27 сентября 2019 года. Воздвижение Креста Господня

 

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

 

Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

 

Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября).

 

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.

 

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

 

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 - 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

 

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: "Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество".

 

Читать еще на сайте Православие.ру

Юридическая помощь бесплатно

 

Дорогие братья и сестры!

В нашем храме бесплатно оказывается

юридическая консультация для малообеспеченных прихожан.

Каждый четверг с 15:00 до 17:00 в иконной лавке собора.

Новый учебный год в нашей Воскресной школе

 

Дорогие друзья!

Мы рады сообщить вам, что 6 октября начинается новый учебный год в воскресной школе Борисо-Глебского собора города Рязани. 

 

Познакомиться с планом работы Воскресной школы на 2019–2020 учебный год

28 августа 2019 года. Успение Пресвятой Богородицы

 

28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Самое слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».

 

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

 

Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе.

 

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Не смотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

 

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».

 

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

6 августа 2019 года. Митрополит Марк возглавил литургию в Борисо-Глебском соборе Рязани в день престольного праздника

 

Смирение, братолюбие, послушание – эти качества многим кажутся недостижимыми и в наше время, насчитывающее позади много столетий православной истории Руси. И тем более удивительным примером они были во времена, когда жили князья Борис и Глеб. Они были убиты по приказу собственного брата, но не противились этому, надеясь, что и в его очерствевшем сердце пробудятся любовь и милосердие.

 

6 августа Церковь прославляет память братьев Бориса и Глеба, прославленных в лике страстотерпцев. По этому случаю митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в старейшем кафедральном соборе Рязани – этот храм, освящен в честь святых князей Бориса и Глеба.

 

По окончании богослужения митрополит Марк обратился к верующим с наставлением, посвященным сути подвига святых братьев:

 

– Среди святых русской земли благоверные князья Борис и Глеб занимают особое место. Они – первые среди русских святых. И хотя раньше них на Руси жили угодники Божии, например, князь Владимир, княгиня Ольга – но прославлены эти святые были позже.

 

Подвиг князей-страстотерпцев Бориса и Глеба несколько необычен, поскольку, строго говоря, они отдали свою жизнь не за Христа. Их убивали не как мучеников, исповедников веры во Христа. Их убивали как претендентов на княжеский престол. И в глазах убийц князья не были свидетелями веры во Христа. Однако они не захотели противиться своему брату, прозванному в народе Окаянным, не стали средством братоубийственной войны. Они покорились Промыслу Божию, не ждали, что брат может поднять на них руку. В итоге они, подобно Христу, не противясь, отдали свои души Богу. И Русь, пораженная таким незлобием, признала их в качестве святых, как чистую жертву Богу.

 

Какое же послание несут нам благоверные князья? Какой смысл имеет их подвиг для Русской земли и для всех нас? Мы знаем, как страдала Русь, какие беды и проблемы отягощали ее бытие. Она изнемогала от разделения, вражды и нестроений между князьями. Именно отсутствие понимания, междоусобная война стали причиной монголо-татарского ига. И не только его, но и многих других бед, включая Смутное время и Октябрьский переворот.

 

И князья не просто словом, но делом показали, что они готовы скорее умереть, нежели оказаться средством вражды и междоусобной брани. Они отдали свои жизни за единство Руси. И мы, дорогие братья и сестры, живя почти на тысячу лет позже благоверных князей, должны помнить их наказ, должны учиться у них кротости, смирению и самое главное – мирному духу. Нам надо жить в мире и любви со своими ближними, с теми, с кем мы вместе молимся, с кем вместе трудимся, работаем, с кем мы составляем наш русский народ, со всеми гражданами нашего Отечества. Вот в этом смысл послания благоверных страстотерпцев, адресованного и нашей эпохе.

 

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, стараясь следовать за Христом, стремиться к единству, укреплять его, воспринимать своих сограждан как братьев и сестер, и любыми средствами избегать вражды, ненависти, злобы и разделений.

 

Пресс-служба Рязанской епархии

Смотреть фотографии и видеоматериалы на сайте Рязанской епархии

12 июля 2019 года. Память первоверховных Апостолов Петра и Павла

 

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

 

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

 

Читать об Апостолах на сайте Православие.ру

1 июля 2019 года. Седмица 3-я по Пятидесятнице. Икона Божией Матери Боголюбская

 

 

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

 

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

 

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.

