной ящик в храме.
Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:
8 (4912) 25-69-73
+7 (960) 567-76-53
Работа гуманитарного склада:
В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает
ЦЕРКОВНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ
сеть православных центров помощи для зависимых
8 (800) 600-16-93
бесплатно, профессионально, анонимно
консультации по зависимости, подбор православного реабилитационного центра, он-лайн группы поддержки