 

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

30 июня 2019 года. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых в земле Русской просиявших

 

Каждый год Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих» – Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней. Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.

 

Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним. Святые Церкви – наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник».

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

23 июня 2019 года. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых

 

Неделя всех святых - празднование Православной Церкви в честь всех святых. Празднуется в 1-ю неделю по Пятидесятнице. Продолжая собой празднование Пятидесятницы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов, Неделя всех святых напоминает о всём множестве святых, которые просияли и которым надлежит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от Адама и до Второго Пришествия Христова.

 

Читать подробнее на сайте Православие.ру

15 июня 2019 года. В Троицкую родительскую субботу митрополит Марк совершил литургию и панихиду в Борисо-Глебском соборе

 

Накануне Пятидесятницы, дня Святой Троицы, Православной Церковью установлена родительская суббота, называемая Троицкой. Это одна из семи родительских суббот и одна из двух, именуемых Вселенскими, то есть таких дней, когда верующие молятся обо всех преждепочивших православных христианах, а не только об усопших родных и близких.

 

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк в этот день, 15 июня 2019 года, совершил Божественную литургию и панихиду в Борисо-Глебском соборе Рязани. После богослужения владыка обратился к верующим с наставлением, посвященным значению Троицкой родительской субботы как для ныне живущих православных христиан, так и для тех, чей земной путь уже завершился.

 

– Сегодня, в субботний день, накануне праздника Пятидесятницы, мы с вами, дорогие братья и сестры, вспоминаем всех от века усопших православных христиан. Эта суббота называется Вселенской родительской. Почему же именно сегодня, накануне праздника Пятидесятницы, мы отмечаем память наших усопших прародителей? Праздник Пятидесятницы называется еще днем рождения христианской Церкви, потому что именно в этот день Святой Дух сошел на апостолов и именно с этого времени начинает свой исторический путь Христова Церковь на земле.

 

Церковь Христову многие воспринимают чисто по-земному. Если брать наших современников, многие из них говорят о том, что Церковь – лишь одна из многих общественных организаций. Да, старое, пусть даже со своими особенностями и традициями, но именно земное сообщество, имеющее свою земную миссию, служение.

 

Сам факт того, что мы отмечаем сегодня день памяти многих наших усопших прародителей, говорит о более глубоком восприятии Церкви. Церковь – это не только те, кто еще жив и несет свое служение в ее лоне. Церковь заключает в себе и живущих, и усопших. Церковь есть общество, главой которого является Христос, и членами Церкви являются как те, кто еще принадлежит к Церкви воинствующей, так и те, кто уже упокоился от земных дел.

 

Мы сегодня поминаем память всех от века усопших православных христиан, возносим Богу за них особую молитву. Счастливы те люди, которые жили со Христом и умерли с Ним. За них постоянно творится молитва. Даже если не останется никого из родственников и близких, тех, кто возглашает им вечную память, молитва Церкви продолжается, и она обнимает всех тех людей, которые в вере и благочестии завершили свой земной путь. Это урок и для нас, братья и сестры, чтобы мы были верными Богу, чтобы мы принадлежали к этому великому объединению, к этому великому таинственному телу, главой которого является Христос. Дай Бог всем нам хранить верность Христу, стараться, чтобы наши грехи не отделяли нас от Церкви, и чтобы мы всегда, не важно, в каком бы мы ни были состоянии, еще живыми или уже усопшими, находились бы под покровительством Церкви, и чтобы за нас всегда творилась в храмах молитва.

 

Пресс-служба Рязанской епархии

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73; 

В храме: +7 (960) 567-76-53

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30)

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00)

 

Как подать записку
дистанционно:

 

1. Имена о здравии и упокоении
прислать на 
электронный адресЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

2. Пожертвование перечислить
на одну из карт Сбербанка:

Ключарь собора:
4276 5300 1528 8926
Владелец карты:
Георгий Иванович Аверин

Казначей собора:
4276 5300 1901 2207
Владелец карты:
Мария Борисовна Родионова

 

Иконная лавка работает:

с 8.00 до 18.00

перерыв на обед

с 12.00 до 13.00

Таинство крещения совершается ежедневно кроме понедельника по предварительной записи по телефонам:

8 (4912) 25-69-73

+7 (960) 567-76-53

 

 

Работа гуманитарного склада:

В связи с ремонтом гуманитарный склад временно не работает